logo
sedelyshkova_m_g_pravovoe_regulirovanie_pensionnogo_strakhov / Седелышкова М

§ 3. Виды пенсионного страхования

Классификация пенсионного страхования имеет большое познаватель­ное, теоретическое и практическое значение. Во-первых, она позволяет

глубже познать сущность пенсионного страхования, в том числе - в срав­нении с гражданско-правовым и социальным. Во-вторых, она очень важна в условиях современного развития права социального обеспечения, когда набирают силу страховые принципы, особенно в пенсионном обеспече­нии. В-третьих, классификация пенсионного страхования способна про­демонстрировать его мощный социально-экономический потенциал в плане организации на различных уровнях, с участием различных субъек­тов. В-четвертых, эта классификация показывает межотраслевой характер рассматриваемого правового института, сочетание наиболее эффективных методов регулирования отношений по пенсионному страхованию, приме­няемых в разных отраслях права.

Классификация может осуществляться по признакам, существенным для анализируемых объектов. В этом случае ее называют естественной. Она позволяет выявлять существенные сходства и различия между вида­ми. Возможна классификация по несущественным основаниям, в этом случае ее значение сужается. Независимо от избранного критерия клас­сификации следует учитывать, что грани между видами всегда условны и относительны1. Применительно к социальным объектам это определяется не только динамизмом современных общественных отношений, но и по­стоянным развитием гуманитарных областей знания.

Среди существенных признаков, которые могут быть положены в ос­нову классификации пенсионного страхования, необходимо выделить со-

1 См.: Философский словарь. С. 200.

держание пенсионного риска. Выше уже отмечалось, что каждому из ви­дов пенсионного риска соответствует специальный вид страхового обес­печения - пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кор­мильца, за выслугу лет. Эти пенсии могут быть предоставлены в системе как государственного, так и дополнительного пенсионного страхования. Более подробно вопросы, связанные с пенсионным обеспечением указан­ных видов, будут рассмотрены в главе 2.

В зависимости от характера пенсионного риска пенсионное страхова­ние может быть общим и специальным. Данная классификация может рассматриваться как проявление единства и дифференциации в системе пенсионного страхования. Общее пенсионное страхование охватывает универсальные пенсионные риски, которым подвержено все экономиче­ски активное население. Специальное пенсионное страхование является его дифференциацией по признаку отрасли экономики, профессии, регио­на, где осуществлялась трудовая или иная общественно полезная деятель­ность.

По характеру организации пенсионное страхование может быть обяза­тельным и добровольным. Между ними могут быть различные промежу­точные формы, которые получили название условно-обязательных. Они могут найти широкое применение на определенном этапе пенсионной ре­формы, когда пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями тру­да и за выслугу лет будет осуществляться через так называемые профес­сиональные пенсионные системы (корпоративные пенсионные фонды), а

пенсионное обеспечение в связи с работой в определенных местностях -через региональные. Поскольку такая форма пенсионного страхования может быть солидной основой для внутренних инвестиций с учетом про­должительности периода страхования, при условии предоставления орга­низациям налоговых льгот, у нее есть значительные перспективы. Рас­смотрение этой модели пенсионного страхования в диссертационном ис­следовании специально не осуществляется в связи с тем, что в настоящий момент эта форма применяется на практике очень ограниченно. Вопросы, связанные с деятельностью корпоративных пенсионных фондов, будут рассматриваться в главе 3.

Очень близка к предыдущей классификация пенсионного страхования в зависимости от его основания. Оно может быть основано на законе либо на договоре. Обязательное государственное страхование всегда основано на законе. В ньшешних условиях - это Федеральный закон о тарифах страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе - в Пенсионный. Обязательное профессиональное или региональное страхование может основываться как на законе, так и на соглашении. Ниже будут приведены примеры, показывающие, что на начальном этапе пенсионной реформы профессиональное страхование будет предусматриваться законом, как это сделано сегодня в отношении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В перспективе, эти виды пенсионного страхования, скорее всего, будут осуществляться в силу коллективных договоров и со­глашений, заключаемых на различных уровнях. Дополнительное добро-

вольное пенсионное страхование может основываться исключительно на договоре. Полагаем, что соответствующие условия могут быть включены как в индивидуальный трудовой договор (контракт) и в силу этого - в пенсионный договор, либо непосредственно может заключаться договор пенсионного страхования.

