8.1. Определение подсудности рассмотрения споров по внешнеэкономическим сделкам
Внешние экономические связи осуществляются на базе расширения взаимовыгодных торговых, экономических и научно-технических связей. С развитием этих связей возрастает роль их правового регулирования, одним из элементов которого является регламентация правовых споров, возникающих между участниками внешнеэкономической сделки различных государств. Но прежде чем говорить о рассмотрении споров, необходимо выяснить, где и каким образом можно рассматривать такие споры, т.е. необходимо определить подсудность.
В национальном законодательстве и международной практике существуют следующие основные способы определения подсудности споров:
• по признаку гражданства сторон спора в некоторых правовых системах, в которых личный закон юридического или физического лица рассматривается как закон гражданства, а не закон места жительства, признается возможность рассмотрения спора, в котором участвовал гражданин данной страны, судом данной страны независимо от места совершения сделки;
по применению правил внутренней территориальной подсудности — подсудность определяется по месту жительства ответчика;
по месту заключения сделки, совершения сделки;
по принципу автономии воли (договорная подсудность) —стороны заключают договор, в котором определяют, в каком суде или арбитраже какой страны может быть рассмотрен их спор (Пророгационные соглашения).
Существует два варианта заключения пророгационных соглашений:
стороны договариваются о подсудности в соответствии с принципом автономии воли;
государства заключают соглашения между собой.
В 1992 г. государства СНГ разработали и заключили Соглашение «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности». Пророгационные положения включают также двусторонние договоры о правовой помощи, заключаемые Республикой Беларусь.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности республики беларусь
- 1.1. Понятие вэд и ее правового регулирования
- 1.2. Соотношение правового регулирования вэд и международного права
- 1.3. Источники правового регулирования вэд
- 2.1. Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование вэд, и их методы
- 2.2. Таможенно-тарифное регулирование
- 2.3. Нетарифное регулирование
- 2.4. Паспорт сделки и декларации
- 3.1. Понятие субъектов вэд и их виды
- 3.2. Физические лица (резиденты и нерезиденты)
- 3.3. Юридические лица — резиденты Республики Беларусь
- 3.4. Юридические лица — нерезиденты Республики Беларусь
- 3.5. Государства и международные организации как субъекты вэд
- 4.1. Понятие и особенности внешнеэкономической сделки
- 4.2. Правовое обеспечение внешнеэкономической сделки
- 4.3. Содержание и форма внешнеэкономической сделки
- 4.4. Инкотермс
- 4.5. Коммерческие документы
- 5.1. Международная купля-продажа товаров
- 5.2. Международный лизинг
- 5.3. Договор подряда
- 5.4. Договор поручения
- 5.5. Агентский договор
- 5.6. Договор хранения
- 5.7. Договор страхования
- 6.1. Понятие и общие вопросы правового регулирования транспортных операций
- 6.2. Международные железнодорожные перевозки
- 6.3. Международные автомобильные перевозки
- 6.4. Международные воздушные перевозки
- 6.5. Международные морские перевозки
- 6.6. Смешанные перевозки грузов
- 7.1. Понятие кредитных отношений и их виды
- 7.2. Банковская гарантия
- 73. Понятие международных расчетов
- 7.4. Виды и формы международных расчетов
- 7.5. Источники правового регулирования международных расчетов
- 7.6. Основные виды платежных средств (вексель, чек)
- 7.7. Международные расчеты в форме документарного аккредитива
- 7.8. Особенности международных расчетов в форме инкассо
- 7.9. Особенности международных расчетов в форме банковского перевода
- 7.10. Защита от валютных рисков
- 8.1. Определение подсудности рассмотрения споров по внешнеэкономическим сделкам
- 8.2. Понятие международного коммерческого арбитража и его виды
- 8.3. Арбитражное соглашение
- 8.4. Арбитражное рассмотрение споров
- 8.5. Разбирательство споров
- 8.6. Признание и исполнение арбитражных решений
- Тема 8. Разрешение внешнеэкономических споров