logo
Конспект Финансы и финансовый рынок

43. Управление прибылью предприятия.

Управление формированием прибыли осуществляется путем исчисления следующих показателей:

- объема реализации продукции, обеспечивающий безубыточную деятельность организации (точки безубыточности);

- запаса финансовой прочности;

- операционного рычага.

Точка безубыточности — это такой объем выручки от реализации, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытков. Определяется как отношение постоянных затрат на выпуск продукции к цене за единицу товара (без косвенных налогов) минус переменные затраты на единицу продукции.

Тб. = Зпост./ (Цед. – Зпер. Ед.),

где Тб. — точка безубыточности; Зпост. — общая величина постоянных затрат на весь выпуск продукции; Цед. — цена единицы товара (без косвенных налогов); Зпер.ед. — величина переменных затрат на единицу товара.

Соответственно, стоимостный объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности предприятия (порог рентабельности), может быть определен по формуле: ПР = От. * Цед. Где ПР — порог рентабельности; От. — объем товара в физическом измерении (количество); Цед. — цена единицы товара (без косвенных налогов).

Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности, т. Е. размер возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной структуре товарного рынка, который позволяет осуществлять прибыльную операционную деятельность.

Запас финансовой прочности представляет собой разность между фактически достигнутой выручкой от реализации и порогом рентабельности и выражается формулой: ЗФП = Вр. – ПР, где ЗФП — запас финансовой прочности; Вр. – фактически достигнутая выручка от реализации продукции; ПP — порог рентабельности.

Любое изменение выручки от реализации пр-ции всегда порождает более сильное изменение прибыли, получившее название операционного рычага.

Для определения силы воздействия операц. Рычага применяют отношение так называемой валовой маржи и прибыли.

Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами: ВМ =В – Зпер.,

где ВМ — валовая маржа, В — выручка от реализации продукции без косвенных налогов, З пер. — сумма переменных затрат.

Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле: СВОР = ВМ : П, где СВОР — сила воздействия операционного рычага, ВМ — валовая маржа, П — прибыль от реализации продукции.

Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает все больший процент уменьшения прибыли.