logo
страховане лекция 3

39. Основные виды морского страхования.

Морское страхование – крупнейшая отрасль страхования – составляет основу транспортного страхования. Морское страхование имеет своим назначением покрытие рисков, которым судно или товары подвергаются во время морских перевозок. Все морские риски можно условно подразделить на обычные (возникающие из факта перевозки) и военные (лежащие вне условия перевозки).

Морской путь - это время стоянки, время перевалки, складирования промежуточной, речной, сухопутной перевозки.

Страхователем может быть любое лицо, имеющее законный имущественный интерес в морском предприятии или в его составных частях и получают выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь, повреждения. Можно страховать не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый от благополучного завершения морского предприятия.

Страховая сумма должна соответствовать страховой стоимости, но при страховании грузов сюда включается ожидаемая прибыль.

Все морские риски можно условно подразделить на:

- обычные, возникающие из факта перевозки: риски самого моря (судно садится на мель, затопление судна, столкновение, стихийные бедствия), риски возникновения ущерба во время нахождения в море (огонь, пожар, хищение), прочие риски - риски угрожающие судну и грузу за исключением политических и военных.

- военные, лежащие вне условия перевозки.

Страховой защитой могут быть обеспечены:

- суда,

- ответственность судовладельцев по отношению к плавающим объектам,

- ответственность судовладельцев по отношению к неподвижным объектам,

- ответственность судовладельцев по отношению к грузу,

- портовые риски,

- риски связанные с добычей и перевозкой нефти.

В зависимости от страхуемого интереса различаются следующие виды морского страхования:

1) страхование КАСКО - обеспечивает страховым покрытием морские, речные, строящиеся суда, нефтедобывающие и газодобывающие платформы. В объем покрытия включаются корпус судна, его двигатель и оснащение. Суда страхуются на согласованную сумму сроком на 1 год или на время рейса.

Страховщики принимают на страхование любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна. Наиболее крупная сфера деятельности – это страхование торговых судов.

Страхуя все убытки, которые произошли во время судовождения, различают понятия:

- Полная гибель судна - это означает, что судовладелец потерял судно безвозвратно.

- Полная конструктивная гибель судна - это собственность, находящаяся в состоянии, не подлежащем восстановлению, она признаётся в случае если затраты на ремонт больше стоимости корабля после ремонта.

Договор страхования судов заключается на основании письменного заявления, в котором сообщаются точные сведения о судне, страховой сумме, условия страхования. Если судно страхуется на один рейс, то указывается пункт начала и окончания рейса, пункты захода и продолжительность рейса. Если судно страхуется на определённый срок, то указывается район плавания и срок страхования. Обычно из покрытия по страхования КАСКО исключены:

- запрещенные перевозки, контрабанда

- дефект корабля (скрытые дефекты не входят)

- посадка на мель (если не было в этот момент коммерческих операций.)

- расходы связанные с уничтожением останков корабля.

- телесные повреждения моряков, других лиц

- умышленные действия, грубая неосторожность.

- атомный, ядерный риски связанные с войной.

2) страхование КАРГО – страховая защита груза на всем протяжении его перемещения по принципу «от склада до склада», в основном страхуется по стандартным условиям. Договор страхования может предусматривать перевозку груза партиями или по частям, но при этом в договоре страхования страховая сумма указывается полностью на весь груз, а ответственность страховщика по каждой партии груза определяется исходя из доли этой партии в общей страховой сумме, обычно, эти договоры предусматривают условную/безусловную франшизу.

3) страхование ответственности – часть рисков гражданской ответственности покрываются договорами страхования. Однако опасности, возникающие во время плавания, не всегда обеспечены страховой защитой, и не в полном объеме покрываются убытки от столкновения судов. В подобных случаях страховое покрытие обеспечивается клубами защиты и возмещения.

4) страхование фрахта – страхуется судовладелец от потери дохода, т.к. фрахт, подвержен риску утраты так же, как судно и груз. При страховании фрахта используются:

- Чартер партии - документ, который оформляется договором морской перевозки груза, заключаемый с условием предоставления для перевозки груза, либо судна, либо его части, либо определённых судовых помещений.

- Коносамент - транспортный документ, выдаваемый перевозчиком отправителю груза, перевозимых водным путём, он подтверждает принятие груза к перевозке и обязывает перевозчика передать груз в порту назначения грузополучателю.

Величина ставки страховой премии зависит от достоверности произведенной оценки судна. К основным ценообразующим факторам относятся:

-стоимость и возраст судна,

-тип или специализация,

-мощность двигателя, грузоподъемность,

-классификация (класс, флаг и страна регистра),

-менеджмен (владелец, капитан, экипаж),

-район плавания,

-условия страхового покрытия,

-стоимость проведенного ремонта и опыт страхования.