Вопрос 1. Понятие полезности. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности.
В последней трети XIX В.У.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас предложили количественную теорию полезности, которая непосредственно связана с понятием предельной полезности и количественным измерением полезности. Впервые основные принципы этого подхода были сформулированы в 1854 г. немецким экономистом Госсеном и в дальнейшем получили название законов Госсена.
Экономисты – сторонники первого подхода объясняют потребительский выбор через понятия «полезности» («общей полезности») и «предельной полезности».
Полезность – это удовольствие или удовлетворение, которое получает человек от потребления блага или услуги. У этой категорий нет реальных единиц измерения, поэтому была изобретена условная единица «1 ютель».
Общая полезность(TU) – совокупная полезность всех потребляемых благ.
Функция общей полезности при потреблении блага одного вида:
Предельная полезность(MU) – это величина добавочной, дополнительной полезности, которую получает потребитель от потребления еще одной дополнительной единицы блага.
Расчет предельной полезности:
MU = , где
TU – общая полезность,
Q– количество потребляемых благ.
Если известна функция полезности, то возможно рассчитатьпредельную полезностькак производную первого порядка функции общей полезности:
MU=
С количественной точки зрения сумма предельных полезностей всех потребляемых благ данного вида называется общей полезностью.
В экономике действует принцип Убывающей предельной полезностиилипервый закон Госсена: Полезность каждой последующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы (предельная полезность блага убывает с увеличением потребления). Ограничителем действия данного закона является время.
Графически связь между TUиMUвыглядит следующим образом:
Опираясь на теорию полезности в 1870-е годы маржиналисты смогли разрешить «парадокс А. Смита», парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, поэтому она, по мнению критиков теории предельной полезности, должна была обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике — наоборот. Но дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (Q1) велико, а цена (Pj) низка; во втором — наоборот: количество (Q2) мало, цена (Р2) высока (см. рис.).
Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная — маленькая; у алмазов — наоборот, общая полезность мала, а предельная — велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора.
Q1QQ2
а) водаб) алмаз
Рис. Парадокс воды и алмаза
Потребитель, совершая покупки, должен распределить свой денежный доход между различными товарами и услугами. При этом он не может удовлетворить абсолютно все свои желания и должен выбирать, чтобы получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный набор товаров и услуг.
Потребительский выбор зависит от следующих факторов:
1. Разумное поведение.
2. Отчетливая система предпочтений.
3. Бюджетное сдерживание.
4. Существующие на рынке цены.
Для того чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей, потребитель должен осуществлять свой выбор в соответствии с особым правилом, которое в экономической науке называется правилом максимизации полезностииливторым законом Госсена: при заданных ценах и бюджете потребитель достигает максимума полезности тогда, когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам.В этом случае у потребителя не будет стимулов к изменению своих расходов. Потребитель, действующий в соответствии с данным правилом, находится в состоянии равновесия. Купленный набор товаров и услуг принесет ему наибольшую совокупную полезность.
Правило максимизации полезности можно выразить в алгебраической форме:
= … ==MUден.
Отсюда:
Такой подход, объясняющий рациональное поведение потребителя, называется кардиналистским (количественным, ранним).
Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономистX. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный (см. рис. 4).
Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.
В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы. Первый связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное потребление. ПоэтомуX. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.
- Экономика Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
- Вопрос 1. Экономическая теория: ее возникновение и развитие.
- Вопрос 2. Предмет экономической теории. Основные методы исследования.
- Лекция 2. Экономические блага, потребности и ресурсы. Производственные возможности.
- Вопрос 1. Эволюция экономических систем: от традиционной до постиндустриальной экономики.
- Вопрос 2. Потребности, блага, ресурсы.
- Вопрос 3. Проблема выбора – основная проблема экономики. Кривая производственных возможностей.
- Лекция 3. Рыночная система: спрос и предложение.
- Вопрос 1. Понятие рынка и его функции. Типы и структура рынка.
- Вопрос 3. Рыночное равновесие.
- Вопрос 4. Эластичность спроса и предложения.
- Вопрос 5. Вмешательство государства в механизм спроса и предложения.
- Лекция 4. Теории потребительского поведения.
- Вопрос 1. Понятие полезности. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности.
- Потребительский спрос
- Вопрос 2. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Графическое изображение равновесия потребителя.
- Вопрос 3. Эффект дохода, эффект замещения. Феномен Гиффена.
- Лекция 5. Производство экономических благ
- Вопрос 1. Фирма и ее основные формы.