В зависимости от того, кто выступает в качестве застрахованного лица - отдельный гражданин или коллектив работающих, можно выделить ин­дивидуальное и коллективное пенсионное страхование. Эти виды могут существовать как в системе обязательного государственного, так и в сис­теме дополнительного пенсионного страхования. Например, обязатель­ному государственному пенсионному страхованию подлежат индивиду­альные предприниматели, частнопрактикующие нотариусы, охранники, аудиторы. Они выступают одновременно и в качестве страхователя, и в качестве застрахованного лица. Если имеет место традиционная модель страховых правоотношений, когда страховщиком является работодатель, а застрахованными - все наемные работники, страхование можно имено­вать коллективным. Дополнительно пенсионное страхование также может быть индивидуальным, если пенсионный договор заключается непосред­ственно самим гражданином, либо коллективным, когда в роли вкладчика выступает организация, а участниками фонда становятся все работники. В Федеральном законе о негосударственных пенсионных фондах применя­ется также термин «солидарные» в отношении пенсионных счетов, кото­рые открываются в данной ситуации. Но поскольку страхование незави-

симо от его вида всегда есть проявление солидарности одного субъекта с другими, подвергающимися аналогичному страховому риску, применение подобного термина считаем некорректным.

По сфере действия можно выделить международное и внутригосудар­ственное пенсионное страхование. В свою очередь внутригосударствен­ное пенсионное страхование в Российской Федерации, как и в других го­сударствах с федеративной формой государственного устройства, может подразделяться на федеральное и субъектов федерации. В настоящее вре­мя государственное пенсионное страхование имеет федеральный харак­тер, но в будущем возможна его организация на уровне субъектов феде­рации. Возможна также организация пенсионного страхования на уровне муниципальных образований.

Большое значение сегодня имеет развитие международно-правового регулирования социального обеспечения, социального страхования, в том числе - пенсионного. Вопросы негосударственного пенсионного страхо­вания специально не рассматриваются ни в учебной, ни в монографиче­ской литературе по международному частному праву. Очевидно, эта сфе­ра должна регулироваться согласно общим правилам1. Вместе с тем, раз­витие международных и межгосударственных хозяйственных связей, уси­ление процессов трудовой миграции обозначили необходимость деталь­ной проработки вопросов, связанных с обеспечением права на пенсию граждан различных государств. Полагаем, что эта проблема нуждается в

1 См., например. Богуславский М. М. Международное частное право. Учебник. М.: Юрист,

специальном научном исследовании, поэтому ограничиваемся лишь ее постановкой.

Международно-правовое регулирование социального обеспечения, включая пенсионное, в последние годы стало предметом специальных ис­следований в науке права социального обеспечения. Достаточно подроб­но они анализируются в диссертациях Т. К. Мироновой, И. И. Шаманае-вой, а также в научных работах и учебных пособиях Е. Е. Мачульской1. «Международно-правовое регулирование выражается в разработке меж­дународных стандартов в области социального обеспечения, в гармониза­ции и координации национальных законодательств по вопросам сохране­ния приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде граждани­на из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства»2. Поскольку пен­сионное страхование предполагает довольно длительный период страхо­вания и столь же продолжительный период обеспечения, то на выплаты по данному виду страхования распространяется режим так назьшаемых долговременных выплат, предусмотренный Конвенцией Международной организации труда (МОТ) № 157 (1982 г.) об установлении международ-

1 См.: Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Книжный мир, 1998; Миронова Т. К. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования в Рос­ сии и перспективы его развития: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 1997; Шаманаева И. И. Вопросы соотно­ шения российского законодательства о социальном обеспечении с международными актами о правах человека: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 1999.

2 Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: учебное пособие. М.: Книжный мир, 2000. С. 258.

ной системы сохранения прав в области социального обеспечения. Ст. 9 этой Конвенции предусматривает, что государство-член гарантирует не­зависимо от места проживания выплату пенсий по инвалидности, по ста­рости, по случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которые приобретено по его законодательству. Расходы на выплату этих пенсий распределяются между государствами, ратифицировавшими Кон­венцию, пропорционально1. Поскольку пенсионное страхование базиру­ется на уплаченных страховых взносах, необходимо гарантировать сохра­нение приобретенных пенсионных прав. Условия такого сохранения, по­рядок суммирования различных страховых периодов должны определять­ся международными договорами и соглашениями. Конвенция № 157 дает толкование термина «периоды страхования». Под ними понимаются пе­риоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхова­ния на основании законодательства, в соответствии с которым они приоб­ретены, а также приравненные к ним периоды. «Определение права на пенсию по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца производится с помощью суммарного подсчета периодов страхования следующим образом: сначала каждое государство подсчитывает теорети­ческую сумму, на которую заинтересованное лицо имело бы право, если бы вся трудовая деятельность проходила на территории одного государ­ства; затем эта сумма сокращается пропорционально фактическому стажу,

1 Там же. С. 271.

