6.2. Принципы организации безналичных расчетов
Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.
Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношения подразделяются на вещные (раздел 2 ГК РФ) и обязательственные (разделы 3, 4 ГК РФ). Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты - это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам, основным из которых является Банк России. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость использования соответствующих конвенций и нормативных актов.
В связи с этим следует отметить, что в начале XX в. немецкий экономист Г. Кнапп рассматривал деньги только как платежное средство (других функций он не признавал), причем как продукт государственной власти и права1. «Сущность денег, - отмечал он, - заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребление».
К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Специальные законодательные и подзаконные акты включают: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.; Положение о чеках, утвержденное постановлением Верховного Совета (ВС) Российской Федерации от 13 февраля 1992 г.; Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г., Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. и др.
Особо следует отметить роль ГК РФ, части второй, введенной в действие с 1 марта 1996 г. В главах 45 и 46 этой части упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыночным условиям экономики: действие договора и тайна банковского счета, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, условия исполнения банком поручений о проведении расчетных операций с использованием различных платежных инструментов и последствия неисполнения поручений, ответственность участников расчетов.
Главный регулирующий орган платежной системы - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно вышеуказанному закону о нем среди трех его основных задач, изложенных в начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены:
• установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов,
• координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.
Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 14 с последующими изменениями и дополнениями2.
Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковскими обычаями в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии - кредитовым переводам. В России до революции было широко развито вексельное обращение. В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов.
К концу 90-х гг. сложившаяся нормативная база, регулирующая платежно-расчетные отношения, имела недостатки. По мнению правоведов, основные из них:
• существенное отставание нормотворчества от динамики развития денежного рынка;
• недостаточно активное обновление правовых норм и замедленное введение современных категорий.
Все это привело к устареванию системы законодательства в области расчетных отношений. Как отмечается в юридической литературе, область, с которой имеет отношения буквально каждый предприниматель и от которой зависит четкая работа всего хозяйственного механизма, регламентируется такими актами, как письма и телеграммы Банка России.
Последствия нормативно-правового вакуума следующие:
• либо увеличение объема договорной документации, ее крайняя усложненность, включение положений, которые должны устанавливаться законом, вплоть до понятийного аппарата;
• либо (что происходит в подавляющем большинстве случаев) отсутствие необходимых договорных условий и соответственно неизбежное ущемление интересов экономически более слабой стороны.
Таким образом, неопределенность правовых условий порождает правовой риск.
Второй принцип - осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст. 30) в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета - друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке - в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).
Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:
• либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;
• либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).
Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам - на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.
Пятый принцип - срочность платежа - вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. (ст. 190-195). Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.
Согласно Положению о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (письмо ЦБ РФ от 1 марта 1996 г. №244) обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода - времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций. В форме бухгалтерского баланса предприятия дебиторская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).
В современных условиях платежного кризиса этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматриваемого принципа может быть решена путем преодоления платежного кризиса и развития всех остальных принципов, особенно излагаемых далее.
Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения - подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами, обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В частности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов.
В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы, усиливая свой капитал с клиентами. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков - сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиента - финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств.
Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.
Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.
С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип - их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.
В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. В Гражданском кодексе (части первой, ст. 295) значительно усилена ответственность за неисполнение денежного обязательства.
Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса взыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7%1 суммы за каждый день просрочки; принятие порядка бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также на имущество недоимщиков и др.
Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям с другими банками, и, при необходимости, с участием РКЦ.
Несмотря на предпринимаемые меры, проблема укрепления принципа имущественной ответственности в процессе организации расчетов осталась одной из трудноразрешимых. Как свидетельствует практика работы арбитражных судов, функционирующих в России с 1993 г., самые болезненные дела связаны с расчетами. Из поступивших в 1997 г. на разрешение арбитражных судов исковых заявлений, относящихся к гражданским правоотношениям, более 70% всех дел связано с расчетами за продукцию, товары и услуги. Резко увеличивается и количество споров, вытекающих из кредитных-договоров и договоров на расчетно-кассовое обслуживание.
Самое большое количество претензий и исков, предъявляемых в связи с неисполнением обязательств по договорам, объясняется ненадлежащим исполнением или неисполнением условий расчетов за товар. Недостаточная ответственность недобросовестных получателей продукции стала одной из причин несвоевременных платежей. Множество нарушений и экономических преступлений связано с расчетами, а также с использованием счетов в банках.
Подытоживая изложение двух последних взаимосвязанных между собой принципов организации безналичных расчетов, следует отметить, что пока еще не налажена целостная система контроля за сферой расчетов со стороны коммерческих и центрального банков, Министерства финансов РФ, Министерство налогов и сборов РФ, Прокуратуры РФ и других органов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы. Отсюда своевременной является задача подготовки и издания Федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации», поставленная в Указе Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095.
