logo search
КУРС ЛЕКЦИЙ

4.12.2. Договор страхования грузов

Современная внешняя торговля и морские перевозки, равно как и межрегиональные перевозки, не могут обходиться без стра­хования.

Как правило, в торговых договорах и контрактах вписывается пункт, предопределяющий страхование груза, страхователя груза, а в ряде случаев и условия страхования.

В основу страхования груза заложен имущественный интерес владельца груза либо лица материально ответственного за его со­хранность.

Страховым интересом страхователя, т.е. предметом его дого­вора о страховании со страховщиком, является груз, плата за пере­возку и ожидаемая прибыль.

Участниками отношений по перевозке груза выступают отпра­витель груза (грузоотправитель), получатель груза (грузополуча­тель), перевозчик груза (транспортная организация либо владелец индивидуального транспорта), экспедитор — лицо, координи­рующее перевозки груза.

Страхование груза берет свое начало в средние века как мор­ское страхование грузов и является одним из важных видов мор­ского страхования.

Договор страхования груза — карго — заключается либо на конкретную перевозку определенного груза либо на определен­ный отрезок времени.

Суть договора страхования — гарантировать страхователю за­щиту от наступления случайных, непредвиденных обстоятельств, приводящих к утрате или повреждению груза.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. В заявлении указываются:

данные и реквизиты страхователя;

Страховая компания договор может заключать с осмотром и со­ставлением описи и указанием всей информации по грузу, а также и без осмотра в зависимости от вида и способа перевозки груза.

Ответственность за правильность информации о грузе несет страхователь. Он должен сообщать страховщику о всех заключен­ных или заключаемых договорах по данному грузу, принимать все меры предосторожности, сообщать страховщику, как только это станет ему известно, о всех существенных изменениях в риске, не­замедлительно сообщать страховщику - место нахождения утрачен­ного груза, если последний найден.

При определении объема ответственности страховщика при­меняются три стандартных вида условий:

По договоренности между сторонами в стандартные условия договора страхования могут быть внесены изменения и уточне­ния, такие как: ответственность за хранение груза при перевалке груза, промежуточное складирование груза или временное его хранение в пункте назначения. По дополнительным договорам груз может быть застрахован на это время по рискам: пожар, взрыв, просадка фунта, залив грунтовыми водами, водами отопи­тельной и водопроводной систем, стихийные бедствия и другие риски, присущие имущественному страхованию.

По дополнительным условиям может страховаться груз с от­ветственностью за риски хранения, по которым страхуется иму­щество.

Не подлежат возмещению убытки, явившееся следствием:

Каждый вид груза подвержен своим специфическим рискам.

Насыпные по характеру риска отличаются от наливных грузов, продукты питания -от оборудования и сложной техники, хими­каты — от продукции легкой промышленности, поэтому подходы к оценке риска в зависимости от состава груза, транспортного средства и способа размещения на нем, срока и географии транс­портировки требуют в своем большинстве индивидуального под­хода как в оценке риска, так и в расчете тарифной ставки.

Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон на основании документов купли-продажи, подтверждающих стои­мость груза.

Если стоимость груза документально не подтверждена, то она не должна превышать рыночную на момент заключения договора, при этом при расчете используются объемные или количествен­ные показатели страхуемого груза и его состояния на момент при­нятия на страхование.

Страховая премия определяется индивидуально исходя из ус­тановленной тарифной ставки с учетом вида перевозимого груза, его упаковки, периода и способа перевозки или хранения, места нахождения груза при перевозке водным транспортом (в трюме или на палубе), дальности перевозки, района плавания и специа­лизации судов и т.п.

По соглашению сторон устанавливается франшиза, как прави­ло, она соответствует норме естественной убыли.

Страховщик несет ответственность в пределах страховой сум­мы, и начинается она с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и в течение всей перевозки до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой ко­нечный пункт назначения, указанный в страховом полисе.

Одним из первых требований порядка взаимоотношений сто­рон при наступлении страхового случая является обязанность страхователя известить страховщика или его представителя о на­ступлении страхового случая, принять меры к спасению груза и минимизации возможного ущерба. Страхователь должен предоставить возможность страховщику производить осмотр поврежден­ного груза и при необходимости обеспечить страховщика необхо­димыми документами для предъявления регрессного иска к виновнику причинения ущерба.

При наступлении страхового события страхователь представ­ляет документы на выплату, включающие в себя:

В течение 3 суток после получения необходимых документов страховая компания оформляет материалы на выплату.

Страховщик должен возместить страхователю все произведен­ные им расходы по предотвращению или уменьшению убытков, возникших в результате страхового случая. Размер убытка опреде­ляется представителем страховщика с участием страхователя. В случае появления разногласий каждая из сторон может потребо­вать, чтобы убыток был определен независимой экспертизой.

Ущерб возмещается в размере пропорционально принятой от­ветственности страховщиком по застрахованному грузу.

Права на груз, по которому произведена выплата, переходит страховщику по договору абандон (передача прав страховщику на утраченный груз). Правилами страхования предусматривается следующее: страховщик может отсрочить выплату по свершившемуся событию в случаях:

Договоры на страхование грузов могут заключаться как на ка­ждую отправку, так и генеральный договор на страхование всех грузов. Срок не устанавливается.

По каждой отправке страхователь обязан сообщить основные сведения об отправляемых грузах, пунктах отправления и назна­чения, видах перевозочных средств, а также информировать стра­ховщика обо всех изменениях в риске.

Страхование грузов возможно с охраной и без охраны.