Вопрос 3. Рыночное равновесие.
Итак, на рынке сталкиваются интересы покупателей, олицетворяющих спрос, и интересы продавцов, представляющих предложение. Покупатели предлагают цену спроса, то есть максимальную цену, которую они готовы заплатить при покупке данного количества товара, а продавцы, в свою очередь, - цену предложения, то есть минимальную цену, за которую они готовы уступить это же количество товара.
В условиях свободной конкуренции предполагается, что каждый акт обмена совершается в результате добровольного соглашения покупателя с продавцом по устраивающей обоих цене, что ведут себя они рационально, то есть действуют в своих собственных интересах, пытаясь извлечь максимальную выгоду.
Для того, чтобы представить это графически, необходимо кривые спроса и предложения наложить друг на друга. Точка пересечения кривой спроса и кривой предложения характеризуется объемом и ценой товара, которая устраивает и продавцов, и покупателей. Это точка равновесия Е (equilibrium).
Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным, оптимальным. Равновесными же называются цена и соответствующий объем продаж (Pe, Qe).
Цена, по которой товар реально продается или покупается, называется рыночной и, кстати, необязательно совпадает с равновесной. Продажная (рыночная) цена может меняться от сделки к сделке, завися от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Не совпадает с равновесным, как правило, и реальный объем продаж.
Однако равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.
Существует два похода к проблеме экономического равновесия. При первом рассматривается сбалансированность каждого отдельного рынка (частное равновесие). При втором - равновесие всей экономической системы как целого (общее равновесие). Выбор приемов и методов анализа зависит от целей исследования.
В принципиальном плане нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.
Рассмотрим следующую ситуацию. Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил продажная цена поднялась выше равновесной, например, до уровня P1. Как бы ни поднялась рыночная цена выше равновесной (конечно, в разумных пределах), почти всегда найдутся покупатели, готовые заплатить эту цену. Но объем спроса (Qd1) будет значительно меньше равновесного. Наоборот, число желающих продать по этой цене
увеличится и, следовательно, объем предложения возрастет (до QS1). Наглядно видимое превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка (QS1 - Qd1). Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а производители - сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не «рассосется», и на рынке опять не восстановится равновесие.
Излишек производителя
В результате установления равновесия выигрывают и потребители (т.к. цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены), и производители (т.к. цена равновесия обычно выше минимальной цены, которую могут предложить наиболее прогрессивные фирмы).
Под влиянием неценовых факторов спроса и предложения на рынке возникают два эффекта: эффект сдвига кривой спроса и эффект сдвига кривой предложения.
Эффект сдвига кривой спроса.
Предположим, что в результате увеличения дохода или возникновения моды на какой-то товар спрос на него возрос. Это приведет к сдвигу вправо-вверх кривой спроса (рис. 16). Конкретно речь идет о том, что возрос объем требуемых на рынке товаров данного вида на каждом ценовом уровне. Если рыночная цена останется на какое-то время на прежнем равновесном уровне (Pe), то возникнет дефицит, поскольку объем спроса увеличится с Qe до Qd1, а предложение останется на том же уровне Qe.
Активный спрос, превышающий предложение, простимулирует повышение цены и расширение выпуска. Одновременно по мере роста цены активность спроса будет падать. Это будет продолжаться до тех пор, пока система не придет в новое равновесное состояние E1. Эффект, полученный от такого сдвига кривой спроса, заключается в росте производства при одновременном увеличении цены (Qe1 > Qe и Pe1 > Pe) и увеличении прибылей производителей. Обратная реакция рынка будет наблюдаться при сдвиге кривой спроса влево-вниз.
Эффект сдвига кривой предложения.
Предположим теперь, что произошло удорожание сырья (или государством введены жесткие требования по охране окружающей среды). Вырастет себестоимость продукции, и некоторые ее производители начнут нести убытки. Их уход из отрасли приведет к сокращению предложения, причем на каждом ценовом уровне. Короче говоря, произойдет сдвиг влево-вверх кривой предложения (рис. 17). Сохранение рыночной цены, хотя бы на время, на прежнем равновесном уровне (Pe) вызовет дефицит этой продукции, так как предложение сократится до QS1, а спрос останется на прежнем уровне Qe. Превышение спроса над упавшим предложением заставит потребителей соглашаться на более высокую рыночную цену. При этом объем спроса начнет сокращаться. В ответ на рост цены спроса производители начнут расширять выпуск. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию E1 при цене Pe1 и объеме Qe1.
Наконец, возможна такая ситуация на рынке, когда под комплексным воздействием разных факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса и предложения.
