15.7. Международные финансовые институты
В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.
МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14% количества членов МВФ, имеют почти 60% голосов, в том числе США - 17,7%, страны ЕС - 26,2%. В ВБ США располагают 17% всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.
Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.
В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.
Основные задачи МВФ заключаются в следующем:
• содействие сбалансированному росту международной торговли;
• предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;
• отмена валютных ограничений;
• межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.
Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:
• лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
• фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.
Новым явлением с середины 80-х гг. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также и на концепции «экономики предложения» и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.).
В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.
МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.
Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:
Международная ассоциация развития (MAP создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 3/4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.
Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пятнадцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе Всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.
Международные финансовые институты - МВФ и группа ВБ - играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.
МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Восточной Европы.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.
Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.
ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.
Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.
Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.). Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.
Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.
Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического, валютного и политического союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведения согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС.
К основным региональным организациям ЕС относятся:
Европейский инвестиционном банк (ЕИБ, Люксембург) предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам - до сорока лет. Цель ЕИБ - развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;
Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию и развитию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;
Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г., - это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран-членов. С июля 1998 г. ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (34 страны, 1999 г., в том числе Россия с 1996 г.). БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу (ныне клирингу по операциям частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных евро) и другим расчетам стран-членов.
БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка.
БМР - ведущий информационно-исследовательский центр. Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.
- Авторы:
- Содержание:
- Разделi. Деньги Глава 1. Необходимость денег, их возникновение и сущность
- 1.1. Предпосылки и значение появления денег
- 1.2. Сущность денег
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2. Функции, виды денег
- 2.1. Функции денег, состав и особенности
- 2.2. Виды денег
- 2.3. Деньги безналичного оборота
- 2.4. Денежная масса и денежная база
- Денежная масса в рф (трлн руб.)1
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Роль денег в воспроизводственном процессе. Особенности ее проявления при разных моделях экономики
- 3.1. Роль денег в воспроизводственном процессе
- 3.2. Различия в характеристике роли денег
- 3.3. Особенности проявления роли денег при разных моделях экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
- 4.1. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии
- 4.2. Сущность и механизм банковского мультипликатора
- 4.3. Эмиссия наличных денег
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5. Денежный оборот. Его содержание и структура. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики
- 5.1. Понятие «денежный оборот», его содержание и структура
- 5.2. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики
- 5.3. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Безналичный денежный оборот, его организация
- 6.1. Основы организации денежного оборота
- 6.2. Принципы организации безналичных расчетов
- 6.3. Формы безналичных расчетов
- 6.4. Платежный кризис и направления его смягчения в условиях переходной экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7. Налично-денежный оборот, его организация. Денежная система
- 7.1. Экономическое содержание налично-денежного оборота
- 7.2. Организация налично-денежного оборота
- 7.3. Денежные системы, их формы и развитие
- 7.4. Современный тип денежной системы, ее характеристика
- 7.5. Денежная единица и ее покупательная способность
- 7.6. Направления стабилизации денежной единицы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 8. Инфляция
- 8.1. Сущность, формы проявления и причины инфляции, ее социально-экономические последствия
- 8.2. Особенности инфляции в России
- 8.2.1. Причины и формы проявления инфляции в условиях планово-распределительной системы
- 8.2.2. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям
- Показатели темпов падения ввп по сравнению с предыдущим годом и роста инфляции (%)
- 8.2.3. Основные направления антиинфляционной политики
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел II.
- 9.2. Введение к сущности кредита
- 9.3. Сущность кредита
- 9.3.1. Общие требования к характеристике сущности кредита как экономической категории
- 9.3.2. Структура кредита
- 9.3.3. Стадии движения кредита
- 9.3.4. Основа кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10. Функции и законы кредита
- 10.1. Функции кредита
- 10.2. Законы кредита
- Глава 11. Формы и виды кредита
- 11.1. Формы кредита
- 11.2. Виды кредита
- Глава 12. Роль кредита в развитии экономики, его границы
- 12.1. Роль кредита
- 12.2. Изменение роли кредита
- 12.3. Границы кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13. Ссудный процент
- 13.1. Природа ссудного процента
- 13.2. Экономическая основа формирования уровня ссудного процента
- 13.3. Банковский процент
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14. Взаимодействие кредита и денег
- Глава 15. Основы международных валютно-кредитных и финансовых отношений
- 15.1. Валютные отношения и валютная система
- 15.2. Платежный баланс: понятие и основные статьи
- Структура платежного баланса:
- 15.3. Валютный курс как экономическая категория
- Состояние экономики
- Политическая обстановка в стране Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках
- 15.4. Международные расчеты
- 15.5. Международный кредит: сущность и основные формы
- 15.6. Международные финансовые потоки и мировые рынки
- 15.7. Международные финансовые институты
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел III.
- 16.2. Характеристика элементов банковской системы
- 16.3. Развитие банковской системы
- 16.4. Сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы
- 16.4.1. Современные представления о сущности банка
- 16.4.2. Методологические основы анализа сущности банка
- 16.4.3. Функции и роль банка
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 17. Возникновение и развитие банков
- 17.1. Возникновение банков
- 17.1.1. Храмы и храмовое хозяйство как основной источник и организатор денежного хозяйства
- 17.1.2. Децентрализация денежного хозяйства, расширение его основы и форм
- 17.1.3. Возникновение устойчивых форм организации денежного и кредитного хозяйства. Создание ассоциаций и товариществ
- 17.1.4. Стабилизация форм и методов регулирования денежного и кредитного хозяйства
- 17.1.5. Особенности зарождения банков в отдельных странах Европы
- 17.2. Развитие банков
- 17.2.1. Внешние факторы закрепления устойчивой деятельности банков
- 17.2.2. Внутренние факторы закрепления устойчивой деятельности банков
- 17.2.3. Формирование депозитной основы устойчивой деятельности банков
- 17.2.4. Зарождение финансовых рынков и усиление позиций центральных банков
- 17.2.5. Упрочение тенденции специализации и универсализации банковской деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 18. Особенности современных банковских систем. Создание двухуровневой банковской системы в россии
- 18.1. Особенности построения банковских систем
- 18.2. Из опыта организации банковских систем зарубежных стран
- 18.3. Особенности построения банковской системы России
- Численность коммерческих банков
- Вопросы для самоконтроля
- Глава19. Центральные банки
- 19.1. Общая характеристика центральных банков
- 19.2. Задачи и функции центральных банков
- 19.3. Денежно-кредитное регулирование
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 20. Коммерческие банки, их деятельность
- 20.1. Операции коммерческих банков
- 20.2. Банковские услуги
- 20.3. Проблемы расширения круга операций, ликвидности и доходности банков
- Вопросы для самоконтроля
- Литература*