10.3. Государственный кредит
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем - государство в лице его органов (министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь,местных органов власти). Для кредитополучателя данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита, (государственных расходов) без использования для этих целей бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, для регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях регулирования инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, вернее, происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.
Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.
Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей: гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.
Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом кредитополучателя и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и кредитополучателя.
В зависимости от характеристики кредитополучателя государственный кредит бывает централизованный и децентрализованный. В первом случае в качестве кредитополучателя выступает Совет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы - для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. В качестве примера можно привести следующее.
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различаются: государственные облигационные и безоблигационные обязательства (займы). Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.
Государственный кредит в форме ценных бумаг в Республике Беларусь можно классифицировать по следующим признакам:
По форме выпуска государственных ценных бумаг: в виде записи по счетам (ГКО) и документарной (облигации выигрышного займа в свободно конвертируемой валюте на предъявителя).
По форме получения дохода: купонный, процентный, выигрышный.
По форме размещения: продажа на аукционе; прямая продажа юридическим лицам; передача или продажа банкам для их последующей реализации.
По сроку размещения: краткосрочные (обычно до 1 года); долгосрочные на более длительные сроки.
По условиям обращения: на первичном рынке; на первичном и вторичном рынке.
По типам инвесторов: юридические лица; физические лица.
По видам валют: в белорусских рублях; в свободно конвертируемой валюте.
Исторически возникновение государственного кредита связано с историей государственного долга и дефицитом бюджета. Понятие внутреннего государственного долга дано в Законе Республики Беларусь от 27.03.1993 г., № 2328 – ХII «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь». В соответствии с этим законом под внутренним долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории республики. Они обеспечиваются имуществом и другими активами, находящимися в республиканской собственности.
Еще в 1990 году было принято Постановление Совета Министров БССР «О выпуске и порядке распространения Белорусского республиканского внутреннего 5-процентного займа 1990 года». Он выпускался на 16 лет, однако в 1995 году в связи с изменившейся экономической ситуацией Кабинет Министров Республики Беларусь принял решение о досрочном выкупе облигаций указанного займа.
Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь в 1993-1994 гг. был определен порядок выпуска краткосрочных облигаций (ГКО), в 1996 г. начался выпуск государственных долгосрочных облигаций. В дальнейшем был принят ряд постановлений, направленных на развитие рынка государственных ценных бумаг
Внутренний государственный долг представлен следующими формами: займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и местных органов власти; кредитов Национального банка Республики Беларусь Правительству, других долговых обязательств.
Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов. Министерство финансов Республики Беларусь от имени Совета Министров Республики Беларусь эмитирует государственные ценные бумаги: краткосрочные и долгосрочные в белорусских рублях и свободно конвертируемой валюте.
Форма выпуска облигаций в виде записей на счетах с отражением их выпуска в глобальном сертификат. Доход по облигациям может быть процентным и дисконтным. Министерство финансов имеет право досрочно погасить облигации путем их выпуска или обменять их на облигации других выпусков, когда наступает срок их погашения.
Размещаются облигации среди юридических и физических лиц. Юридические лица могут приобрести их на аукционе, проводимом Национальным банком; через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», непосредственно у Министерства финансов путем передачи или продажи банкам. Размещение облигаций среди физических лиц осуществляется через банки.
Министерство финансов выпускает также облигации государственного выигрышного валютного займа. Эти ценные бумаги выпускаются в документарной форме на предъявителя, а условия выпуска и результаты тиражей выигрышей публикуются в газете «Рэспубліка».
Национальный банк Республики Беларусь эмитирует облигации, векселя. Их эмиссия начата с 1995 года. Выпуск облигаций осуществляется в рамках проведения единой государственной денежно-кредитной политики. Выпуск векселей на сумму 50 млн. долларов США, номиналом 100 тыс. долларов США, Национальный банк Республики Беларусь произвел, например, в 2000 году с целью формирования золотовалютных резервов Национального банка. Векселедержателями являлись юридические лица, причем, в первую очередь - банки. Белорусские предприятия при покупке этих векселей могли их использовать в расчетах по экспортно-импортным договорам с иностранными партнерами.
