8. Государственный финансовый контроль рф. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.
1. времени проведения:
§ предварительный;
§ текущий (оперативный);
§ последующий.
2. субъектам контроля;
§ президентский;
§ контроль представительных _ органов власти и местного самоуправления;
§ контроль исполнительных органов власти; _
§ контроль финансово-кредитных органов;
§ ведомственный;
§ внутрихозяйственный;
§ аудиторский.
3. В сфере финансовой деятельности:
§ бюджетный;
§ страховой;
§ инвестиционный;
§ контроль за денежной массой.
4. форме проведения:
§ обязательный (внешний);
§ инициативный (внутренний);
5. методы проведения:
§ проверки;
§ обследования;
§ надзор;
§ анализ финансовой деятельности;
§ наблюдение (мониторинг)
§ ревизии.
Рассмотрим основные формы и методы проведения финансового контроля.
§ Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны.
На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.
§ Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения дёнежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд — и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
§ Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Этот контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
§ В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
§ Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
§ Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами.
§ Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
§ Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.
§ Ревизия — это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные — и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (проверка не только документов, но и наличия денег товарно-материальных ценностей).
Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих
Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности, проверяемого предприятия, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.
Тематичёская ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы).
Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие.
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации.
Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, которая подотчетна Федеральному Собранию. Она возглавляется председателем, назначаемым Госдумой на шесть лет, и заместителями председателя, которые назначаются Советом Федерации также на шесть лет: Коллегия Счетной палаты помимо председателя и заместителей включает 12 аудиторов: каждая из палат Федерального Собрания назначает по шесть аудиторов. Текущую контрольную работу выполняют инспектора Счетной палаты. Подобные органы существуют и в субъектах Федерации: например, контрольно-счетная палата Московской Городской Думы.
В сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица, включая государственные внебюджетные фонды, и Центральный банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды, и негосударственные некоммерческие организации.
Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:
§ организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;
§ подготовка — предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;
§ оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
§ Определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов
§ финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета;
§ контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;
§ регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;
§ контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею;
§ контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
§ оценка эффективности использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — это тематические проверки и ревизии.
Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.
Важная роль в проведении финансового контроля принадлежит Государственной налоговой службе и ее органам на местах. Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — это городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.
Органы Государственной налоговой службы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), контролировать правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
На Казначейство возложены следующие задачи:
§ контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;
§ контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
§ контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
§ контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.
Органы Казначейства имеют право производить проверки различных дёнежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках.
Организационно Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, в которую входят: Главное управление федерального Казначейства Министерства финансов России и территориальные органы федерального Казначейства на местах.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.
По согласованию с Центральным банком РФ Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые по действующему законодательству являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку России, а по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами может иметь своих представителей в заграничных учреждениях Российской Федерации. Это целесообразно для координации деятельности вновь организуемой службы с органами валютного и экспортного контроля других государств.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создан Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.
При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации Центральный Банк вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований Центрального Банка по замене руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года, назначение Центральным Банком временной администрация банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно — один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года — в остальных учреждениях и организациях. Сфера ведомственного финансового контроля включает сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.
- По направлению 080100.62 «Экономика»
- Профиль «Финансы и кредит»
- Блок Дисциплины профессионального цикла, базовая часть
- (Макро- и микроэкономика)
- Другие виды ренты
- Особенности рынка труда
- Эффект дохода и замещения
- Эффект дохода
- Инструменты
- Основные цели фискальной политики
- Блок Дисциплины профессионального цикла, базовая часть (Деньги, кредит, банки, финансы)
- 3) Правовое обеспечение.
- 5)Информационное обеспечение.
- Структура современного финансового рынка
- 3. Участники финансового рынка
- 1. Налог на прибыль.
- 2. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 3. Единый социальный налог (есн)
- 4. Налог на доходы физических лиц (ндфл)
- 5. Государственная пошлина
- 1. Документарный аккредитив
- 2.Инкассовая форма расчетов
- 3. Расчеты по открытому счету
- 4. Банковский перевод
- 2 Группы регулирующих норм:
- 1. Рентабельность капитала
- 2. Рентабельность продаж
- 3. Рентабельность производства
- Активные и пассивные операции кредитных организаций(лекции дкб)
- Баланс как форма отчетности кредитной организации(лекции дкб)
- Банковское законодательство рф
- Внебалансовые операции банков
- Долговые обязательства, эмитируемые банком
- Доходы, расходы и прибыль банка
- Капитал банка, его структура и функции
- Кредитная политика банка
- Кредитный процесс (технология предоставления кредита)(из лекций дкб)
- 1)Сбор и анализ инф. О заемщике, кредите и т.Д. Принятие решения о выдаче кредита
- 2)Разработка условий кредитования и заключения о подпис.Договора
- 3) Кредитный мониторинг (отслеживание целевого исп. Ссуды, фин.Сост.Заемщика; наличие, сохранность, обеспечение по кредиту)
- Депозитные операции: сущность, виды(с.547 Дворецкая)
- 12.Критерии надежности и устойчивости банка
- Лицензирование банковской деятельности в рф(http://www.Cbr.Ru/)
- 14.Операции банков с физическими лицами
- Операции банков с юридическими лицами
- Операции банков с ценными бумагами
- 4. Бюджетная система: сущность, роль, структура
- 5. Виды личного страхования и их характеристика
- 2.2 Виды личного страхования
- 7. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг рф.
- 8. Государственный финансовый контроль рф. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 9. Денежно-кредитная политика государства: понятие, цели, задачи и инструменты
- 10. Источники формирования и направления использования средств государственных внебюджетных фондов
- 11. Кредит: сущность, функции и виды
- 12. Международные резервы, механизм их формирования и роль в экономике
- 13. Международные финансовые институты
- 14. Налоговая политика рф на современном этапе Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (проект)
- 15.Налоговая система рф: понятие, ключевые особенности, уровни распределения средств
- 16. Национальная платежная система рф.
- 19. Основные формы расчетов
- 20. Особенности управления финансами коммерческих организаций
- 21. Особенности формирования доходов и расходования средств бюджетов разных уровней рф
- Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы рф подразделяются на налоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов рф, включающей пять групп доходов:
- 23. Показатели статистики денежного обращения.