8.1. Структура информационной системы управления
Информационная система управления объектом − совокупность информационных потоков, средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих функции по переработке данных.
Автоматизация и создание информационных систем являются на данный момент одной из самых ресурсоемких областей деятельности техногенного общества. Возникают автоматизированные системы управления, действие которых направлено на поддержание или улучшение работы объекта с помощью устройства управления (комплекс средств сбора, обработки, передачи информации и формирования управляющих сигналов или команд).
В настоящее время информационная система управления, в общем случае, состоит из четырех подсистем:
системы обработки транзакций;
системы управленческих отчетов;
офисной информационной системы;
системы поддержки принятия решений,
включая информационную систему руководителя, экспертную систему и искусственный интеллект.
Системы обработки транзакций оказывают помощь в выполнении операций. Обрабатывая транзакции, они насыщают информационную систему данными, осуществляя регистрацию выполнения операций. Эти данные затем используются в работе систем управленческих отчетов и систем поддержки принятия решений.
Системы управленческих отчетов периодически подготавливают сведения в виде отчетов заранее установленных форм. Эти отчеты затем используются менеджерами для принятия решений. СППР также применяются менеджерами, но для принятия решений на основе собственных моделей.
Офисная информационная система представляет собой распределенную иерархическую сеть автоматизированных рабочих мест специалистов, построенных на базе персональных компьютеров и позволяющих каждому сотруднику выполнять работу с наименьшими затратами труда, быстро и качественно. ПК позволяет быстро настраиваться на задачи конкретного специалиста, совершенствовать стиль и методы управления конкретного руководителя.
Офисные информационные системы позволяют повысить производительность труда менеджеров и справиться с возрастающим объемом работ.
Часть управляющей информационной системы, обширная система внешних связей предприятия, а также технологические и маркетинговые процессы развития производства – это система поддержки принятия решений. СППР в современном понимании − это механизм развития бизнеса.
СППР можно, в зависимости от данных, c которыми они работают, разделить на оперативные, предназначенные для немедленного реагирования на текущую ситуацию, и стратегические − основанные на анализе большого количества информации из разных источников с привлечением сведений, содержащихся в системах, аккумулирующих опыт решения проблем.
СППР первого типа получили название Информационных Систем Руководства (Executive Information Systems, ИСР). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия или OLTP-системы, в идеале адекватно отражающей в режиме реального времени все аспекты производственного цикла предприятия.
Для ИСР характерны следующие основные черты:
- отчеты, как правило, базируются на стандартных для организации запросах (число последних относительно невелико);
- ИСР представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику и мультимедийные возможности;
- как правило, ИСР ориентированы на конкретный вертикальный рынок, например: финансы, маркетинг, управление ресурсами.
СППР второго типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных подсказывают менеджерскому составу выводы и придают системе черты искусственного интеллекта. Такого рода системы создаются только в том случае, если структура бизнеса уже достаточно определена и имеются основания для обобщения и анализа не только данных, но и процессов их обработки.
- Раздел 2
- Тема 1. Общие характеристики эис
- 1.1. Принципы построения и функционирования эис
- 1.2. Защищенность экономической информационной системы
- Угроза − это потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность.
- Тема 2. Функции эис
- 2.2. Цели и задачи экономической информационной системы
- Тема 3. Бухгалтерские информационные системы
- 3.1. Понятие бухгалтерских экономических систем
- 3.2. Принципы построения бухгалтерских информационных систем
- 3.3. Буис крупных предприятий
- 3.4. Буис на предприятиях малого и среднего бизнеса
- Тема 4. Банковские информационные системы
- 4.1. Банки и банковские операции
- 4.2. Банковские информационные системы
- 4.2.1. Проблемы внедрения банковских информационных систем
- 4.3. Автоматизация банковской деятельности
- 4.4. Телекоммуникационные взаимодействия банка
- 4.5. Пластиковые карточки
- 4.5.1. Пластиковая карта. Элементы пластиковой карты
- Тема 5. Автоматизированные системы страхования
- 5.1. Страховой бизнес в России
- 5.3. Автоматизированные информационные системы страхования
- Тема 6. Автоматизированные информационные системы налоговых органов
- 6.1. Автоматизированная информационная система «Налог»
- Тема 7. Статистические информационные системы
- 7.1. Основные задачи государственной статистики
- 7.2. Информационные технологии, используемые в статистических информационных системах
- Тема 8. Информационные системы управления
- 8.1. Структура информационной системы управления
- 7.2. Основные направления применения ису
- 7.3. Влияние ису на эффективность работы организации. Проблемы, связанные с внедрением ису