logo search
bankovskoe_delo

Инструменты исламского банковского дела

В исламскую систему входят шесть инструментов (институтов), позволяющих исламским банкам и финансовым учреждениям успешно оперировать не участвуя в процентных сделках. Это Mudhaarabah (специальное партнерство), Mushaarakah (регулярное партнерство), Qardul Hasanah (беспроцентная ссуда), Zakah (обязательная благотворительность), Baitul Maal (государственное казначейство) и Центральный исламский банк.

Mudhaarabah (специальное партнерство)

Эта мера предполагает, что одна сторона (поставщик капитала, или Mudhaarib) предоставляет капитал, а другая (оператор, или Dhaarib). инвестирует его в торговлю или иной бизнес. С каждой стороны могут участвовать одно или несколько лиц, организация, финансовая группа или банк. Например, в одном варианте индивид может положить средства на банковский депозит, предназначенный для инвестиции по системе Mudhaarabah, в другом – банк  в рамках рассматриваемых отношений может вложить средства в бизнес.

В системе Mudhaarabah поставщик капитала и оператор участвуют в прибыли в соответствии с оговоренной долей или ставкой. Какая-либо абсолютная сумма не может быть оговорена. Обычно распределение долей между поставщиком капитала и оператором составляет 60:40. Однако в случае убытка поставщик капитала принимает его на себя в полном объеме, а оператор не получает от сделки ничего. Если нет ни прибыли, ни убытка, то результат для оператора также нулевой (поставщик капитала в этом случае возмещает первоначальный капитал).

Оператор действует как менеджер или предприниматель в зависимости от типа сделки. Он свободен в выборе направлений вложения капитала в любой торговый или промышленный бизнес, дозволенный исламом. Оператор мотивирован тем, что его прибыль и прибыль поставщика капитала находятся в прямой зависимости. Его задача – обеспечить успех бизнеса, так как в случае убытка он ничего не получит за свой труд.

В сделке типа Mudhaarabah могут участвовать один поставщик капитала и несколько операторов (особенно, если бизнес отличается крупными масштабами) либо несколько поставщиков капитала и единственный оператор. Все зависит от типа бизнеса, его потребностей, заинтересованности участников. Участие в прибыли и убытке поставщиков капитала пропорционально их капиталовложениям, а распределение прибыли среди операторов зависит от объема работ.

Пример 1.

Условия: один поставщик капитала инвестирует 500 тыс. долл.; два оператора - один мастер и один работник; согласованные доли распределения прибыли между поставщиком капитала и операторами - 60:40; согласованные доли распределения прибыли между операторами - 55:45; срок сделки - один год.

Результат: прибыль в размере 80 тыс. долл.

Расчеты: поставщик капитала получает 80 тыс.долл. х 0,60 = 48 тыс.долл. плюс первоначальный капитал 500 тыс. долл.; мастер получает 80 тыс.долл. х 0,40 х 0,55 = 17,6 тыс.долл.; работник получает 80 тыс.долл. х 0,40 х 0,45 = 14,4 тыс.долл.

Пример 2. Условия: два поставщика капитала инвестируют 500 тыс. долл., первый - 300 тыс. и второй - 200 тыс.; один оператор; согласованные доли распределения прибыли между поставщиками капитала и оператором - 60:40; срок сделки - один год.

Результат: убыток в размере 30 тыс. долл.

Расчеты: первый поставщик капитала теряет 30 тыс.долл. х 3/5 = 18 тыс.долл.; второй поставщик капитала теряет 30 тыс.долл. х 2/5 = 12 тыс.долл.; оператор ничего не получает.

Из этих примеров видно, что в сделке типа Mudhaarabah нет никакой искусственно введенной величины ссудного процента. Операторы стимулированы к успешному ведению дела, поскольку участвуют в распределении прибыли, а в случае убытка не возмещают его, но и ничего не выигрывают. Для них сделка становится затратой времени и усилий. Инвестор удовлетворен, так как получает более значительную долю прибыли, хотя и стоит перед реальной возможностью убытка. Разумеется, во избежание убытков инвестор отдаст предпочтение более способному оператору.