приобретенному на его территории. В результате скоординированного применения национальных законодательств и международного акта окон­чательный размер пенсии равен сумме неполных пенсий, исчисленных по законодательству разных стран»1. Правила Конвенции № 157 применяют­ся ко всем страховым пенсиям. Для разных видов пенсий устанавливают­ся разные требования к периодам страхования. Так, для назначения пен­сии по старости необходим самый продолжительный период страхования, равный 30 годам, для пенсий по инвалидности и по случаю потери кор­мильца он составляет 2/3 количества лет, прошедших после достижения лицом возраста 15 лет. Возможно назначение пенсии при неполном стра­ховом стаже в размере, пропорциональном имеющемуся. Установлен, кроме того, минимальный период страхования. В большинстве стран он составляет 5 лет для таких долгосрочных видов обеспечения, как страхо­вые пенсии. Во всех случаях размер пенсии, исчисленный таким образом, не может быть ниже минимума, определенного законодательством страны проживания2.

Большое значение для России имеют вопросы пенсионного обеспече­ния граждан государств - бьшших республик Советского Союза. Была предпринята попытка урегулировать возникающие отношения путем за­ключения соответствующего соглашения. 13 марта 1992 г. было заключе­но Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содру-

1 Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Указ. соч. С. 270.

2 См.: МачульскаяЕ. Е. Указ. соч. С. 216-217.

жества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения1. В нем подчеркивается, что, с одной стороны, каждое государство должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, но, с другой, страны, связанные этим соглашением, вза­имно признают свои обязательства по обеспечению нетрудоспособных лиц, приобретших право на пенсию на территориях других республик за период их вхождения в СССР и реализующих это право на территории одного из государств-участников. Возможно, в 1992 г. трудно было пред­положить, что это соглашение станет для нашей страны довольно тяже­лым бременем, потому что миграционные потоки на территории бывшего Союза ССР складываются таким образом, что русскоязычное население по возможности стремится переехать в Российскую Федерацию на посто­янное место жительства. При этом все расходы, связанные с осуществле­нием пенсионного обеспечения, несет государство, его предоставляющее. Взаимные расчеты не производятся, если иное не установлено двусторон­ними соглашениями. При назначении пенсии, в том числе - пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, при­обретенный на территории любого из этих государств, а также на терри­тории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглаше­ния. Государства-участники должны проводить политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Но разные социально-экономические и политические условия в этих странах привели к тому,

1 Пенсионное законодательство: Сборник нормативных актов и документов / Сост. Волкова О. Н., Подгорная К. А. М.: СПАРК, 1996. С. 361.

что темпы пенсионной реформы оказались различными. Наиболее ради­кально реформы были осуществлены в Республике Казахстан, которая перешла на страховой принцип финансирования государственных пенсий, в связи с чем были изменены условия назначения пенсий, повышен пен­сионный возраст. Права и интересы лиц предпенсионного возраста и пен­сионеров были существенно ущемлены. Полагаем, что в сложившейся си­туации Россия должна выступить инициатором внесения в соглашение 1992 г. необходимых изменений и дополнений, связанных с проведением взаимных расчетов между государствами, что позволит сохранять ста­бильность в области пенсионного обеспечения для своих граждан за счет более рачительного расходования средств Пенсионного фонда. Еще сложнее решаются вопросы пенсионного обеспечения граждан госу­дарств, не вошедших в СНГ (стран Балтии, Азербайджана, Грузии, Мол­довы). Если граждане указанных стран прибывают в Россию на постоян­ное место жительства, пенсионное обеспечение осуществляется по рос­сийскому законодательству, опять-таки без взаимных расчетов1. Можно предположить, что по мере внедрения принципов пенсионного страхова­ния, когда пенсия будет назначаться с учетом уплаченных страховых взносов, ситуация может обостриться. Подумать об этом необходимо уже сейчас. Следует заключить с этими государствами двусторонние согла­шения по вопросам пенсионного страхования, в которых предусмотреть

1 См.: Письмо Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 г. «О порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывающих в РФ из государств, ранее входивших в со­став Союза ССР // Рос. вести. 1994. 1 марта.

