[Править]в России в XVIII—XIX веках
В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленныйН. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно — просвещение.
Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущеннаяИ. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов»[7]. Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых, «образованность».[8]
За год до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого явствует, что слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию культура, но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774—1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культурно-философских идей в России.
Природа — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. — Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования.[9]
Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений.[10]
- 2 Вопрос Духовный мир личности. Мировоззрение.
- Вопрос 2
- Вопрос2
- Вопрос 1
- 2. Функции общества
- 4. Общество как динамическая саморазвивающаяся система.
- Вопрос 2
- Вопрос 1
- Вопрос2
- Вопрос 1
- 3. Типы функций социальных институтов:
- Вопрос 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2 Политический процесс
- Политическое развитие и кризисы политического развития
- Вопрос 1 Экономика и экономическая наука
- Вопрос 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос1
- [Править]Закон спроса
- [Править]Эластичность спроса
- [Править]Кривая спроса
- [Править]Предложение
- [Править]Закон предложения
- [Править]Эластичность предложения
- [Править]Кривая предложения
- [Править]История осознания закона
- [Править]Описание
- [Править]Примеры [править]Продукты питания
- Вопрос 2
- 3. Моральные требования и представления:
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- 6. Функции искусства:
- Вопрос 21. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.
- Вопрос 2
- Вопрос 2
- Вопрос 2
- Понятие социальной стратификации
- Вопрос 2
- Вопрос 2
- Вопрос 2
- Вопрос 2 Типология политических режимов.
- 1. Демократические режимы:
- 2. Недемократические режимы:
- Вопрос 2
- Структура политической системы.
- Функции политической системы.
- Типологии политических систем.
- Вопрос 2
- 2. Признаки правовой нормы
- 4. Виды правовых норм
- 6. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия
- 8. Функции права
- Вопрос 2
- [Править]Источники права рф
- [Править]Законы
- [Править]Конституция
- [Править]Федеральные конституционные законы
- Вопрос 2
- Основные понятия, имеющие значение для семейных правоотношений
- Личные и имущественные права и обязанности супругов
- Права несовершеннолетних детей
- Случаи, определенные российским законодательством, ведущие к ограничению или полному лишению родительских прав
- Вопрос 2
- Различные определения культуры
- [Править]История термина [править]Античность
- [Править]в Европе в XVII—XVIII веках
- [Править]в России в XVIII—XIX веках
- [Править]в России в XIX—XX веках
- [Править]Периодизация истории культуры
- [Править]Культура и природа
- [Править]Современное понимание культуры
- [Править]Культура и цивилизация
- Вопрос 2
- 2. Классификации наук:
- 3. Функции науки:
- 5. Модели развития научного знания:
- 7. Особенности:
- 8. Уровни, формы и методы научного познания
- 9. Универсальные методы научного познания:
- 11. Классификация социальных наук:
- 12.Социальное и гуманитарное знание:
- 13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе