logo search
Подготовка к ГОСам / Для дипломников 2010 / Лекции ДКБ

5.2. Принципы организации безналичных расчетов

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов - основополагающие начала их про­ведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и плате­жей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношения под­разделяются на вещные (раздел 2 ГК РФ) и обязательственные (разделы 3, 4 ГК РФ). Рыночный оборот по существу представляет собой сово­купность различных обязательственных отношений, связанных с испол­нением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. В экономической ли­тературе высказана позиция, что безналичные расчеты - это не движе­ние денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (теку­щем) счете. А на корреспондентских счетах банков, отражаются уже сум­мы требований к банкам-корреспондентам, основным из которых яв­ляется Банк России. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посред­ством регулирования. Базой для последнего служит комплекс законов и под законных актов (указов Президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым пору­чено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие междуна­родных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость использования соответству­ющих конвенций и нормативных актов.

В связи с этим следует отметить, что в начале XX в. немецкий эко­номист Г. Кнапп рассматривал деньги только как платежное средство (других функций он не признавал), причем как продукт государствен­ной власти и права1. «Сущность денег, - отмечал он, - заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребле­ние».

К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный ко­декс РСФСР; Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Специальные законодательные и подзаконные акты включают: Фе­деральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.; Федеральный закон «О банках и банковс­кой деятельности» от 3 февраля 1996 г.; Положение о чеках, утверж­денное постановлением Верховного Совета (ВС) Российской Федерации от 13 фе враля 1992 г.; Положение о переводном и простом векселе, ут­вержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г., Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г, Положение ЦБР от 08.09.00г. N120-П «О безналичных расчетах в РФ» , и др.

Особо следует отметить роль ГК РФ, части второй, введенной в дей­ствие с 1 марта 1996 г. В главах 45 и 46 этой части упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыноч­ным условиям экономики: действие договора и тайна банковского сче­та, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, условия исполнения банком поручений о проведе­нии расчетных операций с использованием различных платежных ин­струментов и последствия неисполнения поручений, ответственность участников расчетов.

Главный регулирующий орган платежной системы - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно вышеуказанному закону о нем среди трех его основных задач, изложенных в начале зако­на, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов. На Банк России возложены следующие обязанности:

• установление правил, сроков и стандартов осуществления расче­тов и применяемых при этом документов;

• координация, регулирование и лицензирование организации рас­четных, в том числе клиринговых, систем.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении ЦБР от 8 сентября 2000г.N120-П О безналичных расчетах в Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями .

Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловле­на и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковс­кими обычаями в использовании различных элементов платежной сис­темы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается де­бетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Япо­нии - кредитовым переводам. В России до революции было широко развито вексельное обращение. В связи с массовостью расчетных опе­раций условия многих из них унифицируются. Банком России установ­лены единые требования к оформлению расчетных документов и ут­верждены стандарты этих документов.

К 2000г. сложившаяся нормативная база, регулирующая платежно-расчетные отношения, имела недостатки. По мнению право­ведов , основные из них:

• существенное отставание нормотворчества от динамики развития денежного рынка;

• недостаточно активное обновление правовых норм и замедленное введение современных категорий.

Все это привело к устареванию системы законодательства в области расчетных отношений. Как отмечается в юридической литературе, об­ласть, с которой имеет буквально каждый предприниматель и от которой зависит четкая работа всего хозяйственного механизма, регламентируется такими актами, как письма и телеграммы Банка России.

Последствия нормативно-правового вакуума следующие:

• либо увеличение объема договорной документации, ее крайняя усложненность, включение положений, которые должны устанавливать­ся законом, вплоть до понятийного аппарата;

• либо (что происходит в подавляющем большинстве случаев) от­сутствие необходимых договорных условий и соответственно неизбеж­ное ущемление интересов экономически более слабой стороны.

Таким образом, неопределенность правовых условий порождает правовой риск.