взаимный учет обязательств по пенсионному страхованию, взаимные рас­четы, признание стажа пенсионного страхования и т. д.

Пенсионное страхование в зависимости от оснований возникнове­ния и субъектного состава соответствующих отношений можно разделить на государственное и дополнительное (негосударственное). Государст­венное пенсионное страхование осуществляется на основании федераль­ного закона. В качестве страховщика фигурирует государственный Пен­сионный фонд. Тарифы страховых взносов и порядок предоставления страхового обеспечения в виде государственных пенсий регулируются федеральными законами. Вопросы, связанные с осуществлением обяза­тельного государственного пенсионного страхования, подробно анализи­руются в диссертации Т. К. Мироновой. Обязательное государственное пенсионное страхование является видом социального страхования. Обяза­тельное социальное страхование представляет собой «систему создавае­мых государством правовых, экономических и организационных мер, на­правленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граж­дан вследствие признания их безработными, трудового увечья или про­фессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременно­сти и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходи­мости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страхо-

вых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию»1. В определении социального страхования в числе прочих страховых соци­альных рисков перечислены и пенсионные риски, что подтверждает соот­ношение обязательного пенсионного и социального страхования, сформу­лированное выше.

В федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» государст­венное пенсионное страхование определяется как вид страхования, осу­ществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан, с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет в соот­ветствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Это определение не вполне согласуется с содержанием Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», в котором в числе других социальных рисков не упоминается риск выслуги лет и среди про­чих видов страхового обеспечения не названа пенсия за выслугу лет. Та­кой подход соответствует провозглашенным целям пенсионной реформы, связанным с развитием страховых начал, потому что пенсия за выслугу лет по своей сути имеет привилегированный характер, так как назначает­ся по общему правилу независимо от возраста (или при пониженных воз­растных цензах) лицам, проработавшим установленное законом время на определенных видах работ или в определенных отраслях народного хо-

1 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»// СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

зяйства. Пенсия за выслугу лет довольно близка по своей сути к пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по ст. 12 Закона о госу­дарственных пенсиях и в связи с работой на Крайнем Севере по ст. 14 то­го же закона. Отношение к льготному пенсионному обеспечению по ус­ловиям труда и климатическим условиям нашло свое отражение в Кон­цепции реформы системы пенсионного обеспечения, которая была утвер­ждена постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. (далее -Концепция)1 и в Программе пенсионной реформы, утвержденной поста­новлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. (далее - Программа)2. Концепция предусматривала необходимость упорядочения пенсионных льгот за счет совершенствования нормирования вредных факторов произ­водственной среды и трудового процесса и на этой основе установления критериев отнесения работ, профессий и должностей к тем, которые бу­дут давать право на пенсионное обеспечение при пониженном пенсион­ном возрасте и трудовом стаже. Предлагалось перевести эти пенсии в так называемые профессиональные пенсионные системы, которые призваны были обеспечить реализацию государственных гарантий по льготному пенсионированию, что должно было являться основанием для предостав­ления им ряда налоговых льгот. Постепенное формирование профессио­нальных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики или территорий (более правильно было бы говорить о профессиональных и территориальных пенсионных системах), было провозглашено приори-

1 Бюллетень Минтруда РФ. 1995. № 9.

2 Бюллетень Минтруда РФ. 1998. № 6.

тетной задачей в области развития дополнительного пенсионного страхо­вания. Концепция предусматривала некоторые требования для дополни­тельных пенсионных систем. В первую очередь, эта система должна была обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных страховых сумм, и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения. Провозглашалась возможность применения различных финансовых схем (с установленными выплатами, с установленными взносами, солидарной, накопительной, или смешанной, формируемой как за счет взносов работодателя, так и с привлечением взносов работников). Учрежденная дополнительная система становилась обязательной для ее участников и не могла быть ликвидирована (хотя это вряд ли соответствует положениям гражданского законодательства). Дифференцированный подход к проблеме льготных пенсий по старости закреплен и в Программе. Основанием такой дифференциации должен выступать класс профессионального риска. Определение профессиональ­ного риска дается в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Под профессиональным риском понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного лица, свя­занная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контрак­ту) и в иных случаях, установленных законом. Правила отнесения отрас­лей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска были ут-

