7. Транспарентность кредитных организаций
Важным инструментом достижения системной стабильности банковского сектора является повышение прозрачности деятельности российских кредитных организаций и укрепление рыночной дисциплины. Это является одним из существенных условий роста доверия к банковскому сектору и повышения его инвестиционной привлекательности.
В целях повышения транспарентности банковской системы Правительство РФ и Банк России продолжат работу по совершенствованию требований к раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности. Реализация этой задачи предполагает приближение указанных требований к международно признанным подходам, в том числе рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору. В частности, предусматривается внесение изменений в законодательство РФ, устанавливающих требования по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о величине собственных средств (капитала), а также о принимаемых рисках, процедурах их оценки и управления ими.
В последние годы улучшилась ситуация с прозрачностью структуры собственности кредитных организаций. Благодаря изменениям в регулировании отношений в области страхования вкладов физических лиц в банках РФ информация о структуре собственности банков - участников системы страхования вкладов стала доступна не только Банку России как надзорному органу, но и гражданам - потребителям банковских услуг.
Дальнейшему повышению прозрачности структуры собственности кредитных организаций будет способствовать также развитие законодательной базы института аффилированных лиц кредитных организаций. В частности, необходимо предусмотреть требование ко всем аффилированным лицам кредитных организаций представлять сведения о себе и ответственность за неисполнение этого требования. Установление указанных требований необходимо также в целях предотвращения конфликта интересов при осуществлении кредитными организациями сделок с заинтересованностью.
Предстоит также определить механизмы обеспечения контроля за прозрачностью структуры собственности при осуществлении публичного размещения кредитными организациями акций за пределами РФ. Правительство РФ и Банк России с участием экспертного сообщества намерены изучить международный опыт в указанной сфере и подготовить соответствующие предложения.
Необходимо законодательно урегулировать обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, предоставлять кредитной организации сведения для раскрытия структуры собственности, в том числе в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя.
Целям повышения рыночной дисциплины послужат меры по расширению обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию, характеризующую профессиональную квалификацию и деловой опыт руководителей.
По мнению Правительства РФ и Банка России, разработка банковским сообществом отраслевых критериев транспарентности, требований и отраслевых стандартов по раскрытию кредитными организациями информации должна стать одним из важных направлений деятельности российских банковских ассоциаций. Со своей стороны Банк России в пределах установленной компетенции предполагает участвовать в указанной работе.
Обеспечение транспарентности деятельности кредитных организаций и совершенствование системы финансовой отчетности публичными компаниями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности является одним из существенных условий повышения эффективности рынка банковских услуг и роста доверия к банковскому сектору. В связи с этим в рамках реализации положений Федерального закона"О консолидированной финансовой отчетности" начиная с 2012 года предусматривается составление и предоставление всеми кредитными, страховыми организациями, а также иными организациями, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, консолидированной финансовой отчетности только в соответствии с указанными стандартами.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Вопрос 9.
- Вопрос 10.
- Вопрос 11.
- Вопрос 12.
- I. Цели и факторы развития банковского сектора рф
- 1. О выполнении Стратегии развития банковского сектора рф на период до 2008 года
- 2. Проблемы развития банковского сектора
- 3. Переход к преимущественно интенсивной модели развития
- II. Задачи по реформированию банковского сектора и ожидаемые итоги его развития
- 1. Основные задачи Правительства рф и Банка России по изменению модели развития банковского сектора
- 2. Ожидаемые результаты развития банковского сектора
- III. Об основных направлениях деятельности Правительства рф и Банка России по обеспечению развития банковского сектора
- 1. Участие государства в капиталах кредитных организаций
- 2. Участие государства в развитии современной финансовой инфраструктуры
- 3. Участие иностранного капитала
- 4. Развитие конкуренции и поддержание конкурентной среды в банковском бизнесе
- 5. Территориальные аспекты предоставления банковских услуг
- 6. Меры по развитию банковского обслуживания нефинансового сектора экономики и населения
- 7. Меры по снижению административной нагрузки на кредитные организации
- 8. Вопросы развития и внедрения современных банковских технологий в рф
- 9. О повышении качества и расширении перечня банковских и иных финансовых услуг в рф
- 10. Вопросы создания международного финансового центра в рф и усиления роли рубля в международных взаиморасчетах
- 11. Вопросы защиты прав потребителей банковских услуг
- 2. Вопросы повышения капитализации банковского сектора
- 13. Развитие финансового обслуживания малого бизнеса и населения
- 14. Об организации обращения наличных денег
- 5. Функционирование системы страхования вкладов
- 16. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- 17. Взаимодействие с банковским сообществом и международное сотрудничество
- 8. Развитие инструментов регулирования ликвидности банковского сектора
- IV. Основные направления совершенствования банковского регулирования и надзора в рф
- 1. Недостатки в банковском регулировании и банковском надзоре
- 2. Требования к корпоративному управлению и системам управления рисками в кредитных организациях
- 3. Консолидированный надзор, совершенствование регулирования деятельности банковских групп и банковских холдингов
- 4. Меры по совершенствованию регулирования и надзора за финансовыми рисками
- 5. Реализация в рф международных подходов к финансовому регулированию
- 6. Лицензирование. Порядок инвестирования капитала
- 7. Транспарентность кредитных организаций
- 8. Дистанционный надзор
- 9. Инспектирование
- 10. Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
- 11. Контроль за ликвидацией кредитных организаций и защита прав кредиторов
- V. Заключительные положения
- Вопрос 13.
- Вопрос 14.
- Вопрос 15.
- Вопрос 16.
- Вопрос 17.
- Вопрос 18.
- Вопрос 19.
- Вопрос 20.
- Вопрос 21.
- Вопрос 22.
- Вопрос 23.
- Вопрос 24.
- Вопрос 25.
- Вопрос 26.
- Вопрос 27.
- Вопрос 28.
- Вопрос 29.
- Вопрос 30.