Основные цели фискальной политики
Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня совокупного спроса и, соответственно, валового внутреннего продукта. Затем государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.
Виды фискальной политики
Недискреционная и дискреционная фискальная политика | ||
Изменения в налогах и правительственных расходах, а следовательно, состояние бюджета, могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) на основе изменения экономической ситуации в стране, либо в результате целенаправленных мероприятий законодательной или исполнительной власти. В зависимости от характера действий фискальных инструментов фискальную политику подразделяют на недискреционную (политику встроенных стабилизаторов) и дискреционную. | ||
Недискреционная политика | Дискреционная политика | |
Основана на том, что часть правительственных расходов связана с активностью частного сектора, а изменения экономической конъюнктуры автоматически вызывают изменения в относительных уровнях налогов и бюджетных расходов. Подоходный налог или пособия по безработице изменяются автоматически в зависимости от расширения или сокращения производства и доходов. Если в экономике наблюдается спад, т.е. личные доходы и доходы фирм снижаются, то при прогрессивном налогообложении налоговые изъятия автоматически уменьшаются, что при прочих равных условиях смягчает последствия падения доходов и сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать или расширить объем производства. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение налогового мультипликатора. Однако в результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит. Таким образом бюджетный дефицит становится спутником падения производства. Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска, препятствует «перегреву» конъюнктуры и росту цен. | Предполагает принятие государством специальных мер, направленных на решение проблем занятости, цен, роста национального объема производства. Реализация этих мероприятий отражается на доходной или/и расходной частях государственного бюджета. Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются: - изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки (изменяя налоговую ставку, правительство может удерживать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снижать располагаемый доход в период бума); - осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, имеющих целью трудоустройство безработных; - реализация социальных программ, включающих выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. (эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда). | |
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика | ||
В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. | ||
Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы. Следствием одновременного снижения налогов и увеличения государственных расходов становится бюджетный дефицит. | Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов, что ведет к снижению совокупного спроса и сдерживает рост цен. Следствием одновременного увеличения налогов и снижения государственных расходов становится уменьшение бюджетного дефицита или появление бюджетного излишка (профицита). |
Инструменты
Изменение государственных закупок |
В краткосрочном периоде: - рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению производства (росту ВНП и доходов) и снижению безработицы (рис. 16.1); - сокращение государственных закупок вызывает обратную реакцию: падение производства и рост безработицы.Первоначально экономика находится в состоянии равновесия при ВНП, равном Qe1. Государственные закупки увеличивают совокупный спрос до AD2. В результате равновесный объем производства увеличивается до Qe2, что при прочих равных условиях ведет к росту доходов и снижению безработицы. В долгосрочном периоде увеличение государственных закупок повышает инвестиционный спрос, что приводит к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста. |
Изменение налогов |
Рост налогов сокращает располагаемый доход и снижает уровень потребления с C = C0 + MPC(Y) до C = C0 + MPC(Y - T), где C – уровень потребления; C0 – уровень потребления при нулевом доходе; MPC – предельная склонность к потреблению; Y – доход; T – налог. Сокращение потребления ведет к падению совокупного спроса, объема производства, доходов, увеличению безработицы (рис. 16.2). Снижение налогов вызывает обратное действие – рост располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса, объема ВНП, доходов и занятости. Со временем, однако, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен. Первоначально экономика находится в состоянии равновесия в при Qe1. Введение налога (T) снижает уровень потребления до C0 + MPC (Y - T) и весь совокупный спрос AD2. В результате равновесный объем производства падает до Qe2. |
Бюджетные мультипликаторы |
Снижение или увеличение правительственных закупок и налогов оказывает влияние на величину ВНП с мультипликационным эффектом, т.е. изменение правительственных закупок и налогов приводит к более значительному изменению ВНП, чем первоначальный импульс. Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов и снижение налогов повышают доход и ведут к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, способствующий дальнейшему увеличению потребления и т.д. Такой переход от потребления к доходу и вновь от дохода к потреблению продолжается бесконечно. |
Мультипликатор правительственных закупок | Налоговый мультипликатор | Мультипликатор сбалансированного бюджета |
Мультипликатор правительственных закупок (MRG) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных закупок и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению. . Совокупный эффект от увеличения правительственных закупок равен их приросту, умноженному на мультипликатор: ∆GNP = ∆G x MRG. Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных закупок приводит к сокращению ВНП и доходов на величину, превышающую уменьшение правительственных закупок. | Налоговый мультипликатор (MRT) зависит от соотношения, в котором придельный доход распадается на потребление и сбережение, т.е. он равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережению (MPS): . Следовательно, изменение величины ВНП в результате изменения величины налогов равно: ∆GNP = ∆T x MRT. Поскольку правительственные закупки непосредственно входят в совокупный спрос и их изменения полностью отражаются на величине спроса (тогда как налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют и на потребление, и на сбережения), то мультипликатор правительственных закупок «сильнее» налогового мультипликатора. | Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного ВНП на ту же величину, т.е. ∆GNP = ∆G = ∆T, или мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1. |
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%F1%EA%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%EF%EE%EB%E8%F2%E8%EA%E0#.D0.9E.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.86.D0.B5.D0.BB.D0.B8_.D1.84.D0.B8.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B8
http://studopedia.ru/1_71434_fiskalnaya-politika-gosudarstva.html
Экономический рост: понятие, факторы и типы. Государственное стимулирование экономического роста на современном этапе развития
- По направлению 080100.62 «Экономика»
- Профиль «Финансы и кредит»
- Блок Дисциплины профессионального цикла, базовая часть
- (Макро- и микроэкономика)
- Другие виды ренты
- Особенности рынка труда
- Эффект дохода и замещения
- Эффект дохода
- Инструменты
- Основные цели фискальной политики
- Блок Дисциплины профессионального цикла, базовая часть (Деньги, кредит, банки, финансы)
- 3) Правовое обеспечение.
- 5)Информационное обеспечение.
- Структура современного финансового рынка
- 3. Участники финансового рынка
- 1. Налог на прибыль.
- 2. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 3. Единый социальный налог (есн)
- 4. Налог на доходы физических лиц (ндфл)
- 5. Государственная пошлина
- 1. Документарный аккредитив
- 2.Инкассовая форма расчетов
- 3. Расчеты по открытому счету
- 4. Банковский перевод
- 2 Группы регулирующих норм:
- 1. Рентабельность капитала
- 2. Рентабельность продаж
- 3. Рентабельность производства
- Активные и пассивные операции кредитных организаций(лекции дкб)
- Баланс как форма отчетности кредитной организации(лекции дкб)
- Банковское законодательство рф
- Внебалансовые операции банков
- Долговые обязательства, эмитируемые банком
- Доходы, расходы и прибыль банка
- Капитал банка, его структура и функции
- Кредитная политика банка
- Кредитный процесс (технология предоставления кредита)(из лекций дкб)
- 1)Сбор и анализ инф. О заемщике, кредите и т.Д. Принятие решения о выдаче кредита
- 2)Разработка условий кредитования и заключения о подпис.Договора
- 3) Кредитный мониторинг (отслеживание целевого исп. Ссуды, фин.Сост.Заемщика; наличие, сохранность, обеспечение по кредиту)
- Депозитные операции: сущность, виды(с.547 Дворецкая)
- 12.Критерии надежности и устойчивости банка
- Лицензирование банковской деятельности в рф(http://www.Cbr.Ru/)
- 14.Операции банков с физическими лицами
- Операции банков с юридическими лицами
- Операции банков с ценными бумагами
- 4. Бюджетная система: сущность, роль, структура
- 5. Виды личного страхования и их характеристика
- 2.2 Виды личного страхования
- 7. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг рф.
- 8. Государственный финансовый контроль рф. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 9. Денежно-кредитная политика государства: понятие, цели, задачи и инструменты
- 10. Источники формирования и направления использования средств государственных внебюджетных фондов
- 11. Кредит: сущность, функции и виды
- 12. Международные резервы, механизм их формирования и роль в экономике
- 13. Международные финансовые институты
- 14. Налоговая политика рф на современном этапе Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (проект)
- 15.Налоговая система рф: понятие, ключевые особенности, уровни распределения средств
- 16. Национальная платежная система рф.
- 19. Основные формы расчетов
- 20. Особенности управления финансами коммерческих организаций
- 21. Особенности формирования доходов и расходования средств бюджетов разных уровней рф
- Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы рф подразделяются на налоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов рф, включающей пять групп доходов:
- 23. Показатели статистики денежного обращения.