Кроме того, изменения рыночного равновесия зависят от того в каком периоде времени находится производитель (или каким периодом времени он располагает.
Q0 Q Q0 QS Q Q0 Q1Q2 Q
В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. а).В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 6).В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. в).
Способность рынка с помощью механизма спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесное состояние называется устойчивостью равновесия. Это означает, что любой сдвиг, любое изменение рыночных условий вызовут к жизни силы, подталкивающие рынок к восстановлению равновесного состояния. Устойчивость рыночного равновесия в значительной мере определяется типом рынка. В наименьшей степени устойчивостью равновесия обладают монополизированные рынки.
При анализе устойчивости равновесия следует использовать динамические модели, в которых учитывается фактор времени. В качестве примера возьмем «паутинообразную» простейшую модель.
Данная модель поведения производителей предполагает ряд допущений, которые упрощают действительность. Во-первых, производители не могут корректировать ранее принятые решения о каких-то объемах производства (например, картофеля или пшеницы). Во-вторых, не допускается возможность образования запасов с последующей их реализацией, и не учитываются случайные явления (например, колебания урожайности). Причем производитель основывает свои ожидания будущей цены на фактической цене, которая имела место на рынке, в частности, в период посевной компании, то есть на цене предшествующего периода:
QSt = S (Pt-1),
где QSt - объем предложения товара в период времени t, Pt-1 - фактическая цена товара в период времени t-1.
В отличие от производителей потребители не принимают решения об объемах закупок заранее. Поэтому величина спроса в любой период зависит от цены товара в данном периоде:
Qdt = D (Pt)
где Qdt - объем спроса на товар в период t; Pt - цена товара в период t.
Представим эту ситуацию графически (рис. 18). Вышеназванные зависимости объемов спроса и объемов предложения от цены отражают соответственно линии dd и SS. Если предположить, что в какой-то начальный период времени (t = 0) по цене P было раскуплено товара в количестве Q, то в следующий период (t = 1) этого товара будет предложено к продаже в количестве Q1. Однако данный объем предложения может быть реализован лишь по цене P1. В дальнейшем рыночная ситуация будет развиваться таким образом, что сокращение предложения и увеличение спроса станет происходить соответственно движению паутинообразной линии, которая стремится к положению равновесия в точке с координатами Pe и Qe, где равновесие является наиболее устойчивым.
Следовательно, в паутинообразной модели заложены колебания цен и объемов продукции, которые при одних условиях приводят к равновесию, а при других - удаляют от него. Равновесие является устойчивым, если линия предложения имеет больший угол наклона в соответствующую сторону, чем линия спроса (рис. 18).
На графике неустойчивого равновесия наблюдается обратная картина.
Когда же углы наклона линий спроса и предложения одинаковы, то совершаются равномерные циклические колебания названных параметров.
Как показано на рисунках, в состоянии устойчивого равновесия цена совершает затухающие колебания (рис. 21). В случаях отклонения для цены характерны как нарастающие колебания с постепенным удалением от точки равновесия (рис. 22), так и равномерные колебательные движения вокруг этой точки (рис. 23).
Надо сказать, что на практике два последних варианта колебаний не очень реалистичны, так как рыночная система обладает стабилизирующими факторами. Дело в том, что рано или поздно производители скорректируют процедуру определения будущей цены, например, на основе анализа динамики цен за несколько предшествующих периодов. Создание запасов товаров и их конъюнктурное изменение может также повлиять на стабилизацию рыночного равновесия.
- Экономика Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
- Вопрос 1. Экономическая теория: ее возникновение и развитие.
- Вопрос 2. Предмет экономической теории. Основные методы исследования.
- Лекция 2. Экономические блага, потребности и ресурсы. Производственные возможности.
- Вопрос 1. Эволюция экономических систем: от традиционной до постиндустриальной экономики.
- Вопрос 2. Потребности, блага, ресурсы.
- Вопрос 3. Проблема выбора – основная проблема экономики. Кривая производственных возможностей.
- Лекция 3. Рыночная система: спрос и предложение.
- Вопрос 1. Понятие рынка и его функции. Типы и структура рынка.
- Вопрос 3. Рыночное равновесие.
- Вопрос 4. Эластичность спроса и предложения.
- Вопрос 5. Вмешательство государства в механизм спроса и предложения.
- Лекция 4. Теории потребительского поведения.
- Вопрос 1. Понятие полезности. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности.
- Потребительский спрос
- Вопрос 2. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Графическое изображение равновесия потребителя.
- Вопрос 3. Эффект дохода, эффект замещения. Феномен Гиффена.