С целью привлечения валютных сбережений населения для финансирования экономики с 1999 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление об основных условиях выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь. Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и могут уточняться при его исполнении.
Данные ценные бумаги выпускаются в документарной форме на предъявителя и размещаются на добровольной основе среди физических лиц, постоянно проживающих на территории страны. Продажа облигаций осуществляется Министерством финансов через банки, имеющих право на размещение этих ценных бумаг. Банки должны иметь право на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающей брокерскую деятельность, лицензию Национального банка Республики Беларусь на привлечение во вклады средств физических лиц, а также имеющие право осуществлять депозитарный учет облигаций.
С марта 2000 года Национальный банк Республики Беларусь приступил к размещению первого выпуска облигаций для физических лиц, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Для приобретения облигаций физические лица заключают с банком договор комиссии или доверительного управления, или открывают счет «депо» в депозитарии банка. Выплата денежных средств от продажи облигаций, а также процентного дохода, номинальной стоимости облигаций при их погашении может производится физическому лицу наличными денежными средствами.
Местные займы областных, городских и районных Советов депутатов представлены в Республике Беларусь облигациями выпускаемыми в виде записей на счетах. Размещение эмитентом может происходить открытым и закрытым путем через Национальный банк Республики Беларусь и другие банки с участием профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В зависимости от назначения привлечения денежных средств могут проводиться общие и целевые местные облигационные займы. Облигации общих местных займов являются краткосрочными и выпускаются с целью привлечения денежных средств юридических лиц для покрытия временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов. Облигации целевых местных займов – выпускаются с целью финансирования конкретных проектов, могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Размещаются среди предприятий и населения. Решения о проведении общих местных облигационных займов принимаются:
- для областей и города Минска – по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь;
- для городов областного подчинения и районов – по согласованию с вышестоящим органом местного управления.
Первый выпуск муниципальных облигаций в Республике Беларусь был проведен в Минске 15.03.1993 г. с целью финансирования строительства жилья. Однако продажа облигаций через Белорусскую фондовую биржу практически не состоялась, непроданные облигации были переданы Национальному банку Республики Беларусь в качестве залога по кредиту на сумму эквивалентную 1,25 млн. долл. США, который был выплачен за счет продажи на аукционе квартир, предназначенных для лотереи.
В 1996 году был осуществлен Минский облигационный займ, первый Брестский и Гродненский в 1999 году, Гомельский в 2000 году. Опыт проведения сделок с данными ценными бумагами показал их неэффективность и в последующие годы выпуск целевых и общих займов не осуществлялся. Развитие государственного кредита преследует цель – закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно-кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие расходов государственного бюджета за счет эмиссии высоколиквидных ценных бумаг; дальнейшее развитие вторичного рынка ценных бумаг.
Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами позитивно сказываются на банковской системе, так как являются эффективным способом регулирования ликвидности банковской системы. Можно отметить положительные тенденции происходящие в Республике Беларусь в части регулирования денежно-кредитных отношений и дефицита бюджета республики. Начиная с 2004 года Национальный банк Республики Беларусь не кредитует правительство, и это усиливает роль юридических и физических лиц в качестве кредитодателей при государственном кредите, стимулируя его развитие.
Часть кредитов Национального банка, выданных правительству, была секьюритизирована в 2005 году, т.е. заменена выпуском долгосрочных государственных облигаций. Налоговые льготы предоставляемые юридическими и физическими лицами по доходам ,получаемым от размещения свободных денежных средств в государственные ценные бумаги, также стимулируют развитие как рынка ценных бумаг, так и государственного кредита в Республике Беларусь.
