4.3. Автоматизация банковской деятельности
Многообразие оказываемых банком услуг и связанных с ними банковских технологий, особенности организации управления и отсутствия единой концепции автоматизации банковской деятельности обусловили появление на нашем рынке большого количества разнообразных банковских программных продуктов различных производителей, среди которых: Минибанк («Система»), VIMCOM, Диасофт, БИСквит, ДОРА, INFA, ЛЭК-банк, MIM-банк, OPTIMUM, IRISAB SB, ЭЛЬБРУС, «Операционный день» (АО/NEST), БАНКИР, САДКО, DACOMS-Bank, CANOPUS MAKROBank, «Коммерческий банк» (СВАК-Банк), Меркурий СОФТ, «Операционный день банка» г. Тула, «Операционный день банка» А/О ЭЛОРТ, СИС-Банк (ТОО «Союзконтракт»), «Ведение лицевых счетов в коммерческом банке» (ХлебоБанк).
Анализ этих продуктов российского рынка показывает, что практическое выделение подсистем и задач в интегрированных БИС учитывает их группировку одновременно по трем признакам: управленческая структура, трансформация ресурсов и функции управления. При этом часть задач реализуется различными технологиями, распределяется между различными АРМ (рис. 2) и не повторяется, а некоторые задачи становятся функционально избыточными и оформляются при разработке в виде некоторых универсальных технологий, структурно выполненных в форме перемещаемых блоков, одновременно присутствуя в нескольких АРМ и соответствующим образом настраиваясь.
На рис. 2 показан ряд АРМ, которые необходимы относительно полноценности управления, но отсутствуют как самостоятельные в большинстве БИС: АРМ специалиста по маркетингу, АРМ сотрудника по управлению активами и пассивами, АРМ аналитика, АРМ планировщика, АРМ сотрудника по управлению ликвидностью и др.
Работа с внешней средой осуществляется по каналам телекоммуникаций через АРМ коммуникаций.
Во многих БИС автоматизированы лишь самые основные, наиболее важные с точки зрения разработчиков системы, задачи. Это может быть мотивировано отсутствием некоторых услуг: лизинга, карточных услуг (или элементов оргструктуры, но есть управленческие задачи, решаемые в любом банке и, как правило, отсутствующие в большинстве отечественных БИС, например, автоматизированный анализ качества кредитного портфеля, прогнозирование и планирование кредитных ресурсов.
Программные продукты, обеспечивающие автоматизацию банковской деятельности, различаются по признаку включения или невключения в их тело банковской технологии.
В большинстве БИС банковская технология оказывается жестко встроенной в программный продукт. Поэтому пользователь не имеет возможности отклоняться от нее, пользуясь меню, и всегда следует по пути запрограммированного диалога, корректность которого зависит практически полностью от разработчика. В большинстве случаев настройка БИС производится специалистом в процессе инсталляции. Обычно таким специалистом является представитель разработчика, реже − банковский технолог (администратор) автоматизируемого учреждения.
Условно технология банковских операций может быть разделена на макро-и микротехнологию. Макротехнология определяет последовательность действий (функций) банковского сотрудника при оказании банковских услуг.
Микротехнология представляет собой подробный перечень операций, которые выполняет банковский сотрудник при реализации той или иной функции.
- Раздел 2
- Тема 1. Общие характеристики эис
- 1.1. Принципы построения и функционирования эис
- 1.2. Защищенность экономической информационной системы
- Угроза − это потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность.
- Тема 2. Функции эис
- 2.2. Цели и задачи экономической информационной системы
- Тема 3. Бухгалтерские информационные системы
- 3.1. Понятие бухгалтерских экономических систем
- 3.2. Принципы построения бухгалтерских информационных систем
- 3.3. Буис крупных предприятий
- 3.4. Буис на предприятиях малого и среднего бизнеса
- Тема 4. Банковские информационные системы
- 4.1. Банки и банковские операции
- 4.2. Банковские информационные системы
- 4.2.1. Проблемы внедрения банковских информационных систем
- 4.3. Автоматизация банковской деятельности
- 4.4. Телекоммуникационные взаимодействия банка
- 4.5. Пластиковые карточки
- 4.5.1. Пластиковая карта. Элементы пластиковой карты
- Тема 5. Автоматизированные системы страхования
- 5.1. Страховой бизнес в России
- 5.3. Автоматизированные информационные системы страхования
- Тема 6. Автоматизированные информационные системы налоговых органов
- 6.1. Автоматизированная информационная система «Налог»
- Тема 7. Статистические информационные системы
- 7.1. Основные задачи государственной статистики
- 7.2. Информационные технологии, используемые в статистических информационных системах
- Тема 8. Информационные системы управления
- 8.1. Структура информационной системы управления
- 7.2. Основные направления применения ису
- 7.3. Влияние ису на эффективность работы организации. Проблемы, связанные с внедрением ису