6.2. Международные железнодорожные перевозки
Разработкой правовых вопросов организации международных железнодорожных перевозок занимается ряд специализированных организаций, их всего 14.
Одним из приоритетных направлений деятельности Белорусской железной дороги сегодня является ее участие в работе международных транспортных организаций. Дорога является членом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии, Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международного Союза железных дорог (МСЖД), Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТСП) и ряда других.
Международная железнодорожная перевозка — это перевозка, осуществляемая по железной дороге, при которой место отправления и место назначения расположены: на территории двух или более государств или на территории одного и того же государства, если предусмотрен транзит через территорию другого государства.
Транспортные конвенции и практика перевозок различают следующие основные виды международных железнодорожных перевозок, каждый из которых имеет свои правовые особенности:
перевозки грузов, пассажиров, грузобагажа (товаробагажа);
перевозки регулярные и нерегулярные;
перевозки бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные);
перевозки соседские;
перевозки транзитные (сквозные, круговые, кольцевые);
перевозки прямого сообщения и ломаного сообщения;
пограничные перевозки.
Оновными источниками правового регулирования международных железнодорожных перевозок являются Бернские конвенции о железнодорожных перевозках 1980 г., получившие наименование «Соглашение KOTIV», относятся к числу наиболее важных международных соглашений в области железнодорожного транспорта. Их участниками являются все страны ЕС, а также ряд стран Азии и Северной Африки.
Соглашение KOTIV имеет два приложения: 1. Приложение А — определяет условия перевозок пассажиров (Единые правила МПК); 2. Приложение Б – определяет условия перевозки грузов (Единые правила МГК).
Страны СНГ, Балтии и некоторые другие при осуществлении железнодорожных перевозок руководствуются принятым в 1950 г. Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС) и принятым в 1951 г. Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС).
Все другие международные соглашения в этой области можно разделить на 4 группы:
пограничные соглашения, которыми определяется порядок работы пограничных ж.-д. станций двух граничащих между собой государств;
служебные межведомственные инструкции, которыми определяются условия и порядок выполнения персоналом ж.-д. операций, связанных с транспортировкой грузов международных сообщений;
соглашения о взаимном пользовании ж.-д. вагонами, другими перевозочными средствами и приспособлениями;
соглашения о взаимных расчетах между железными дорогами за выполненные перевозки и оказанные услуги.
Железные дороги обязаны производить перевозку грузов, если отправитель соблюдает правила КОТИФ, по условиям этих правил. Если груз следует через станции, осуществляющие ж.-д. перевозки по правилам СМГС, в страны осуществляющие перевозки по соглашению КОТИФ, перевозка грузов в международном сообщении переоформляется на входных пограничных станциях стран-участниц соответствующих соглашений.
Беларусь имеет двусторонние соглашения о международном ж.-д. сообщении со всеми пограничными странами.
Особенностью заключения договора международной ж.-д.перевозки является то, что он заключается не с какой-то конкретной железной дорогой, а со всеми железными дорогами вместе.
Подтверждением заключения договора международной ж.-д. перевозки грузов является железнодорожная товаро-транспортная накладная, а пассажирской перевозки — пассажирский билет, при перевозке багажа (грузобагажа) — багажная квитанция. При этом форма билета определяется национальным законодательством.
На перевозку грузов заполняется накладная, состоящая обязательно из 5 листов:
оригинал накладной;
дорожная ведомость;
дубликат накладной;
лист выдачи груза;
уведомление о прибытии груза, а также необходимое количество дополнительных экземпляров дорожной ведомости: два экземпляра для дороги отправления и один экземпляр для каждой участвующей в перевозке транзитной железной дороги.
Оригинал накладной, дорожная ведомость, лист выдачи груза и лист уведомления о прибытии груза сопровождают груз до станции назначения. Дубликат накладной возвращается отправителю после заключения договора перевозки. Этот лист не имеет силы оригинала накладной.
В соответствиях законодательством Беларуси на международную перевозку пассажиров выдается именной билет. Билет может быть выдан на группу лиц. Чаще всего групповой билет выдается при кольцевых туристических перевозках, когда пассажир одним и тем же маршрутом направляется в страну (страны) пребывания и возвращается этим же маршрутом в страну отправления. На отдельных железных дорогах групповой билет может выдаваться семье или другой группе лиц, следующей в одно место назначения.
Перевозочные документы для доставки багажа составляются на бланках строгой отчетности и состоят из трех частей:
багажной квитанции, которая выдается пассажиру (отправителю);
багажной дорожной ведомости, следующей с багажом до станции назначения;
корешка багажной квитанции, который хранится в делах станции.
- Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности республики беларусь
- 1.1. Понятие вэд и ее правового регулирования
- 1.2. Соотношение правового регулирования вэд и международного права
- 1.3. Источники правового регулирования вэд
- 2.1. Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование вэд, и их методы
- 2.2. Таможенно-тарифное регулирование
- 2.3. Нетарифное регулирование
- 2.4. Паспорт сделки и декларации
- 3.1. Понятие субъектов вэд и их виды
- 3.2. Физические лица (резиденты и нерезиденты)
- 3.3. Юридические лица — резиденты Республики Беларусь
- 3.4. Юридические лица — нерезиденты Республики Беларусь
- 3.5. Государства и международные организации как субъекты вэд
- 4.1. Понятие и особенности внешнеэкономической сделки
- 4.2. Правовое обеспечение внешнеэкономической сделки
- 4.3. Содержание и форма внешнеэкономической сделки
- 4.4. Инкотермс
- 4.5. Коммерческие документы
- 5.1. Международная купля-продажа товаров
- 5.2. Международный лизинг
- 5.3. Договор подряда
- 5.4. Договор поручения
- 5.5. Агентский договор
- 5.6. Договор хранения
- 5.7. Договор страхования
- 6.1. Понятие и общие вопросы правового регулирования транспортных операций
- 6.2. Международные железнодорожные перевозки
- 6.3. Международные автомобильные перевозки
- 6.4. Международные воздушные перевозки
- 6.5. Международные морские перевозки
- 6.6. Смешанные перевозки грузов
- 7.1. Понятие кредитных отношений и их виды
- 7.2. Банковская гарантия
- 73. Понятие международных расчетов
- 7.4. Виды и формы международных расчетов
- 7.5. Источники правового регулирования международных расчетов
- 7.6. Основные виды платежных средств (вексель, чек)
- 7.7. Международные расчеты в форме документарного аккредитива
- 7.8. Особенности международных расчетов в форме инкассо
- 7.9. Особенности международных расчетов в форме банковского перевода
- 7.10. Защита от валютных рисков
- 8.1. Определение подсудности рассмотрения споров по внешнеэкономическим сделкам
- 8.2. Понятие международного коммерческого арбитража и его виды
- 8.3. Арбитражное соглашение
- 8.4. Арбитражное рассмотрение споров
- 8.5. Разбирательство споров
- 8.6. Признание и исполнение арбитражных решений
- Тема 8. Разрешение внешнеэкономических споров