logo search
ЭТ №1

1.Ординалистический подход в теории потребительского поведения на рынке. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Равновесие потребителя.

Порядковый (ординалистский). Потребитель не измеряет полезность каждой единицы блага, а упорядочивает все товары и их наборы по степени предпочтительности. Этот подход базируется на аксиомах:

-аксиома полной упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные товары с помощью отношений предпочтения или безразличия;

-аксиома транзитивности (перехода). Если первый товар сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с 3

-аксиома ненасыщения. Если к любому товару, состоящему из определенного количества единиц, добавить еще одну единицу, то полученный набор будет наиболее предпочтительным. Полного насыщения потребителя не бывает;

-аксиома независимости потребителя от внешних эффектов. Удовлетворение потребностей зависит только от количества и качества потребительских благ.

Особенности, влияющие на потреб. выбор:1.Эффект присоединения к большинству, 2.Сноба, 3.Веблена (для престижа)

Теория потребительского выбора объясняет, как потребитель тратит свой доход с целью максимизации удовлетворения своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор потребителя влияют цена товара, доход и предпочтения. Теория опирается на закономерность рационального поведения потребителя: при заданных ценах потребитель стремится распределить свои средства на покупку различных товаров так,чтобы максимизиров. полученную полезность.

Кривая безразличия (равных полезностей) графически изображает систему предпочтений потр-ля. Каждая точка на ней хар-ет комбинацию двух товаров, имеющих равную общую полезность, т.е. потребителю безразлично, какую комбинацию двух товаров выбрать. Карта кривых безразличия:1.через любую точку графического пространства можно провести соответствующую кривую безразличия, т.е. найти такие комбинации товаров, которые имеют совокупную полезность такую же, как заданная точка,2.кривые безразличия не пересекаются.3.кривые безразличия, лежащие выше и правее данной кривой, являются более предпочтительными для потребителя.

С законом замены (чем дефицитнее товар для потребителя, тем выше относительная стоимость его замены) связана категория предельной нормы замещения. Предельной нормой замены товаром X товара Y называют количество товара Y, которое потребитель согласен потерять, чтобы получить дополнительную единицу товара X при одинаковой общей полезности комбинации этих товаров. Предельная норма замены характеризует наклон кривой безразличия.

Бюджетная линия показывает наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат. Она называется линией возможностей потребителя. Потребитель свободно перемещается по своей бюджетной линии вверх и вниз, выбирая необходимые комбинации товаров.

Область выше данной бюджетной линии недостижима для потребителя, т.к. у него нет больше денег. Область ниже данной бюджетной линии не имеет значения, т.к. он полностью тратит свои деньги. Точка В не самый лучший вариант для потребителя, т.к. не достигается максимальная полезность. Потребитель, перемещаясь по бюджетной линии, попадает в точку, в которой он в наивысшей степени удовлетворяет свои потребности. Это точка А, или точка касания бюджетной линии и кривой безразличия. Эта точка показывает оптимальный набор приобретаемых товаров и называется точкой оптимального потребительского выбора или точкой равновесия потребителя. В этой точке угол наклона кривой безразличия равен углу наклона бюджетной линии.

В среднесрочном и длительном периодах необходимо учитывать изменение доходов и цен:

Реакция потребителя на изменение дохода. Линия «доход-потребление».Цены на товары не меняются, меняется только доход. Изменение дохода приводит к сдвигам бюджетных линий. При увеличении дохода бюджетная линия смещается вверх, а при снижении дохода – вниз.

Кривая ОК – линия «доход-потребление» характеризует множество равновесных комбинаций двух товаров при изменении дохода и постоянном соотношении цен. Нормальные товары (которые увеличиваются в потреблении с ростом дохода).Существуют низкокачественные товары: с ростом дохода их потребление уменьшается. Пока ОК положительный наклон, оба товара нормальные. Как Х превр. в низкокачественный товар, наклон ОК отрицательный и увеличиваются закупки У. Возможен вариант вертикальной прямой «доход-потребление». Потребление этих товаров является постоянным при всех уровнях дохода.

Реакция потребителя на изменение цен. Линия «цена-потребление». Пусть цена товара Х (Рх) увеличивается, а цена товара У (Ру)=const. На ЕЕ1 при снижении Рх увеличивается потребление товара Х за счет снижения потребления У. При дальнейшем снижении Рх потребитель не только увеличивает покупки товара Х, но и покупки товара У, поэтому кривая приобретает положительный наклон. При дальнейшем снижении Рх все больше дохода тратится на У, и линия «цена-потребление» начинает приближаться к пунктирной линии, отражающей максимальное количество У, которое потребитель может купить.

Эффект дохода. Если цена продукта падает, то реальный доход потребителя увеличивается. Это увеличение реального дохода проявится в росте объема покупок разнообразных товаров, включая и этот продукт.

Эффект замещения. Снижение цены продукта означает, что он стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром др. продукты, к. стали теперь относительно дороже.

Эффект дохода и эффект замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потр-ля купить большее количество опред-ых т-в по низкой цене, чем по высокой.

Предельная норма замещения – количество на которое потребление одного из благ д.б. увеличено или уменьшено чтобы компенсировать потребителю уменьшение (увеличение) потребления блага на дополнительно предельную величину.

Кривая безразличия показывает возможность замены одного блага другим. Точка касания кр. Безразл-я с бюджетной линей – равновесие потреб-ля (max полезность)

Доход-потребление

Последовательное положение равновесия потр-ля в соответ-ии с ростом его доходов. Соединив их получ. Кривую доход-потребление или кривая уровня жизни. Если она выходит из нач координат под углом 45г. То потребление бл.А и В увеличивается в один-х пропорциях. С увел дохода потребление вторичных благ растет быстрее, чем благ первой необходимости. Сначала происходит насыщение продав-ми тов-ми, затем пром-ми стандарт-го качества, затем тов-ми высшего кач-ва, но может произ-ти всплеск спроса на тов сред.кач-ва.

Кривая цена-потребление: Цена блага А снижается,если под благом В подраз-ть совокупность всех др благ, то кривая цена-потребление – кривая спроса

Парадокс Гифина: сущ тов-ры спрос на которые растет при росте цены (низкокач-е), кривая спроса имеет положит-ый наклон.

БИЛЕТ 7.