- Вопрос 2. Оптимальная комбинация факторов.
- Лекция 6. Издержки производства.
- Вопрос 1. Экономические издержки: понятие, виды. Прибыль.
- Вопрос 2. Экономические издержки в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3.Экономические издержки в долгосрочном периоде. Положительный, отрицательный и постоянный эффект масштаба производства.
- Вопрос 4. Выручка и прибыль. Трансакционные издержки
- Лекция 7. Фирма как совершенный конкурент. Особенности рынка совершенной конкуренции.
- Вопрос 1. Характеристика спроса в условиях чистой конкуренции. Валовой, средний, предельный доход.
- Вопрос 2. Поведение фирмы на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3. Кривая предложения фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.
- Вопрос 4. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль. Кривая предложения отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками.
- Вопрос 5. Эффективность рынка совершенной конкуренции.
- Лекция 8. Типы рыночных структур. Рынок несовершенной конкуренции Монополия
- Вопрос 1. Кривая спроса чистого монополиста.
- Вопрос 2. Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков.
- Монополистическая конкуренция
- Вопрос 1. Рынок монополистической конкуренции: кривая спроса фирмы - монополистического конкурента.
- Вопрос 2. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3. Тенденция к безубыточности в долгосрочном периоде.
- Вопрос 4. Эффективность рынка монополистической конкуренции.
- Вопрос 5. Неценовая конкуренция.
- Олигополия.
- Вопрос 1 Основные признаки олигополии. Особенности ценового поведения фирмы-олигополиста.
- Основанная на тайном сговоре олигополия
- Лидерство в ценах
- IV Ценообразование по принципу «издержки плюс»
- VМодель Курно
- Вопрос 3. Роль неценовой конкуренции. Экономическая эффективность олигополии.
- Лекция 9. Рынки факторов производства.
- Вопрос 1. Рынок факторов производства и его структура.
- Вопрос 2. Спрос фирмы на факторы производства.
- Рынок капитала.
- Вопрос1. Основной и оборотный капитал.
- Вопрос 2. Равновесие на рынке услуг капитала. Дисконтирование.
- Рынок труда.
- Вопрос 1. Равновесие на рынке труда.
- Вопрос 2. Рынок труда и профсоюзы.
- Рынок земли. Рентные отношения.
- Вопрос 1. Рынок земли.
- Вопрос 2. Рентные отношения.
- Лекция 10. Воспроизводство. Система национальных счетов.
- Вопрос 1. Макроэкономика, ее понятие и цели.
- Вопрос 2. Национальный объем производства и методы его измерения.
- Вопрос 3. Модель макроэкономического кругооборота.
- Лекция 11. Макроэкономическое равновесие. Классическая модель общего экономического равновесия.
- Вопрос 1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса.
- Вопрос 2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые детерминанты совокупного предложения.
- Вопрос 3. Макроэкономическое равновесие. Изменения в макроэкономическом равновесии. Эффект «храповика».
- Кейнсианская модель общего макроэкономического равновесия.
- Вопрос 1.Основные посылки кейнсианской теории равновесия.
- Вопрос 2. Потребление и сбережения. Инвестиции.
- Вопрос 3. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства.
- Вопрос 4. Колебания равновесного уровня выпуска вокруг экономического потенциала. Мультипликатор автономных расходов. Рецессионный и инфляционный разрывы.
- Вопрос 5. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели ad-as и Кейнсианского креста
- Лекция 12. Денежно-кредитная система и политика. Деньги.
- Банки и банковская система.
- Лекция 13. Циклическое развитие экономики.
- Вопрос 1. Цикличность как закономерность экономического развития.
- Вопрос 2. Причины и механизм экономических циклов.
- Лекция 14. Рынок труда, занятость, безработица.
- Лекция 15. Макроэкономическая нестабильность и инфляция.
- Вопрос 1. Инфляция.
- Лекция 16. Экономический рост.
- Вопрос 1. Экономический рост и его факторы.
- Вопрос 2. Модели экономического роста.
- Модель роста Солоу
- Лекция 18. Государственное регулирование национальной экономики.
- Вопрос 1 Фискальная политика государства.
- Вопрос 2 Государственный бюджет.
- Лекция 19. Международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство.
- Вопрос 1. Открытая экономика. Мировой рынок. Международная торговля.
- Вопрос 2. Валюта. Валютные отношения.
- Вопрос 3. Международное движение факторов производства. Глобализация экономики.