Mudhaarabah представляет собой более справедливую и эффективную сделку с точки зрения использования денежных средств. Ее справедливый характер очевиден. Эффективность же определяется тем, что все стороны сделки имеют дело с реальными деньгами, а не с искусственно создаваемыми процентными деньгами.

Подобная система широко распространена и в США: она имеет место в отношениях между вновь создаваемым предприятием и венчурным фондом, предоставляющим ему стартовый капитал. Предприниматель, организующий предприятие, в обмен на инвестиции со стороны венчурного капиталиста, отдает ему долю собственности. При этом финансовое учреждение, вложившее венчурный капитал, выступает в роли более или менее пассивного инвестора.

Mushaarakah (регулярное партнерство)

Этот инструмент предполагает, что все участники выступают в роли партнеров по бизнесу. Они делят и прибыли, и убытки. Партнеры берут на себя часть прибыли или убытка пропорционально первоначальному вложению капитала в бизнес и согласовывают сроки и условия.

Соглашение о партнерстве вырабатывается и подписывается всеми заинтересованными сторонами. Оно включает такие детали, как вид бизнеса или торговли, сроки и условия, график распределения прибылей и убытков (например, ежеквартально, раз в полгода и т.д.), доля прибыли (или Nisbah) для каждого партнера, льготы и ответственность. Важно отметить, что фиксированной заранее суммы прибыли ни для кого из партнеров не устанавливается.

В соответствии с предписаниями ислама регулярное партнерство подразделяется на несколько категорий. Для банковского дела наиболее характерно партнерство по контракту (Mushaarakah Aqeed), где стороны организуют отношения на основе договорных обязательств, описанных выше. В рамках этого типа в свою очередь существуют два вида - партнерство на равенстве (Mushaarakah Mufawadah) и партнерство на коммерции (Mushaarakah Ainan).

При партнерстве на равенстве обе стороны пользуются одинаковыми правами и привилегиями и несут одинаковую ответственность в отношении прибылей и убытков, инвестиций, прав собственности, посреднических услуг и поручительства. Здесь на первый план выступает взаимность. Стороны должны консультироваться и согласовывать все деловые операции. Если участвуют более двух партнеров, сохраняются те же условия равенства. Партнеры могут непосредственно участвовать в работе либо использовать наемную рабочую силу.

Партнерство на коммерции не предполагает равенства. Здесь стороны выполняют конкретные деловые задачи. Они могут инвестировать различные суммы, а прибыли и убытки распределяются пропорционально инвестициям. В большинстве случаев стороны ведут дела раздельно, но объединяются для проведения конкретной ограниченной во времени торговой или коммерческой операции (например, с партией зерна, одежды и т.п.) и становятся партнерами. В результате они действуют как взаимные агенты, но не как поручители.

Пример 1. Партнерство на равенстве

Банк и инвестор вкладывают в бизнес равные капиталы. При наступлении срока расчетов согласно графику прибыль составила 30 тыс. долл. Банк получает 15 тыс. долл., инвестор - 15 тыс. долл.

Пример 2. Партнерство на коммерции

Банк вкладывает в бизнес 500 тыс.долл., инвестор - 300 тыс.долл. Долевое участие в прибыли (или убытке) банка и инвестора составляет соответственно 5/8 и 3/8. При наступлении срока расчетов согласно графику зафиксирован убыток 65 тыс.долл.

Убыток банка: 65 тыс. долл. х 5/8 = 40 625 долл. Убыток инвестора: 65 тыс. долл. х 3/8 = 24 375 долл.

Mushaarakah (регулярное партнерство) напоминает по форме обычное партнерство с участием в прибылях, распространенное на Западе. В обоих случаях стороны могут создавать такое партнерство по собственному выбору и согласовывать долевое участие в прибылях или убытках с помощью контракта. Фундаментальное различие состоит в отсутствии процентных отношений в исламском типе партнерства.

Zakah (обязательная благотворительность)

Мусульмане обязаны 2,5% стоимости своей собственности направлять на благотворительность. Власти организуют Baitul Zakah (дом благотворительности) для сбора и распределения благотворительных средства, которые используются для помощи нуждающимся и обеспечения общественных работ, а также проектов улучшения быта.

В условиях исламского запрета на процент обязательная благотворительность играет определенную роль в инвестиционном процессе. Этот инструмент противодействует накопительству богатых. Состоятельные индивиды могут свободно тратить свои деньги вместо того, чтобы сберегать их с целью получения процента. Использование средств для финансирования общественных и частных проектов способствует процветанию бизнеса и торговли, развитию экономики.

Уровень обязательной благотворительности в 2,5% - лишь минимум. Лицо или организация может пожертвовать и больше. Такие дополнительные взносы в благотворительный фонд повышают его возможности в распределении средств.

Обязательная благотворительность не имеет ничего общего с любой формой налогообложения (например, с налогом на предметы роскоши). Ислам определяет ее как культовую форму. Она подразумевает избавление богатого человека от алчности и скупости и принесение пользы для общества в целом, сокращение неравенства между богатыми и бедными.

Qardul Hasanah (беспроцентная ссуда)

Данный термин буквально переводится как “хорошая ссуда”. Это означает предоставление лицу или организации беспроцентной ссуды, возвращаемой в согласованный срок. Если заранее ясно, что лицо не сможет возвратить ссуду, деньги могут быть предоставлены в форме обязательной или добровольной благотворительности.

Предприниматели, нуждающиеся в инвестиционных средствах, могут получить ссуду из имеющихся фондов. Они инвестируют заемные средства в легальный бизнес, так как им не надо беспокоиться о проценте, который нужно отдавать сверх полученных средств. С другой стороны, состоятельный член общества может беспроцентно ссудить правительство или организацию, которые способны эффективно использовать эти средства на осуществление общественных проектов, например строительство дорог, водоочистных сооружений и т.п.

Идея беспроцентной ссуды состоит в обеспечении равноправных условий для кредитора и заемщика, с тем чтобы неравенство между богатыми и бедными могло быть сокращено в долгосрочной перспективе.

Baitul Maal (государственное казначейство)

Ислам выдвигает концепцию государственного казначейства, которое обеспечивает фонды для удовлетворения общественных потребностей. Важнейшим источником поступлений здесь служат налоги, взимаемые согласно законодательству уполномоченным ведомством исламского правительства.

Средства могут направляться и на удовлетворение индивидуальных потребностей. Так, если задолженность не погашена по той или иной причине (например, из-за смерти заемщика), погашение ссуды может быть осуществлено за счет государственного казначейства. Преимущество такой гарантии в том, что кредитор не утрачивает стимулы к кредитованию других лиц в будущем.

Государственное казначейство также обладает правом предоставлять ссуды в качестве кредитора последней инстанции при отсутствии других источников. Оно обеспечивает права вдов, сирот, бедных, нуждающихся, больных и инвалидов, удовлетворяя какую-то часть их потребностей.

Центральный исламский банк

Центральный банк – необходимый элемент исламской банковской системы. Он функционирует на федеральном уровне и имеет местные отделения. Все его операции также беспроцентны. Центральный банк действует преимущественно так же, как и местный исламский банк (ведет текущие, инвестиционные и кредитные счета), но, кроме того, наделен рядом дополнительных функций. Это общий мониторинг и контроль над всеми местными банками, надзор за соблюдением ими правил и норм регулирования, обеспечение их финансовой безопасности, особенно в случаях невыполнения обязательств по ссудам и при других чрезвычайных обстоятельствах.