1.2 Понятие, суть и классификация банковских услуг современного банка
Рыночные отношения связанны с куплей-продажей данного товара (продукта), предназначенного для удовлетворения индивидуальных или общественных нужд. Однако до сих пор в научной мысли нет точного определения предмета деятельности банковского учреждения и объекта купли-продажи на рынке банковских услуг. Речь идет о разграничении понятий "банковская услуга", "банковский продукт" и "банковская операция".
Анализ показывает, что в современной научной литературе существуют различные подходы к трактовке этих понятий.
В частности, сторонники так называемого денежного подхода считают банковским продуктом денежные средства. При этом они связывают банковские услуги с обеспечением перемещения денег со счета на счет и образованием денежных фондов [16]. При такой трактовке понятия "банковский продукт" автоматически становится более значимым и масштабным по сравнению с понятием "банковская услуга".
Вопреки такому подходу, некоторые исследователи считают, что банковская услуга является итогом деятельности сотрудников банка по удовлетворению потребностей клиента и результатом выполнения банковских операций. При этом банковский продукт трактуется как конкретный способ, которым банк предоставляет свои услуги, конкретное воплощение банковской услуги, наделенное определенными значениями рыночных параметров: цены, качества, дополнительного сервиса, сроков и других условий предоставления [31].
"Банковская услуга, - отмечает В.А. Перехожев, - это деятельность банка, направленная на удовлетворение потребности клиентов в приросте и получении дополнительных ресурсов, проведении расчетов, хранении и информационном обеспечении". В то же время банковский продукт, - по мнению исследователя, является тем, что клиент на самом деле приобретает в банке. В такой трактовке банковская услуга предстает как абстрактная категория, а банковский продукт - как конкретная категория. Речь идет, например, о том, что кредитная услуга находит свое выражение в таких банковских продуктах, как кредитная линия, овердрафт, ипотечный кредит и др." [37, с. 30].
То есть, с одной стороны, банковский продукт является формой выражения банковской услуги, а с другой, - состоит из упорядоченной совокупности банковских операций.
Некоторые авторы, такие как Е.А. Уткин, В.Д. Маркова., А.С. Гурьянов, Ю.И. Коробов, которые являются сторонниками, так называемого, лингвистического или индифферентного, или маркетингового подхода, доказывают синонимичность понятий "продукт" и "услуга". По мнению этих исследователей, применение определенного понятия в научной литературе обусловливается лишь лингвистическими преимуществами отдельных наций. При этом Е.А. Уткин подчеркивает, что "банковский продукт (услуга) - это различные действия на финансовом рынке, денежные операции, которые осуществляются коммерческими банками за отдельную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, которые имеют целью совершенствования и повышения эффективности банковского предпринимательства" [32].
Заслуживает внимания подход, сторонники которого раскрывают суть понятий "продукт", "услуга" и "операция" путем установления иерархии понятий. В соответствии с этим подходом банковский продукт является способом предоставления услуг клиенту банка; регламентом взаимодействия служащих банка с клиентом при условии предоставления услуги, то есть комплексом взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента. В то же время банковская операция предстает как система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение конкретной задачи по обслуживанию клиента. Вместе с тем банковская услуга трактуется как форма удовлетворения потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке, продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.п.) клиента банка [46, с. 527].
Согласно этому подходу, В.А Перехожев предлагает такой образец перечня банковских продуктов, предоставляемых для реализации услуги (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Перечень банковских продуктов для предоставления банковских услуг
Вид банковских услуг | Банковские продукты |
1. Услуги по приросту ресурсов | |
Депозитные услуги | Сберегательный вклад срочный вклад (депозит), вклад до востребования (онкольний депозит), вклад в драгоценных металлах и др. |
Услуги доверительного управления | Индивидуальное доверительное управление, сертификат долевого участия (общий фонд банковского управления) и др. |
Услуги брокерского посредничества | Брокерское обслуживание, Интернет- брокер, посредничество при покупке - продаже драгоценных металлов, наличной и безналичной иностранной валюты и др. |
2. Услуги по мобилизации ресурсов | |
Кредитные услуги | Кредит, кредитная линия, овердрафт, ипотечный кредит, потребительский кредит, МБК и др. |
Лизинговые услуги | Оперативный лизинг, финансовый лизинг и др. |
Факторинг | Факторинг с правом регресса, факторинг без права регресса (форфейтинг), внешнеторговый факторинг и др. |
Услуги эмиссионного посредничества | Андеррайтинг и др. |
Инвестиционные (дилерские услуги) | Репо, купля-продажа ценных бумаг и др. |
Гарантийные услуги | Банковская гарантия, поручительство, аваль и др. |
3. Расчетные услуги | |
Расчетный - кассовое обслуживание | Расчетный счет, "зарплатные" проекты, банковские карты, аккредитив, инкассо и др. |
Услуги по эмиссии платежных инструментов | Векселя, залога, расчетные и дорожные чеки и др. |
Услуги доступа к платежным системам (western union, contact и др.) | Переводы western union, contact и др. |
4. Услуги хранения | |
Услуги по аренде сейфа | Индивидуальный банковский сейф (ячейка) и др. |
Услуги депозитария | Ведение счета депо и др. |
Услуги держателя реестра (регистратора) | Ведение реестра владельцев ценных бумаг и др. |
5. Информационные услуги | |
Консалтинговые услуги | Консалтинг, информационное обеспечение, правовое сопровождение внешнеторгового контракта |
Оценочные услуги | Оценка недвижимости, оценка залога |
Источник: [37].