- Авторы:
- Содержание:
- Разделi. Деньги Глава 1. Необходимость денег, их возникновение и сущность
- 1.1. Предпосылки и значение появления денег
- 1.2. Сущность денег
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2. Функции, виды денег
- 2.1. Функции денег, состав и особенности
- 2.2. Виды денег
- 2.3. Деньги безналичного оборота
- 2.4. Денежная масса и денежная база
- Денежная масса в рф (трлн руб.)1
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Роль денег в воспроизводственном процессе. Особенности ее проявления при разных моделях экономики
- 3.1. Роль денег в воспроизводственном процессе
- 3.2. Различия в характеристике роли денег
- 3.3. Особенности проявления роли денег при разных моделях экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
- 4.1. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии
- 4.2. Сущность и механизм банковского мультипликатора
- 4.3. Эмиссия наличных денег
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5. Денежный оборот. Его содержание и структура. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики
- 5.1. Понятие «денежный оборот», его содержание и структура
- 5.2. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики
- 5.3. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Безналичный денежный оборот, его организация
- 6.1. Основы организации денежного оборота
- 6.2. Принципы организации безналичных расчетов
- 6.3. Формы безналичных расчетов
- 6.4. Платежный кризис и направления его смягчения в условиях переходной экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7. Налично-денежный оборот, его организация. Денежная система
- 7.1. Экономическое содержание налично-денежного оборота
- 7.2. Организация налично-денежного оборота
- 7.3. Денежные системы, их формы и развитие
- 7.4. Современный тип денежной системы, ее характеристика
- 7.5. Денежная единица и ее покупательная способность
- 7.6. Направления стабилизации денежной единицы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 8. Инфляция
- 8.1. Сущность, формы проявления и причины инфляции, ее социально-экономические последствия
- 8.2. Особенности инфляции в России
- 8.2.1. Причины и формы проявления инфляции в условиях планово-распределительной системы
- 8.2.2. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям
- Показатели темпов падения ввп по сравнению с предыдущим годом и роста инфляции (%)
- 8.2.3. Основные направления антиинфляционной политики
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел II.
- 9.2. Введение к сущности кредита
- 9.3. Сущность кредита
- 9.3.1. Общие требования к характеристике сущности кредита как экономической категории
- 9.3.2. Структура кредита
- 9.3.3. Стадии движения кредита
- 9.3.4. Основа кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10. Функции и законы кредита
- 10.1. Функции кредита
- 10.2. Законы кредита
- Глава 11. Формы и виды кредита
- 11.1. Формы кредита
- 11.2. Виды кредита
- Глава 12. Роль кредита в развитии экономики, его границы
- 12.1. Роль кредита
- 12.2. Изменение роли кредита
- 12.3. Границы кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13. Ссудный процент
- 13.1. Природа ссудного процента
- 13.2. Экономическая основа формирования уровня ссудного процента
- 13.3. Банковский процент
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14. Взаимодействие кредита и денег
- Глава 15. Основы международных валютно-кредитных и финансовых отношений
- 15.1. Валютные отношения и валютная система
- 15.2. Платежный баланс: понятие и основные статьи
- Структура платежного баланса:
- 15.3. Валютный курс как экономическая категория
- Состояние экономики
- Политическая обстановка в стране Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках
- 15.4. Международные расчеты
- 15.5. Международный кредит: сущность и основные формы
- 15.6. Международные финансовые потоки и мировые рынки
- 15.7. Международные финансовые институты
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел III.
- 16.2. Характеристика элементов банковской системы
- 16.3. Развитие банковской системы
- 16.4. Сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы
- 16.4.1. Современные представления о сущности банка
- 16.4.2. Методологические основы анализа сущности банка
- 16.4.3. Функции и роль банка
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 17. Возникновение и развитие банков
- 17.1. Возникновение банков
- 17.1.1. Храмы и храмовое хозяйство как основной источник и организатор денежного хозяйства
- 17.1.2. Децентрализация денежного хозяйства, расширение его основы и форм
- 17.1.3. Возникновение устойчивых форм организации денежного и кредитного хозяйства. Создание ассоциаций и товариществ
- 17.1.4. Стабилизация форм и методов регулирования денежного и кредитного хозяйства
- 17.1.5. Особенности зарождения банков в отдельных странах Европы
- 17.2. Развитие банков
- 17.2.1. Внешние факторы закрепления устойчивой деятельности банков
- 17.2.2. Внутренние факторы закрепления устойчивой деятельности банков
- 17.2.3. Формирование депозитной основы устойчивой деятельности банков
- 17.2.4. Зарождение финансовых рынков и усиление позиций центральных банков
- 17.2.5. Упрочение тенденции специализации и универсализации банковской деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 18. Особенности современных банковских систем. Создание двухуровневой банковской системы в россии
- 18.1. Особенности построения банковских систем
- 18.2. Из опыта организации банковских систем зарубежных стран
- 18.3. Особенности построения банковской системы России
- Численность коммерческих банков
- Вопросы для самоконтроля
- Глава19. Центральные банки
- 19.1. Общая характеристика центральных банков
- 19.2. Задачи и функции центральных банков
- 19.3. Денежно-кредитное регулирование
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 20. Коммерческие банки, их деятельность
- 20.1. Операции коммерческих банков
- 20.2. Банковские услуги
- 20.3. Проблемы расширения круга операций, ликвидности и доходности банков
- Вопросы для самоконтроля
- Литература*