- Деньги, кредит, банки
- Предисловие
- 1. Виды и роль денег
- 1.1. Причины появления денег
- 1.2. Сущность денег, их функции
- 1.3. Виды денег и их особенности
- 1.4. Роль денег в рыночной экономике
- 2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
- 2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег
- 2.2. Денежная масса и денежная база
- 2.3. Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор
- 2.4. Налично-денежная эмиссия
- 3. Денежный оборот
- 3.1. Понятие денежного оборота
- 3.2. Классификация и принципы организации денежного оборота
- 4. Платежная система
- 4.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем
- 4.2. Безналичный денежный оборот, его значение.
- 4.3. Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте
- Банковский перевод
- Инкассо
- Аккредитив
- 4.4. Особенности безналичных расчетов населения
- 4.5. Международные расчеты, их формы
- 5. Наличный денежный оборот
- 5.1. Экономическое содержание наличного денежного оборота
- Центральный банк
- Коммерческие банки
- 5.2. Организация кассовых операций в народном хозяйстве
- 6. Денежная система
- 6.1. Понятие, типы и элементы денежных систем
- 6.2. Денежная система Республики Беларусь
- 7. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.
- 7.1. Устойчивость денежного оборота, его роль в обеспечении макроэкономического равновесия.
- 7.2. Необходимость регулирования денежного оборота
- 7.3. Методы регулирования денежного оборота
- 8. Валютная система и валютное регулирование
- 8.1. Валютная система, ее элементы
- 8.2. Виды и эволюция валютных систем
- 8.3. Конвертируемость национальных валют
- 8.4. Валютный курс
- 8.5. Платежный баланс, его содержание
- 8.6. Валютное регулирование, его направления и принципы
- 8.7. Методы валютного регулирования, их особенности в Республике Беларусь
- 9. Сущность и роль кредита
- 9.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений
- 9.2. Сущность кредита
- 9.3. Функции кредита, их характеристика
- 9.4. Роль кредита
- 10. Формы кредита
- 10.1. Понятие форм кредита и их классификация
- 10.2. Банковский кредит
- 10.3. Государственный кредит
- 10.4. Коммерческий кредит
- 10.5. Потребительский кредит
- 10.6. Лизинговый кредит
- 10.7. Ипотечный кредит
- 10.8. Факторинговый кредит
- 10.9. Международный кредит
- 11. Банки и их роль
- 11.1. Сущность и роль банков
- 11.2. Виды банков и их классификация
- 11.3. Банковская деятельность, принципы ее организации
- 11.4. Банковские объединения, их формы
- 12. Банковские операции
- 12.1. Банковские услуги и операции
- 12.2. Классификация банковских операций
- Банковские операции
- 12.3. Характеристика отдельных операций банков
- 12.4. Перспективы развития банковских услуг
- 13. Банковская система
- 13.1. Банковские системы и их виды
- Банковская система
- 13.2. Центральный банк, его статус и функции.
- 13.3. Национальный банк Республики Беларусь
- 13.4. Денежно-кредитная политика центрального банка, её инструменты
- Денежно-кредитная рестрикция
- Общественный сектор
- Частный сектор
- 13.5. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности
- 13.6. Понятие банковской ликвидности
- 13.7. Регулирование деятельности банков
- 13.8. Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь
- 14. Банковские проценты
- 14.1. Сущность банковского процента, его функции
- 14.2 Депозитный процент
- 14.3. Процент по банковским кредитам
- 14.4. Ставка рефинансирования центрального банка
- 14. 5. Учетный процент
- Векселедержательь
- Векселедатель
- 15. Небанковские кредитно-финансовые организации
- 15.1. Виды и роль небанковских кредитно-финансовых организаций
- 15.2. Лизинговые компании
- 15.3. Инвестиционные компании (фонды)
- 15.4. Финансовые компании
- 15.5. Ломбарды
- 15.6. Кредитные союзы и кооперация
- 15.7. Специфические кредитно-финансовые организации
- Литература
- 1. Виды и роль денег 5