logo search
Деньги и кредит в банке / Банковское Дело - курс лекций2011

2. Порядок регистрации банков

Порядок регистрации банков определен в Инструкции №135 (135-И).

БР устанавливает определенные требования к учредителям банка: для юр.лиц и страховых компаний в 337-П, для физ.лиц – 338-П.

  1. Юридическое лицо должно действовать более трех лет и иметь устойчивое финансовое положение последние три года, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней, иметь достаточно чистых активов для оплаты акций (долей).

Оценка удовлетворительности финансового положения юр.лица производится на основе анализа абсолютных и относительных показателей: финансовой устойчивости, платежеспособности (ликвидности), деловой активности и эффективности деятельности.

  1. Кредитная организация - учредитель должна иметь устойчивое финансовое положение в течение последних 6-ти месяцев.

  2. Физические лица как и юридические должны иметь в достаточном количестве требуемых собственных средств для оплаты уставного капитала банка.

  3. Учредители первые 3 года деятельности банка не могут выйти из состава участников банка.

Учредители проводят собрание и подписывают учредительный договор, и не позднее чем через 1 месяц после подписания договора, предоставляют для регистрации следующие документы:

1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, которое должно включать:

К ходатайству прилагается расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли КБ на первые три года деятельности (отдельно на каждый год)

2. Устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, должен содержать:

Устав утверждается собранием учредителей и подписывается председателем Совета банка

3. Протокол общего собрания учредителей должен содержать

решение о создании банка, а также

- об утверждении ее наименования;

- об утверждении устава;

- об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

- об утверждении бизнес - плана кредитной организации;

- об утверждении расчетного баланса и плана доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности;

- об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал кредитной организации в виде материальных активов;

- о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации;

4. Свидетельство об оплате гос пошлины за регистрацию банка.

5. Надлежащим образом заверенные копии свидетельств о гос регистрации учредителей юр.лиц, аудиторские заключения о достоверности отчетности с приложением опубликованной отчетности за последние 3 года, годовую отчетность и на последнюю отчетную дату, а также подтверждения налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетными фондами.

6. Список учредителей банка

7. Анкеты кандидатов на должности руководящих исполнительных органов, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера.

Требования к кандидатам: юридическое или экономическое образование и стаж работы на руководящей должности в банке не менее 1 года, если иное высшее образование – стаж работы не менее 2-х лет на руководящей должности; отсутствие судимости.

В целях исполнения 227-ФЗ Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, которые вступил в силу с 01.01.2011 г. КБ рекомендовано предоставлять пакет документов на регистрацию в форме электронных документов. Электронная форма документов изготовляется КБ путем перевода скан-образ документов на бумажных носителях.

Банк России вправе отказать в регистрации на следующих основаниях:

Документы рассматривают 4 месяца в территориальном учреждении (ТУ) БР, а затем 2 месяца в самом БР. После момента регистрации банк получает статус юр.лица, но совершать операции он может только после получения лицензии.

В особом порядке идет регистрация банков с участием иностранных инвестиций (437-П). При выдачи разрешения на создание таких банков БР учитывает:

Для получения разрешения учредители банка подают заявление в БР, где указывают сведения об учредителях-нерезидентах, их правовой статус, размер участия каждого в УК (абсолютный и процентный). Если доля участия более 10%, то должна быть информация о местонахождении и направлениях деятельности учредителя.

К заявлению прилагаются следующие документы:

Разрешением на участие является информационное письмо БР, после получения которого учредители готовят документы по 135-И.