43. Управление прибылью предприятия.
Управление формированием прибыли осуществляется путем исчисления следующих показателей:
- объема реализации продукции, обеспечивающий безубыточную деятельность организации (точки безубыточности);
- запаса финансовой прочности;
- операционного рычага.
Точка безубыточности — это такой объем выручки от реализации, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытков. Определяется как отношение постоянных затрат на выпуск продукции к цене за единицу товара (без косвенных налогов) минус переменные затраты на единицу продукции.
Тб. = Зпост./ (Цед. – Зпер. Ед.),
где Тб. — точка безубыточности; Зпост. — общая величина постоянных затрат на весь выпуск продукции; Цед. — цена единицы товара (без косвенных налогов); Зпер.ед. — величина переменных затрат на единицу товара.
Соответственно, стоимостный объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности предприятия (порог рентабельности), может быть определен по формуле: ПР = От. * Цед. Где ПР — порог рентабельности; От. — объем товара в физическом измерении (количество); Цед. — цена единицы товара (без косвенных налогов).
Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности, т. Е. размер возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной структуре товарного рынка, который позволяет осуществлять прибыльную операционную деятельность.
Запас финансовой прочности представляет собой разность между фактически достигнутой выручкой от реализации и порогом рентабельности и выражается формулой: ЗФП = Вр. – ПР, где ЗФП — запас финансовой прочности; Вр. – фактически достигнутая выручка от реализации продукции; ПP — порог рентабельности.
Любое изменение выручки от реализации пр-ции всегда порождает более сильное изменение прибыли, получившее название операционного рычага.
Для определения силы воздействия операц. Рычага применяют отношение так называемой валовой маржи и прибыли.
Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами: ВМ =В – Зпер.,
где ВМ — валовая маржа, В — выручка от реализации продукции без косвенных налогов, З пер. — сумма переменных затрат.
Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле: СВОР = ВМ : П, где СВОР — сила воздействия операционного рычага, ВМ — валовая маржа, П — прибыль от реализации продукции.
Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает все больший процент уменьшения прибыли.
- Конспект к экзамену по дисциплине «Финансы и финансовый рынок»
- 1.Понятие финансов, их признаки.
- 2. Основные функции финансов. Финансовые ресурсы.
- 3.Финансовая система государства, ее структура.
- 4. Финансовый аппарат как специфическая сфера финансовой системы.
- 5. Основные понятия и термины страхования. Участники страховых отношений .
- 6. Страховой маркетинг.
- 7. Государственный бюджет, его функции, роль.
- 8.Бюджетное устройство и бюджетная система государства.
- 9.Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит и управление им.
- 10.Бюджетный процесс и его стадии.
- 11. Гос. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, их характеристика.
- 12. Государственный кредит и его основные формы.
- 13.Государственный долг и управление им.
- 12. Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи.
- 15. Составные части финан. Политики гос-ва.
- 16. Сущность и формы финансового контроля.
- 17. Государственный финансовый контроль.
- 18.Аудиторский контроль, его сущность, назначение.
- 19.Финансы предприятий, принципы их организации, функции.
- 20. Классификация финансов предприятия в зависимости от различных признаков.
- 21.Организация и содержание финансовой работы на предприятии.
- 22. Финансовый менеджмент на предприятии и его сущность.
- 23.Сущность капитала, его структура и классификация по различным признакам. Источники формирования капитала.
- 24.Собственный капитал предприятия, его характеристика и значение.
- 25. Методика расчета цены капитала. Оптимизация структуры капитала.
- 26.Внеоборотные активы, их структура и источники их финансирования.
- 27. Сущность капитальных вложений и источники их финансирования.
- 28. Амортизационные отчисления. Способы начисления амортизации и ее роль в обновлении основных фондов.
- 29.Управление инвестиционной деятельностью предприятия.
- 27.Экономическая сущность оборотного капитала предприятия, его классификация.
- 31.Обоснование оптимальной потребности в оборотных средствах в разрезе эконом. Элементов и по предприятию в целом.
- 32. Управление оборотным капиталом.
- 33.Показатели эффективности использования оборотных средств.
- 34.Денежные расходы предприятия, их характеристика и источники финансирования.
- 35.Понятие себестоимости продукции, ее виды и этапы определения
- 36.Планирование и прогнозирование затрат на себестоимость продукции.
- 37. Контроль за динамикой и уровнем затрат предприятия на основе бюджетирования.
- 38.Денежные поступления предприятия: понятие и структура.
- 39.Выручка от реализации продукции – основной источник поступлений ср-в пр-тия (формирование, ее состав и структура).
- 40.Планирование выручки от реализации продукции (внутренние и внешние факторы и оценка их влияния на величину выручки от 17редшезации продукции).
- 41.Понятие прибыли как показателя эффективности работы и основного финансового ресурса пр-тия.
- 42.Методы планирования (прогнозирования) прибыли.
- 43. Управление прибылью предприятия.
- 44.Рентабельность – показатель, определяющий доходность, прибыльность и эффективность произ-ва.
- 45. Сущность финансового планирования, его роль, основные задачи, принципы и методы.
- 46.Виды финансовых планов. Перспективные финансовые планы: понятие, методика составления.
- 47.Оперативные планы предприятия, их характеристика.
- 48.Понятие финансового состояния предприятия , его виды и методы анализа.
- 49.Платежеспособность предприятия, оценка ее состояния и динамики. Коэффициенты платежеспособности.
- 50. Финансовая устойчивость предприятия. Коэффициенты определения финансовой устойчивости предприятия.
- 51. Сущность финансового рынка, его структура, роль.
- 52.Участники финансового рынка, их характеристика.
- 53.Классификация финансовых рисков и управление ими.
- 54.Классификация рынка ценных бумаг.
- 55.Участники рынка ценных бумаг.
- 56. Понятие, признаки и фундаментальные свойства ценной бумаги.
- 57. Облигации, их виды, экономические характеристики.
- 58.Классификация ценных бумаг, их характеристика.
- 59. Акции, их виды, экономические характеристики.
- 60.Понятие, участники и функции кредитного рынка.
- 61. Операции на кредитном рынке, перспективы его развития.
- 62.Услуги коммерческих банков на кредитном рынке.
- 63.Услуги нб рб на кредитном рынке.
- 64. Валютный рынок, его характеристика.
- 65.Система валютных курсов, методы его формирования, роль.
- 66.Сущность налогов, их функции. Принципы налогообложения.
- 67.Характеристика налоговой системы и правовые основы ее построения.
- 68. Порядок исчисления и уплаты косвенных (оборотных) налогов.
- 69. Порядок исчисления, уплаты налогов и отчислений, включаемых в себест-ть продукции.