logo search
ЭТ №1

1.Общественные блага и внешние эффекты. Роль государства в решении этих проблем.

Благо – это любой предмет, как материальный, так и не материальный, способный удовлетворить опред. потребности потребителя или быть использованным для соответствующих целей производителя. Частное благо – делимы, выступ. в виде малых единиц. Принцип исключения – кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получает этот продукт, кто не желает – исключается из числа потребителей этого блага. Являются объектом купли-продажи. Общественные товары – специфическая разновидность товаров, удовлетворяющих потребности, как отдельных индивидов, так и всего общества. В западной экономической литературе наряду с этим термином используют термин «общественные блага», включая в него товары и услуги. Это такие виды товаров и услуг, которые рыночная система вообще не намерена производить. Сост. из крупных единиц. Для общественных товаров характерны два основных принципа: 1 – неделимость, т.к. они состоят из таких крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям; 2 – неисключаемость из потребления, т.е. потребление этих благ одним индивидом не исключает пользование данным благом другими; 3 – неконкурентоспособность – т. е. не продается поштучно. Напр. МАЯК. 1. Потребляется на основе коллективных решений, 2. Производство обеспечивается государством, 3. Источник ресурсов - обложение налогами.

Конц. ОБ б-а выдвинута в 1954 амер. Самуэльсоном – анализ неоклас. ЭТ с учетом принципов теории благосост-я. В ее основу вошли вопросы распр-я рес-сов м. разл. слоями и индивидами общества; вопросы выбора и принятия эфф. решений, когда перестает действовать невидимая рука рынка.

Существуют различные концепции общественных товаров. Выделяют чистые (национальная оборона, единая энергосистема, сети коммуникаций, услуги правительства) и ограниченные (полицейская и пожарная охрана, медицинское обслуживание, библиотеки, музеи) общ. товары. Причем ограниченные товары называют квазиобщественными благами, т.к. они подпадают под действие принципа исключения, т.е. на них можно устанавливать цены и обеспечивать ими потребителей путем рыночных отношений.

Общественные блага обеспечивает государственный сектор, финансирует правительство за счет налогов. Любой налогоплательщик покупает их у государства по цене-налогу, а совокупный спрос на эти товары лимитирует их объем, размеры расходов государственного бюджета. Т.о., предложение общественных товаров не должно превышать совокупный спрос на них. Т.к. чистые общественные товары не являются сферой рыночных отношений, расходы по их производству несет государство.

Внешние эффекты – такие изменения в благосостоянии экономических агентов, которые не вызваны их действиями на рынке; это издержки и выгоды полезности от рыночных операций, не отраженных в цене. Они оказывают влияние на благосостояние людей, однако при этом они не принимаются во внимание при определении ВВП. Они возникают как в производстве, так и в потреблении, охватывают интересы как отдельного индивида, так и общества в целом, являются «внешними» по отношению к рыночным ценам, они влияют на третьи лица, не принимающие участия в рыночных сделках.

Внешние эффекты обладают положительными и отрицательными признаками. Положительный внешний эффект – это полезность, не отраженная в ценах. Он означает, что предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность. Под отрицательным внешним эффектом понимается стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта. Так, загрязнение окружающей среды приносит населению негативный результат и снижает благосостояние людей. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных издержек.

Внешние эффекты превращаются во внутренние посредством корректировки предельных индивидуальных издержек или полезности так, чтобы они отражали общественные издержки или полезность. Если корректирующий налог повышает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и вызывает повышение цен, то корректирующая субсидия повышает предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности и вызывает уменьшение цен.

Кроме указанных способов регулирования внешних эффектов, государство использует налоговую и бюджетную политику. Наиболее предпочтительным способом является способ законодательного ограничения

Билет 3