2.3. Формы и методы регулирования товарного рынка
Регулирование товарного рынка может осуществляться, во-первых, с помощью собственного рыночного механизма, основными элементами которого является конкуренция, прибыль, цена, спрос и предложение, а во-вторых, государством - прямо или косвенно.
Рыночная структура исходит из учета количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают 4 типа рыночной структуры:
1) рынок совершенной (или чистой) конкуренции;
2) рынок монополистической конкуренции;
3) олигополистический рынок;
4) абсолютно монополизированный рынок.
1. Рынок совершенной (или чистой) конкуренции имеет следующие признаки:
1) количество продавцов и покупателей настолько велико, что они не способные существенным образом повлиять на рыночные процессы и, прежде всего, на цены;
2) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные за свойствами товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не припускает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок;
3) все продавцы и покупатели владеют полным объемом информации о ценах, товарах, спросе и предложении;
4) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и побросать его из-за отсутствия каких-нибудь законодательных, финансовых, технологических ограничений и барьеров;
5) все материальные, финансовые и другие ресурсы мобильные, участники могут свободно привлечь нужные ресурсы.
Главной на рынке совершенной конкуренции есть то обстоятельство, что цена здесь практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов - она устанавливается под влиянием спроса и предложения "невидимой рукой" рынка.
2. Рынок монополистической конкуренции является рыночной структурой, в которой относительно большое количество продавцов предлагают для продажи похожую, но не идентичную продукцию. При этом каждая из фирм, представленная на рынке монополистической конкуренции, может ощущать себя относительно независимой, не предоставляя значение реакции других фирм. В качестве примера можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, книгоиздание, туризм, производство верхней одежды, обувь, безалкогольных напитков, стирального порошка, компьютеров, парфюмерно-косметических товаров и т.п.
3. Наиболее типичным для современной рыночной экономики есть олигополистический рынок. Такой рынок обычно представлен несколькими относительно большими и близкими за масштабом продаж и степенью влияния участниками. Количество фирм на олигополистическом рынке колеблется от трех до десяти. Продукция, вырабатываемая фирмами, может быть как однородная, так и дифференцированная. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент, уголь, алюминий), а дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили, электробытовые приборы).
Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.
4. Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной или чистой монополии. Абсолютно монополизированный рынок характеризуется следующими признаками:
1) товар на рынке продает единый продавец, т.е. область представлена одной фирмой;
2) товар уникальный в том понимании, которое не имеет близких заменителей. Для покупателя это означает отсутствие альтернативы, поскольку он вынужденный или купить товар у монополиста, или обойтись без этого товара;
3) продавец торгует только своим товаром;
4) продавец диктует цену рынка через полный контроль над ним;
5) вступление в область заблокировано.
- Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины.
- Тема 2. Суть и характеристика товарного рынка
- 2.1. Понятие, экономическое содержание и классификация рынков
- 2.2. Особенности товарного рынка
- 2.3. Формы и методы регулирования товарного рынка
- Тема 3. Инфраструктура товарного рынка: сущность, состав и проблема развития.
- 3.1 Суть инфраструктуры рынка.
- 3.2. Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка
- 3.3. Проблемы развития инфраструктуры товарного рынка
- Тема 4. Принципы и особенности деятельности маркетинговых посредников на товарном рынке.
- 4.1. Маркетинговые посредники как основа инфраструктуры товарного рынка. Роль торговли в развитии рыночной экономики
- 4.2. Особенности маркетинговой деятельности торговых посредников на товарном рынке
- Тема 5. Макроорганизация оптовой торговли
- 5.1. Суть и место оптовой торговли в рыночном процессе.
- 5.2. Основные виды оптовых посредников
- 5.3. Зарубежный опыт организации оптово-посреднической деятельности на товарном рынке
- Тема 6. Предприятия оптовой торговли
- 6.1. Виды оптовых предприятий, которые функционируют на товарном рынке
- 6.2. Организационные структуры предприятий оптовой торговли, их задача, функции и направление деятельности
- Тема 7. Производственная и транспортно-экспедиционная деятельность
- 7.1. Суть производственной деятельности в сфере обращения
- 7.2. Характеристика транспортно-экспедиционной деятельности
- Тема 8. Организация посреднической деятельности на товарном рынке
- 8.1. Организация оптовых закупок товаров
- 8.2. Организация оптовой продажи товаров покупателям
- 8.3. Кооперация в оптовой торговле
- 8.4. Характеристика договорных взаимоотношений между производителями и оптовыми посредниками
- Тема 9. Торгово-посредническая деятельность на товарном рынке
- 9.1. Принципы организации торгово-посреднической деятельности на товарном рынке
- 9.2. Определение объемов торгово-посреднической деятельности
- 9.3. Ценообразование в торгово-посреднической деятельности
- Тема 10. Информационная и организационно-коммерческая деятельность
- 10.1. Суть и назначение информационной организационно-коммерческой деятельности
- Тема 11. Розничная торговля.
- 11.1. Суть и виды розничной торговли
- 11.2. Виды розничных торговых предприятий
- 11.3. Маркетинговые решения в розничной торговле
- Тема 12. Товарные биржи
- 12.1. Роль бирж в рыночной экономике
- 12.2. Эволюция биржевой торговли
- 12.3. Виды бирж и основные функции, которые выполняются биржами
- 12.4. Регулирование биржевой деятельности.
- 12.5. Участники биржевых торгов
- 12.6. Управление биржей
- 12.7. Характеристика биржевого товара
- 12.8. Механизм ведения биржевого торга
- 12.9. Виды биржевых операций
- 12.10 Цели осуществления биржевых операций
- Тема 13. Лизинг
- 13.1. Суть лизинговой деятельности
- 13.2. Виды и формы лизинга
- 13.3. Правовые аспекты и экономические основы лизинговой деятельности
- 13.4. Опыт организации лизинговых операций в Украине
- Тема 14. Персональные продажи
- 14.1. Суть и задача персональной продажи товаров
- 14.2. Основные этапы эффективной персональной продажи и их содержание
- 14.3. Привлечение, отбор и организация работы торговых агентов для осуществления персональных продаж товаров.
- Литература: