Вопрос 5. Неценовая конкуренция.
Стремясь сохранить экономическую прибыль в долгосрочном периоде фирмы в условиях данной модели рынка используют неценовую конкуренцию, которая предполагает дифференциацию продукта, его совершенствование и рекламу. Участие в неценовой конкуренции увеличивает издержки фирмы, но одновременно может повыситься и спрос. Если увеличение спроса произойдет на большую величину, чем нужно для возмещения дополнительных издержек, фирма улучшит своё экономическое положение.
Дифференциация продукта означает, что в любой момент времени потребителю будет предложен широкий выбор типов, марок степеней качества продукта. Но разнообразие создает для потребителя определённые трудности при выборе, сталкиваясь с большим количеством однотипной продукции, потребитель путается, начинает судить о качестве товара лишь по его цене, покупки отнимают много времени.
Неценовая конкуренция является важным средством реализации достижений научного технического прогресса и совершенствования товара. Однако улучшения товара часто оказывается незначительным, не затрагивающим его долговечности, эффективности или полезности.
Цель рекламы фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, усилить интерес потребителя по отношению к дифференцированному продукту и увеличить свою рыночную долю.
В пользу рекламы можно привести следующие доводы:
Реклама представляет потребителям информацию, облегчающую их выбор;
Реклама частично финансирует радио, телевидение, прессу;
Реклама стимулирует улучшение качества товаров;
Реклама позволяет фирме расширить производство и, снизив издержки, увеличить прибыль.
Реклама, расширяя объём производства, увеличивает занятость;
Реклама стимулирует развитие конкуренции.
В тоже время существуют доводы против рекламы:
Реклама скорее убеждает потребителя приобрести данный товар, чем информирует его;
Реклама отвлекает ресурсы из других отраслей и представляет собой область нецелесообразного использования ресурсов;
Реклама рождает внешние, побочные издержки (ухудшает пейзаж, стимулирует потребление вредных продуктов);
Большая часть рекламы часть рекламы самонейтрализуется, что делает издержки на рекламу бесполезными;
Реклама способствует росту монополий;
Реклама не является главным фактором, определяющим объём производства и занятость.
График показывает, что реклама увеличивает издержки фирмы. Но одновременно увеличивается объём производства (от Q1доQ2). При этом средние издержки, связанные с произведённым количеством продукции, снизятся (отAC1доAC2), благодаря экономии, обусловленной эффектом масштаба. Потребители при этом будут получать больший объём продукции и по более низкой цене.
Рис.5. Влияние рекламы на издержки
Анализ методов неценовой конкуренции не позволяет сделать однозначный вывод о её значении и необходимости. Но каждая фирма в условиях монополистической конкуренции всегда манипулирует тремя переменными факторами: ценой, продуктом и рекламой. Каждая комбинация этих переменных создает для фирмы разную ситуацию спроса и издержек. Фирма методом проб и ошибок ищет оптимальную комбинацию этих составляющих, которая принесёт ей максимальную прибыль.
- Экономика Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
- Вопрос 1. Экономическая теория: ее возникновение и развитие.
- Вопрос 2. Предмет экономической теории. Основные методы исследования.
- Лекция 2. Экономические блага, потребности и ресурсы. Производственные возможности.
- Вопрос 1. Эволюция экономических систем: от традиционной до постиндустриальной экономики.
- Вопрос 2. Потребности, блага, ресурсы.
- Вопрос 3. Проблема выбора – основная проблема экономики. Кривая производственных возможностей.
- Лекция 3. Рыночная система: спрос и предложение.
- Вопрос 1. Понятие рынка и его функции. Типы и структура рынка.
- Вопрос 3. Рыночное равновесие.
- Вопрос 4. Эластичность спроса и предложения.
- Вопрос 5. Вмешательство государства в механизм спроса и предложения.
- Лекция 4. Теории потребительского поведения.
- Вопрос 1. Понятие полезности. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности.
- Потребительский спрос
- Вопрос 2. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Графическое изображение равновесия потребителя.
- Вопрос 3. Эффект дохода, эффект замещения. Феномен Гиффена.
- Лекция 5. Производство экономических благ
- Вопрос 1. Фирма и ее основные формы.
- Вопрос 2. Оптимальная комбинация факторов.
- Лекция 6. Издержки производства.