Второй принцип - осуществление расчетов преимущественно по бан­ковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и платель­щика - необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ве­дутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор об обслуживании - самосто­ятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязаннос­ти) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функ­ционирование счетов предприятий в банке предопределяется действу­ющим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также Положением ЦБР от 8 сентября 2000 г. N120-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельнос­ти» (ст. 3.0) в договоре должны быть указаны : а) процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), б) стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, в) имущественная ответственность сторон за нарушение договора, вклю­чая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществле­ния платежей, г) порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количе­ство расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом. На практике это приводит к негативным моментам

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов меж­ду собой открывают корреспондентские счета - друг у друга (заключа­ется договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке - в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечива­ющем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого прин­ципа - залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все пла­тельщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления и списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостаю­щие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

- либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

- либо специального акцепта документов, выписанных получателя­ми средств (платежных требований, переводных векселей).

-либо при наличии специального списка предприятий, с которыми ведутся расчеты при помощи акцептной формы расчетов.

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорно­го (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по нало­гам и другим обязательным платежам - на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыс­кателей, а также безакцептного списания за тепловую и электри­ческую энергию, коммунальные и услуги железнодорожного транспорта .

Пятый принцип - срочность платежа, он вытекает из самой сути ры­ночной экономики, неотъемлемым условием которой является своев­ременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в пос­ледний день срока даны в первой части Гражданского кодекса РФ, вве­денной в действие с 1 января 1995 г. (ст. 190-195). Значение этого прин­ципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет пла­тежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными догово­рами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению круго­оборота средств и в конечном счете к платежному кризису.

Обязательными реквизита­ми представляемых в банк платежных поручений служат срок и очеред­ность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода - времени выполнения банками услуг по проведению рас­четных операций. В форме бухгалтерского баланса предприятия деби­торская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью со­вершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения - подразделяется на предварительный, текущий, после­дующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюде­нии данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федераль­ного закона РФ от 21 ноября 1996г.№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обя­заны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со сто­роны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредни­ками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, насе­лением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблю­дение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания ус­тойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на За­паде, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В ча­стности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов.

В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе ра­боты, усиливая свой капитал с клиентами. Все больше получает разви­тие финансовый менеджмент клиента как система управления денеж­ными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков - сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиента - финансовое обеспече­ние коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств.

Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.

Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со сто­роны государства за соблюдением правил игры предприятиями различ­ной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одни­ми из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно свя­зан седьмой принцип - их имущественной ответственности за несоблю­дение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убыт­ков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственно­сти. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убыт­ки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию зако­нодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рын­ку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожа­луй, ни в одной сфере экономических отношений, за исключением на­логовой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них зани­мают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. В Гражданском кодексе (ча­сти первой, ст. 295) значительно усилена ответственность за неисполне­ние денежного обязательства.

Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса взыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7%' суммы за каж­дый день просрочки; принятие порядка бесспорного взыскания недо­имки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающи­еся от его дебиторов, а также на имущество недоимщиков и др.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых опе­раций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживаю­щий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям с други­ми банками, и, при необходимости, с участием РКЦ.

Несмотря на предпринимаемые меры, проблема укрепления прин­ципа имущественной ответственности в процессе организации расче­тов осталась одной из трудноразрешимых. Как свидетельствует прак­тика работы арбитражных судов, функционирующих в России с 1993 р., самые болезненные дела связаны с расчетами. Из поступивших в 1997 г; на разрешение арбитражных судов исковых заявлений, относящихся к гражданским правоотношениям, более 70% всех дел связано с расчета­ми за продукцию, товары и услуги. Резко увеличивается и количество споров, вытекающих из кредитных договоров и договоров на расчет­но-кассовое обслуживание.

Самое большое количество претензий и исков, предъявляемых в свя­зи с неисполнением обязательств по договорам, объясняется ненадле­жащим исполнением или неисполнением условий расчетов за товар. Не­достаточная ответственность недобросовестных получателей продукции стала одной из причин несвоевременных платежей. Множество нару­шений и экономических преступлений связано с расчетами, а также с использованием счетов в банках.

Подытоживая изложение двух последних взаимосвязанных между собой принципов организации безналичных расчетов, следует отметить, что пока еще не налажена целостная система контроля за сферой расче­тов со стороны коммерческих и центрального банков, Министерства финансов РФ, Министерство налогов и сборов РФ, Прокуратуры РФ и других органов. Во многом это связано со становлением новых усло­вий деятельности самих этих органов применительно к рыночной эко­номике, а также недостатками в создании соответствующей законода­тельной базы. Отсюда своевременной является задача подготовки и издания Федерального закона «О государственном финансовом конт­роле в Российской Федерации», поставленная в Указе Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095.