5.1. Страховой бизнес в России
Страхование – один из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов бизнеса. Автоматизация является одним из главных элементов стратегии развития страховых компаний. В страховой компании все бизнес-процессы тесно связаны, автоматизация отдельно взятой задачи практически ничего не дает, необходима сквозная автоматизация всех процессов в комплексе.
В страховом бизнесе основой всего является страховой продукт – услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемый клиентам.
В настоящее время новые информационные технологии, основанные на прогрессивных методах и средствах обработки информации, использовании баз данных и пакетов прикладных программ, широко используются в различных отраслях человеческой деятельности, одной из которых является страхование.
Функционирующие страховые фирмы имеют различную организационную структуру.
Так, компания Росгосcтрах имеет трехуровневую структуру: федеральный, региональный и местный уровни. Наряду с этим, существуют фирмы с двух- и одноуровневыми структурами. Определенная организационная структура страховой фирмы предполагает определенную технологию обработки и анализа информации.
Фирмы со сложной организационной структурой, как правило, имеют более сложные информационные технологии. Кроме того, технология сбора, обработки и передачи информации на вышестоящие уровни в страховой компании с многоуровневой организационной структурой зависит от технической оснащенности каждого уровня и всей страховой компании. Персональные компьютеры, составляющие основу технической базы страховой компании, привели к широкому использованию автоматизированных рабочих мест на различных уровнях: местном, региональном, федеральном.
Технический уровень современных персональных ЭВМ, на базе которых создаются АРМ, позволяет делать их информационно-совместимыми друг с другом.
Информация, подготовленная на АРМ специалиста одного подразделения, может использоваться без повторной фиксации данных специалистами других подразделений страховой компании. Внутриуровневый обмен информацией осуществляется с использованием локальной сети. Межуровневый обмен информацией в многоуровневой страховой компании, как правило, реализуется с помощью средств дистанционной связи или передачи магнитных носителей. Так, в страховой компании Росгосстрах на местном уровне в результате автоматизированной обработки данных формируются по определенной структуре файлы телеграмм, которые передаются на региональный уровень. С помощью соответствующего программного обеспечения на региональном уровне осуществляется обработка полученных данных и формирование по определенной структуре файлов данных для передачи их на федеральный уровень.
Современные информационные технологии в страховании ориентированы на возможность адаптации к изменяющимся условиям работы страховых компаний:
1. Прежде всего, это вступление в силу закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», который вызвал резкий рост количества договоров на страхование. А это означает большой рост объемов данных и появление других задач, решение которых невозможно без эффективных информационных систем.
2. Еще один важный фактор – изменение правил бухгалтерского и налогового учета и движение в сторону международных стандартов учета и отчетности. Достижение большей финансовой прозрачности компании для акционеров и руководства требует освоения новых методологий учета и построения совершенной информационной платформы с развитой аналитической подсистемой.
3. Рост различных видов страхования. Страхование жизни – самый востребованный вид страхования последних лет. Его доля в общем объеме взносов на протяжении 2003 г. колебалась на уровне 35 – 45%. Объемы по страхованию имущества, добровольному медицинскому страхованию (ДМС) и страхованию от несчастных случаев по итогам 2003 г. выросли.
4. Другим достаточно активным направлением развития страхового рынка стали программы страхования финансовых рисков, непосредственно связанных с бурным ростом кредитования населения в нашей стране.
5. Изменение законодательства, регулирующего лизинговую деятельность, вызвало появление в истекшем году новых страховых продуктов, рассчитанных на страхование ответственности лизингополучателей.
6. Появились и начинают внедряться в реальную практику страховые продукты, рассчитанные на защиту банков, осуществляющих потребительское кредитование.
Существуют проблемы, сдерживающие развитие страхового рынка России: неплатежеспособность потенциальных страхователей (как граждан, так и юридических лиц), несовершенство нормативно-правового регулирования страховой деятельности, монополизм крупных страховых компаний.
С другой стороны, у большинства страхователей существуют определенные страховые интересы, не удовлетворяемые российскими страховщиками: если рынок страхования лизинга по большей части сложился, что косвенным образом отражается в падении интереса к данному виду страхования у страховщиков, ранее активно на нем не работавших, то относительно страхования инноваций дело обстоит значительно хуже. Само понятие инновационных рисков для многих страховщиков нуждается в дополнительном пояснении.
5.2. Преимущества автоматизации в сфере страхования На необходимость в использовании в страховых компаниях автоматизированной системы управления указывает ряд следующих факторов, присущих страховому бизнесу:
Регистрация, хранение и быстрая обработка большого объема информации. Технология страхования предусматривает обработку больших объемов данных. Планирование деятельности базируется на актуарных расчетах и статистической обработке огромного объема информации, который накапливается на протяжении значительного периода времени. Это предъявляет повышенные требования к надежности хранения данных, поддержки их целостности и достоверности.
Оперативность принятия решений в условиях динамично меняющихся внешних обстоятельств. Выполнение договорных условий требует оперативной обработки и своевременной подготовки данных.
Необходимость в информационном взаимодействии подразделений страховой компании. Накопление и обработка данных происходит в различных подразделениях компании. При отсутствии автоматизированной системы управления сложно наладить постоянную информационную связь подразделений в рамках страховой компании в целом.
Использование автоматизированной информационной системы дает возможность:
повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией; это позволит руководству оперативно получать сводные данные, характеризующие финансовое положение компании в целом, оценивать эффективность работы подразделений, определить результаты деятельности по тому или иному виду страхования;
снизить расходы на ведение дел компании за счет автоматизации процессов обработки информации и упрощения доступа сотрудников компании к информации;
аналитическим службам проводить актуарные расчеты на основе единого банка данных, что позволяет компании осуществлять разумную тарифную политику;
руководителям среднего звена анализировать деятельность своего подразделения и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов;
повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями и филиалами компании;
гарантировать полную безопасность данных на всех этапах обработки информации;
изменить характер ручного труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях.
- Раздел 2
- Тема 1. Общие характеристики эис
- 1.1. Принципы построения и функционирования эис
- 1.2. Защищенность экономической информационной системы
- Угроза − это потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность.
- Тема 2. Функции эис
- 2.2. Цели и задачи экономической информационной системы
- Тема 3. Бухгалтерские информационные системы
- 3.1. Понятие бухгалтерских экономических систем
- 3.2. Принципы построения бухгалтерских информационных систем
- 3.3. Буис крупных предприятий
- 3.4. Буис на предприятиях малого и среднего бизнеса
- Тема 4. Банковские информационные системы
- 4.1. Банки и банковские операции
- 4.2. Банковские информационные системы
- 4.2.1. Проблемы внедрения банковских информационных систем
- 4.3. Автоматизация банковской деятельности
- 4.4. Телекоммуникационные взаимодействия банка
- 4.5. Пластиковые карточки
- 4.5.1. Пластиковая карта. Элементы пластиковой карты
- Тема 5. Автоматизированные системы страхования
- 5.1. Страховой бизнес в России
- 5.3. Автоматизированные информационные системы страхования
- Тема 6. Автоматизированные информационные системы налоговых органов
- 6.1. Автоматизированная информационная система «Налог»
- Тема 7. Статистические информационные системы
- 7.1. Основные задачи государственной статистики
- 7.2. Информационные технологии, используемые в статистических информационных системах
- Тема 8. Информационные системы управления
- 8.1. Структура информационной системы управления
- 7.2. Основные направления применения ису
- 7.3. Влияние ису на эффективность работы организации. Проблемы, связанные с внедрением ису