logo search
Подготовка к ГОСам / Для дипломников 2010 / Лекции ДКБ

Расходы на ведение Первой мировой войны*

Дата

Долгосрочные займы

Краткосрочные обязательства

казначейства

Бумажные деньги

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

До 01.01.1915 г.

До 01.01.1916 г.

До 01.01.1917 г.

До 01 (15).01.1917 г.

450

2 750

6 000

8 000

22,5

36,9

36,4

35,5

150

700

3 000

4 000

7,2

9,5

18,2

17,8

1 397

3 989

7 464

10 553

70,3

53,6

43,4

46,7

*См.: Канценелленбаум З.С. Война и финансово-экономическое положение России. – Пг., 1917. – С.43.

Приведенные в табл. 2 данные показывают, что к июню 1917 г. на бумажные деньги приходилось около половины всей суммы, получаемой на внутреннем рынке при помощи кредитных операций. Такую сумму могло обеспечить только очередное превышение эмиссионного права Государственного банка. До 1 января 1917 г. Совет министров разрешал его превышение 4 раза, доведя сумму выпуска кредитных билетов, не покрытых золотом, до 6,5 млрд. руб. После Февральской революции 1917 г. при Временном правительстве выпуск не покрытых золотом билетов был увеличен до 16,5 млрд. руб.1 Кредитные билеты были выпущены даже под золото за границей, в том числе под кредиты, обещанные английским казначейством. Большие масштабы превышения эмиссионного права Государственного банка послужили основной для перехода в стране от золотого монометаллизма к бумажно-денежному обращению, поскольку чем больше выпускалось кредитных билетов, тем больше снижался процент их золотого обеспечения и падало значение золотого фонда. На 1 марта 1917 г. золотое покрытие кредиток составляло 14,8%, а к 23 октября 1917 г. понизилось до 6,8 %.2

Количество золота в государственном банке сокращалось не только в связи с огромным выпуском кредитных билетов, но и в связи с вызовом его союзникам на основании договоров, заключенных и заключаемых Россией, а также вымыванием из обращения золотой монеты, а затем и высокопробной серебряной. Стало не хватать и серебряной и медной разменной монеты. Естественно, что в создавшихся условиях заменой металлических денег могли стать только деньги бумажные. В конце 1915 г. российское правительство разрешает выпуск бумажных казначейских марок мелкого достоинства с обозначением: «имеют хождение» наравне с разменной серебряной или медной монетой.

Одновременно в частный рыночный оборот широко вовлекались краткосрочные обязательства казначейства, также становящиеся источником финансирования войны, хотя и в меньшей степени, чем бумажные деньги (см. табл. 2). Это были 5-процентные краткосрочные обязательства Государственного казначейства, иначе говоря, векселя государства, выпускаемые сроком до 1 года на разные суммы.

По закону от 27 июля 1914 г. предполагалось, сто такие обязательства будут покрытием только для той суммы кредитных билетов, которую банк выдаст правительству в ссуду. По мере роста выпуска бумажных денег увеличивался учет обязательств казначейства в Государственном банке, поэтому портфель банка наполнялся обязательствами Государственного казначейства достаточно быстро. Всего, начиная с января 1915 г. и включая сентябрь 1917 г., было сделано 19 выпусков 5-процентных обязательств. Но сентябрьский указ Временного правительства разрешал Министерству финансов выпускать обязательства в таком объеме, чтобы общая сумма обращающихся обязательств не превышала 25 млрд. руб.; 5-процентыне краткосрочные обязательства стали вытеснять 4-процентные билеты или серии, представлявшие собой государственную ценную бумагу двух видов – заемную и денежную, принимаемую во все платежи Государственному казначейству и Государственному банку и имевшую более долгосрочный характер действия - 4 года. С конца 1914 г. Государственный банк увеличивал выпуски кредитных билетов для казначейства, а казначейство соответственно депонировало в банке возросшую массу своих краткосрочных обязательств. Их стали использовать в качестве платежеспособных средств в контрактах с поставщиками для выплаты 10-25 % следуемой им суммы. Позднее, в марте 1917 г., сумма обязательного приема краткосрочных обязательств была увеличена до 10-50 % от суммы поставок и до 10-75 % от сумм выданных авансов. Банки и крупные предприятия рассматривали покупку краткосрочных обязательств как способ размещения временных кассовых средств. Как правило, коммерческие банки открывали правительству кредиты на закупку хлеба, угля, сахара, получая под краткосрочные обязательства ссуды в Государственном банке в форме векселей, которые принимались банком сверх обычной нормы переучета. Пятипроцентные государственные краткосрочные обязательства в качестве платежного средства использовались и населением.

Таким образом, с одной стороны, краткосрочные обязательства превратились в источник покрытия расходов, а с другой – они стали заменителями денег, освобождая Государственный банк от выпуска той суммы кредитных билетов, под которую они депонируются Государственным казначейством.

Чем больше регулятором выпуска кредитных билетов становился учет правительством в Государственном банке краткосрочных обязательств, тем больше банк затрачивал всех сверхналичных средств на кредитование казны. Это привело к изменению состояния счетов Государственного банка (табл. 3).

Т а б л и ц а 3