- Лекция 5. Производство экономических благ
- Вопрос 1. Фирма и ее основные формы.
- Вопрос 2. Оптимальная комбинация факторов.
- Лекция 6. Издержки производства.
- Вопрос 1. Экономические издержки: понятие, виды. Прибыль.
- Вопрос 2. Экономические издержки в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3.Экономические издержки в долгосрочном периоде. Положительный, отрицательный и постоянный эффект масштаба производства.
- Вопрос 4. Выручка и прибыль. Трансакционные издержки
- Лекция 7. Фирма как совершенный конкурент. Особенности рынка совершенной конкуренции.
- Вопрос 1. Характеристика спроса в условиях чистой конкуренции. Валовой, средний, предельный доход.
- Вопрос 2. Поведение фирмы на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3. Кривая предложения фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.
- Вопрос 4. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль. Кривая предложения отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками.
- Вопрос 5. Эффективность рынка совершенной конкуренции.
- Лекция 8. Типы рыночных структур. Рынок несовершенной конкуренции Монополия
- Вопрос 1. Кривая спроса чистого монополиста.
- Вопрос 2. Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков.
- Монополистическая конкуренция
- Вопрос 1. Рынок монополистической конкуренции: кривая спроса фирмы - монополистического конкурента.
- Вопрос 2. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3. Тенденция к безубыточности в долгосрочном периоде.
- Вопрос 4. Эффективность рынка монополистической конкуренции.
- Вопрос 5. Неценовая конкуренция.
- Олигополия.
- Вопрос 1 Основные признаки олигополии. Особенности ценового поведения фирмы-олигополиста.
- Основанная на тайном сговоре олигополия
- Лидерство в ценах
- IV Ценообразование по принципу «издержки плюс»
- VМодель Курно
- Вопрос 3. Роль неценовой конкуренции. Экономическая эффективность олигополии.
- Лекция 9. Рынки факторов производства.
- Вопрос 1. Рынок факторов производства и его структура.
- Вопрос 2. Спрос фирмы на факторы производства.
- Рынок капитала.
- Вопрос1. Основной и оборотный капитал.
- Вопрос 2. Равновесие на рынке услуг капитала. Дисконтирование.
- Рынок труда.
- Вопрос 1. Равновесие на рынке труда.
- Вопрос 2. Рынок труда и профсоюзы.
- Рынок земли. Рентные отношения.
- Вопрос 1. Рынок земли.
- Вопрос 2. Рентные отношения.
- Лекция 10. Воспроизводство. Система национальных счетов.
- Вопрос 1. Макроэкономика, ее понятие и цели.
- Вопрос 2. Национальный объем производства и методы его измерения.
- Вопрос 3. Модель макроэкономического кругооборота.
- Лекция 11. Макроэкономическое равновесие. Классическая модель общего экономического равновесия.
- Вопрос 1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса.
- Вопрос 2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые детерминанты совокупного предложения.
- Вопрос 3. Макроэкономическое равновесие. Изменения в макроэкономическом равновесии. Эффект «храповика».
- Кейнсианская модель общего макроэкономического равновесия.
- Вопрос 1.Основные посылки кейнсианской теории равновесия.
- Вопрос 2. Потребление и сбережения. Инвестиции.
- Вопрос 3. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства.
- Вопрос 4. Колебания равновесного уровня выпуска вокруг экономического потенциала. Мультипликатор автономных расходов. Рецессионный и инфляционный разрывы.
- Вопрос 5. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели ad-as и Кейнсианского креста
- Лекция 12. Денежно-кредитная система и политика. Деньги.
- Банки и банковская система.
- Лекция 13. Циклическое развитие экономики.
- Вопрос 1. Цикличность как закономерность экономического развития.
- Вопрос 2. Причины и механизм экономических циклов.
- Лекция 14. Рынок труда, занятость, безработица.
- Лекция 15. Макроэкономическая нестабильность и инфляция.
- Вопрос 1. Инфляция.
- Лекция 16. Экономический рост.
- Вопрос 1. Экономический рост и его факторы.
- Вопрос 2. Модели экономического роста.
- Модель роста Солоу
- Лекция 18. Государственное регулирование национальной экономики.
- Вопрос 1 Фискальная политика государства.
- Вопрос 2 Государственный бюджет.
- Лекция 19. Международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство.
- Вопрос 1. Открытая экономика. Мировой рынок. Международная торговля.
- Вопрос 2. Валюта. Валютные отношения.
- Вопрос 3. Международное движение факторов производства. Глобализация экономики.