При этом различают простой и сложный банковские продукты: простой продукт реализуется одним функциональным подразделением банка путем предоставления одной услуги клиенту; сложным является продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем предоставления комплексной услуги клиенту [46, с. 527].
В современной научной литературе существует также концепция, согласно которой в состав банковских услуг относят отдельный, сравнительно узкий сегмент деятельности коммерческого банка. При этом услугой считается деятельность банковского учреждения, которая непосредственно не связана с активными и пассивными операциями [41, с. 556]. В то же время отдельные ученые определяют банковские услуги как посреднические операции коммерческих банков, главным признаком которых является получение банком дохода в виде комиссионных за обслуживание [11, с. 25].
Однако, этот подход не учитывает существования существенных различий между понятиями "банковская услуга" и "банковская операция" и противоречит классификации банковских услуг на традиционные, к которым относятся депозитные, кредитные и расчетно-кассовые услуги - т.е. те их виды, которые вытекают из самой специфики банка, и нетрадиционные (консультационные, посреднические услуги, предоставление гарантий и поручительств и др.), в частности, связанные с развитием и использованием новейших информационных технологий.
В этом контексте заслуживает внимания позиция тех исследователей, которые считают, что банковскую операцию следует рассматривать как технологический процесс, направленный на использование имеющихся мощностей соответствующих банковских подразделений [21]. При этом пассивные операции заключаются в привлечении временно свободных средств для формирования ресурсов, активные операции предусматривают размещение сформированных банковских ресурсов с целью получения прибыли, а комиссионно-посреднические - являются операциями, которые проводятся по поручению и в интересах клиента за определенную плату. Именно в результате выполнения комплекса этих операций коммерческие банки удовлетворяют потребности клиентов в банковских услугах. То есть под банковской услугой понимается конечный результат деятельности банковского учреждения, которое предусматривает осуществление определенных операций и имеет целью удовлетворение потребностей клиентов [21].
При этом законодательство Украины не содержит легальной дефиниции понятия "банковская услуга", несмотря на то, что в текстах нормативных актов оно употребляется. Вместе с тем в соответствии с законодательной базой Украины банковский продукт определятся как стандартизированные процедуры, обеспечивающие выполнение банками операций, сгруппированных по соответствующим типам и признаками [5].
Обобщение существующих в современной научной литературе подходов к анализу дает возможность определить важнейшие понятия, связанные с банковской деятельностью учреждения на рынке банковских услуг.
Банковский продукт - экономическое благо, что является внешним выражением банковской услуги, адаптированной для реализации клиенту в форме товара.
Банковская услуга - это регламентированная совокупность фактических и юридических действий, которые осуществляются банком на заказ клиента на основе платности, направленных на удовлетворение потребностей последнего.
Стоит отметить, что при этом важнейшими свойствами банковской услуги является абстрактность (неощутимость, сложность для восприятия), неотделимость услуги от источника, неразрывность производства и потребления, неоднородность качества, изменчивость спроса, договорный характер, протяженность во времени, вторичность и т.д. [28, с. 749 - 753].
Банковской операцией является законченное действие или совокупность действий банка (или его подразделений) в процессе предоставления банковской услуги, что является частью технологического процесса банковского учреждения.
Развитие коммерческой деятельности банков связано с расширением банковских услуг для клиентуры, которых в практике деятельности коммерческих банков различают несколько видов (Приложение А.).
Пакет однородных услуг - это группа, организационно и технологически взаимосвязанных услуг, предоставляемых совместно.
Таким образом, Законом Украины «Про банки и банковскую деятельность и Положением про порядок выдачи банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий на осуществление отдельных операций определен перечень банковских операций и услуг, которые банк имеет право предоставлять. Банковские услуги - это комплекс упорядоченных действий банка, связанных с обслуживанием клиентов, в процессе которых создается добавленная стоимость работниками банка без дополнительного отчуждения накопленной стоимости, без усиления риска потери активов. Банковскими услугами можно считать также действия банка, сопровождающие его основные функции и направлены на увеличение дохода банка. При оказании услуг чаще всего используют основные средства, которые обслуживают "основное производство" (помещение, компьютеры, средства связи). При этом потеря услуги (доходов от нее) не означает потери основных средств.
Банковские услуги являются неотъемлемой частью современного рынка, покупателями на котором являются отдельные лица, домохозяйства и юридические лица. Цель функционирования банковской услуги - повышение доходов банков и улучшения удовлетворения потребностей клиентов, расширение их покупательских возможностей, что, в свою очередь, способствует развитию национальной экономики. Но достижение этой цели требует использования научных принципов и эффективных методов управления банковскими услугами.
- Оглавление
- Введение
- 1. Теоретические аспекты функционирования рынка банковских услуг
- 1.1 Сущность, задание и структура рынка банковских услуг
- 1.2 Понятие, суть и классификация банковских услуг современного банка
- 1.3 Продуктовая политика современного банка
- 2 Рынок банковских услуг Украины
- 2.1 Динамика показателей рынка банковских услуг Украины
- 2.2 Основные тенденции развитие рынка банковских услуг Украины в посткризисном периоде
- 3 Перспективы развития рынка банковских услуг Украины
- 3.1 Рекомендации повышения эффективности работы банковского сектора Украины и перспективы его развития
- 3.2 Управление продуктовым портфелем современного банка как основа развития рынка банковских услуг
- 3.3 Роль банковского имиджа в стимулировании сбыта банковских услуг
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение а Классификация банковских услуг