- Вопрос 1. Экономические издержки: понятие, виды. Прибыль.
- Вопрос 2. Экономические издержки в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3.Экономические издержки в долгосрочном периоде. Положительный, отрицательный и постоянный эффект масштаба производства.
- Вопрос 4. Выручка и прибыль. Трансакционные издержки
- Лекция 7. Фирма как совершенный конкурент. Особенности рынка совершенной конкуренции.
- Вопрос 1. Характеристика спроса в условиях чистой конкуренции. Валовой, средний, предельный доход.
- Вопрос 2. Поведение фирмы на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3. Кривая предложения фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.
- Вопрос 4. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль. Кривая предложения отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками.
- Вопрос 5. Эффективность рынка совершенной конкуренции.
- Лекция 8. Типы рыночных структур. Рынок несовершенной конкуренции Монополия
- Вопрос 1. Кривая спроса чистого монополиста.
- Вопрос 2. Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков.
- Монополистическая конкуренция
- Вопрос 1. Рынок монополистической конкуренции: кривая спроса фирмы - монополистического конкурента.
- Вопрос 2. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3. Тенденция к безубыточности в долгосрочном периоде.
- Вопрос 4. Эффективность рынка монополистической конкуренции.
- Вопрос 5. Неценовая конкуренция.
- Олигополия.
- Вопрос 1 Основные признаки олигополии. Особенности ценового поведения фирмы-олигополиста.
- Основанная на тайном сговоре олигополия
- Лидерство в ценах
- IV Ценообразование по принципу «издержки плюс»
- VМодель Курно
- Вопрос 3. Роль неценовой конкуренции. Экономическая эффективность олигополии.
- Лекция 9. Рынки факторов производства.
- Вопрос 1. Рынок факторов производства и его структура.
- Вопрос 2. Спрос фирмы на факторы производства.
- Рынок капитала.
- Вопрос1. Основной и оборотный капитал.
- Вопрос 2. Равновесие на рынке услуг капитала. Дисконтирование.
- Рынок труда.
- Вопрос 1. Равновесие на рынке труда.
- Вопрос 2. Рынок труда и профсоюзы.
- Рынок земли. Рентные отношения.
- Вопрос 1. Рынок земли.
- Вопрос 2. Рентные отношения.
- Лекция 10. Воспроизводство. Система национальных счетов.
- Вопрос 1. Макроэкономика, ее понятие и цели.
- Вопрос 2. Национальный объем производства и методы его измерения.
- Вопрос 3. Модель макроэкономического кругооборота.
- Лекция 11. Макроэкономическое равновесие. Классическая модель общего экономического равновесия.
- Вопрос 1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса.
- Вопрос 2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые детерминанты совокупного предложения.
- Вопрос 3. Макроэкономическое равновесие. Изменения в макроэкономическом равновесии. Эффект «храповика».
- Кейнсианская модель общего макроэкономического равновесия.
- Вопрос 1.Основные посылки кейнсианской теории равновесия.
- Вопрос 2. Потребление и сбережения. Инвестиции.
- Вопрос 3. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства.
- Вопрос 4. Колебания равновесного уровня выпуска вокруг экономического потенциала. Мультипликатор автономных расходов. Рецессионный и инфляционный разрывы.
- Вопрос 5. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели ad-as и Кейнсианского креста
- Лекция 12. Денежно-кредитная система и политика. Деньги.
- Банки и банковская система.
- Лекция 13. Циклическое развитие экономики.
- Вопрос 1. Цикличность как закономерность экономического развития.
- Вопрос 2. Причины и механизм экономических циклов.
- Лекция 14. Рынок труда, занятость, безработица.
- Лекция 15. Макроэкономическая нестабильность и инфляция.
- Вопрос 1. Инфляция.
- Лекция 16. Экономический рост.
- Вопрос 1. Экономический рост и его факторы.
- Вопрос 2. Модели экономического роста.
- Модель роста Солоу
- Лекция 18. Государственное регулирование национальной экономики.
- Вопрос 1 Фискальная политика государства.
- Вопрос 2 Государственный бюджет.
- Лекция 19. Международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство.
- Вопрос 1. Открытая экономика. Мировой рынок. Международная торговля.
- Вопрос 2. Валюта. Валютные отношения.
- Вопрос 3. Международное движение факторов производства. Глобализация экономики.