logo search
л

13. Международные финансовые институты

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ.

Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 Г.).

Функции межгосударственных финансовых институтов:

– предоставление кредитов странам;

– разработка принципов функционирования мировой валютной системы;

– осуществление межгосударственного регулирования международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Причины возникновения международных финансовых институтов:

– усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, сфера действия которых выходит за национальные границы;

– развитие межгосударственного регулирования мировых хозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений;

– необходимость совместного решения причин нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

– объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

– осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

– совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ).

К числу важнейших организаций в международной экономической сфере, обладающих наибольшим весом, относится Международный валютный фонд, штаб-квартира которого находится в Вашингтоне. Он был создан в результате проведения в 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США) международной конференции, на которой были приняты новые международные принципы валютной политики, положенные в основу послевоенной международной валютной системы стран рыночного хозяйства.

В настоящее время членами МВФ является более 160 стран, его деятельность подчинена интересам обеспечения стабильности валютно-финансовой системы мира. США в МВФ владеют наибольшими суммами квот и, соответственно, располагают «контрольным пакетом» в его руководящих органах.

Кредиты МВФ, как правило, предоставляют под программы укрепления финансово-экономического положения стран и характер этих кредитов связан с выполнением требований специалистов МВФ.

Фонд оказывает огромное влияние на всю систему валютно-финансовых отношений в мировом хозяйстве, поскольку его нормы регулирования оказывают непосредственное влияние н движение ссудных капиталов в мировом хозяйстве.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР). Важнейшим институтом регулирования международного движения капталов является Международный банк реконструкции и развития, известный также под названием Всемирный банк, основанный в 1945 г.

Он выступает в качестве межправительственной организации со штаб-квартирой в Вашингтоне.

 

Главное в работе банка – через предоставляемые долгосрочные кредиты банков содействовать развитию экономики входящих в него стран.

Банк получает средства как от основных взносов стран-членов, так и от выпуска облигаций, которые могут приобретать частные фирмы, различные учреждения, общественные и правительственные организации.

В то же время МБРР представляет кредиты правительствам и частным фирмам, прежде всего в странах развивающегося мира. Подавляющая часть займов предоставляется на развитие инфраструктуры, энергетической базы, транспорта, промышленности и сельского хозяйства.

В системе МБРР действуют:

– Международная финансовая корпорация (МФК);

– Международная ассоциация развития (МАР).

Наблюдается тесная координация в деятельности МБРР и МВФ.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ. Другие банковские организации, так или иначе оказывающие влияние на систему международных валютно-кредитных и финансовых отношений, процессы международной торговли – это региональные банки, например:

– Европейский инвестиционный банк;

– Европейский банк реконструкции и развития;

- Ряд арабских и иных банков.

Ресурсы для своей деятельности они черпают из собственного капитала и ссуд, получаемых на международных, а часто и на национальных рынках капитала.

Банки предоставляют главным образом долгосрочные кредиты на финансирование инвестиционной деятельности частных фирм и международных проектов в рамках помощи развивающимся странам

Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (начиная с 1964 г. – она проходит один раз в 3-4 года) наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран обсуждаются валютно-кредитные вопросы.

Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанным с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х гг. – и внешней задолженности развивающихся стран.

Специализированное учреждение ООН – Экономический совет – создал четыре региональные комиссии –для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки.

Две последние способствовали организации Азиатского и Межамериканского банков развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 году. в связи с осуществлением «плана Маршалла», переориентировалась на создание Европейского платежного союза, который существовал в период с 1950 по 1958 гг., а в 1961 году. В Париже была замена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых приходится 16% населения и 2/3 мирового производства стран Запада.

Цель ОЭСР – содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов ОЭСР, свободной торговле, развитию государств. ОЭСР- своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики.

Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодически заседания Парижского клуба в 70-х гг. сменились активной работой в 80-90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос в той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.

С середины 70-х гг. разработка проблем межгосударственного регулирования выноситься на уровень совещаний глав государств и правительств «семерки» и «группы десяти», которая кроме «семерки» включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества.