logo search
КУРС ЛЕКЦИЙ

4.11.3. Сущность, основные понятия и особенности космических рисков

Космической деятельности, как любой сфере жизнедеятельно­сти человечества, связанной с целенаправленным преобразовани­ем человеческой природы, свойственны специфические риски ее осуществления по сравнению с так называемыми массовыми рис­ками.

Во-первых, для космических рисков нехарактерна однород­ность, поэтому к их анализу, управлению и оценке не применимы статистические подходы. Хотя часть рисков все же можно отнести к устойчивым совокупностям и в рамках этих совокупностей при­менить единые правила анализа.

Во-вторых, риски осуществления космической деятельности имеют заметный кумулятивный характер. В силу этой специфики при их анализе используются в основном инженерные методы. Рассматривая страхование как экономическую категорию применительно к сфере космической деятельности, в качестве основных ее признаков выделяют наличие космического риска в сочетании индивидуальных и групповых страховых интересов участников космической деятельности. Риск есть объективная категория существования человечества. С точки зрения теории страхования риск, реализуемый через страховой интерес, создает предпосылку возникновения страхового правоотношения. Его количественные и качественные характеристики и признаки оп­ределяют содержание и границы страховой защиты.

Космический риск — гипотетическая возможность нанесения ущерба имущественным интересам участников космической дея­тельности и другим лицам в процессе ее осуществлении. Негатив­ное влияние космического риска связано, с одной стороны, с вре­доносными факторами на всех этапах жизненного цикла космической техники, с другой — с ответственностью, обуслов­ленной возникающими экономическими отношениями, регули­руемыми гражданским правом.

Система космического страхования может покрывать риски по двум направлениям: с позиции предоставления всесторонней страховой защиты субъекта космической отрасли; организация страхового покрытия по конкретному космическому проекту на всех стадиях его реализации. Различие заключается в цели органи­зации страховой зашиты. В первом случае страховое покрытие не­обходимо для непрерывного и бесперебойного обеспечения ус­тавной деятельности хозяйственного субъекта, а во втором — непрерывной реализации космического проекта. В страховое по­крытие включается различный объем ответственности страховщи­ка, хотя факторы риска практически неизменны. Поэтому иден­тификация и анализ качественных характеристик космического риска в зависимости от направления их страхового покрытия не имеют принципиального значения.

Фазы разработки и изготовления космических средств наибо­лее продолжительные и капиталоемкие. Основными факторами риска при осуществлении разработки (модификации) космиче­ской техники является невыполнение (несвоевременное, некачественное) договорных обязательств и профессиональная ответст­венность конструкторов космической техники (наличие конст­руктивных недостатков).

Эксплуатация представляет собой наиболее долговременный и насыщенный самыми сложными и различными по своей специ­фике технологическими операциями этап, с точки зрения страхо­вания наиболее рискованный. Специфику этапа эксплуатации космической системы составляет возрастание роли человеческого фактора и качественное содержание риска.

С точки зрения страхования, эксплуатационные процессы кос­мических средств целесообразно рассматривать в части ракетно-космической техники и в части наземной космической инфра­структуры. Объектом, наиболее подверженным риску, является космическая инфраструктура космодромов. Ввиду того, что обо­рудование наземной базы эксплуатации космодрома является го­сударственной собственностью, возмещение возможного ущерба гарантируется средствами федерального бюджета. Единственным механизмом покрытия ущерба коммерческого проекта является страхование. В качестве объектов риска выступают целевые ком­поненты космодрома.

Этап эксплуатации ракет космического назначения состоит из транспортирования элементов ракет космического назначения, их хранения и запуска, а также функционирования орбитальных средств. Этапам хранения и транспортирования присущи риски гибели, утраты и повреждений в космической технике. Ущерб при этом колеблется в пределах 5-25% от стоимости космических средств. Размер страховых тарифов в данном случае колеблется в пределах 1 % от страховой суммы.

Осуществление пуска ракеты и выведение орбитального средст­ва — самый рискованный этап в статистике космических рисков. Он характеризуется наибольшей вероятностью реализации и значи­тельным ущербом. Основополагающим фактором при оценке риска в этом случае выступает надежность средства выведения. Размер страхового тарифа при этом колеблется в пределах 12—20%.

При оценке степени готовности орбитального средства к при­менению по целевому назначению основными факторами риска является качественное выполнение предыдущих фаз запуска, а также надежность аппаратуры орбитального средства. Страховой тариф здесь составляет порядка 8—12%.

Результатом целевого применения космической системы явля­ется получение космической продукции (услуги), которая реализу­ется ее потребителями на платной основе. Космический проект окупается при длительном функционировании космической систе­мы. Фаза получения космической продукции подвержена рискам, обусловленным, с одной стороны, уровнем устойчивости функцио­нирования космической системы и конъюнктуры рынка космиче­ской продукции, а также экономической ситуацией — с другой.

В процессе орбитального функционирования орбитальные средства подвергаются рискам внутреннего и внешнего происхо­ждения. Риски внутреннего происхождения характеризуются от­казами бортовой аппаратуры, к внешним можно отнести неблаго­приятное воздействие компонентов космического пространства (радиационное, атмосферное, вибрационное, температурное и пр.). Ставки страховых тарифов здесь составляют 5-8%.

Стадии производства и эксплуатации космической техники характеризуются повышенным риском нанесения ущерба окру­жающей среде — экологические риски.