верждены постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 г.1. Класс профессионального риска определяется величиной интегрального показа­теля, представляющего собой отношение величины суммарных затрат в отрасли (подотрасли) экономики на возмещение вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей к размеру фонда оплаты труда, на ко­торый начислены страховые взносы в Фонд социального страхования. Выделены 14 классов отраслей экономики по классам профессионального риска. К первому классу отнесены управление и общественные объедине­ния, а к четырнадцатому - добыча угля подземным способом. Полагаем, что эти правила должны применяться и при определении дополнительных страховых тарифов в системе пенсионного страхования, потому что фак­тически основания для их установления в обоих рассматриваемых видах социального страхования аналогичны. Предлагается осуществлять пенси­онное обеспечение этого вида в системе профессионального пенсионного страхования на условно-обязательной основе. Т. К. Миронова считает, что «система обязательного профессионального пенсионного страхования должна иметь два уровня. Первый - более жесткий, приближенный к обя­зательному государственному пенсионному страхованию. В соответствии с принципами действия такой системы работник, поступающий работать на предприятие определенной отрасли или в сферу определенных профес­сий, автоматически становится обязанным дополнительно себя страхо-вать, то есть уплачивать страховые взносы вместе с работодателем» . Та-

1 СЗ РФ. 1999. № 36. Ст. 4408.

2 Миронова Т. К. Указ. соч. С. 17.

кой порядок, по мнению Т. К. Мироновой, надо распространить на пен­сии, назначаемые в связи с особыми условиями труда при пониженном пенсионном возрасте. Второй уровень она называет «более мягким, при­ближенным к добровольному пенсионному страхованию. Условия его предварительно должны определяться в рамках социального партнерства и должны предполагать право выбора работника. Данная система должна являться обязательной для работодателей при условии, что работник по собственному желанию добровольно решает вопрос о своем дополни­тельном страховании для получения дополнительной пенсии в связи с длительной профессиональной деятельностью»1. Программа пенсионной реформы называет в качестве наиболее предпочтительного варианта ре­формирования пенсий за выслугу лет введение для работников, имеющих право на эти пенсии, компенсационных надбавок за выслугу лет, выпла­чиваемых к заработной плате. Начальный этап реформы пенсионного обеспечения за выслугу лет характеризуется более жестким государст­венным регулированием, по сути дела речь идет о введении обязательного профессионального пенсионного страхования. Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. были внесены изменения в Закон о государственных пенсиях, касающиеся пенсионного обеспечения членов летных экипажей воздушных судов. Максимальный размер пенсии за выслугу лет для них определяется на уровне 2,2 среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий период. Финансирование пенсионного обеспечения ра-

1 Миронова Т. К. Указ. соч. С. 17.

ботников этой категории осуществляется за счет установления дополни­тельного тарифа страховых взносов в размере 14 %. Причем пенсия в пределах ранее действовавшего максимального размера (три с половиной минимальных размера пенсии по старости) выплачивается из Пенсионно­го фонда на распределительной основе, а превышение - за счет дополни­тельных поступлений. Сам размер повышения устанавливается исходя из суммы фактического поступления страховых взносов в Пенсионный фонд за предшествующий квартал по дополнительному тарифу. Можно гово­рить в связи с этим о введении некоторых элементов накопительного ме­ханизма. Неслучайно первой категории работников, в отношении которых было введено обязательное профессиональное страхование, стали члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Специальное исследование проблем их пенсионного обеспечение было предпринято И. П. Чикиревой. Она подчеркивает, что основанием льготного пенсиони-рования является «специфика их деятельности, ведущая к неизбежному понижению профессиональной трудоспособности до наступления возрас­та, необходимого для назначения пенсии по старости на общих основани­ях»1. Очевидно, в перспективе аналогичным образом могут быть решены вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет и других категорий ра­ботников. Ю. В. Васильева, например, исследуя проблемы пенсионного обеспечения работников творческих профессий, в целом соглашается с необходимостью дополнительного профессионального пенсионного стра-

1 Чикирева И. П. Пенсии за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации: Авторе. дис... канд.юрид. наук. Екатеринбург: УрПОА, 1996. С. 12-13.

хования. При этом она подчеркивает, что «нельзя допустить и существен­ного снижения уровня социальной защищенности данной категории тру­дящихся», поэтому предлагает организовать обязательную систему пен­сионного страхования при участии государства для творческих деятелей государственных и муниципальных театров и театрально-зрелищных ор­ганизаций. «Театральные организации, имеющие иной правовой статус, вправе решать вопросы пенсионного обеспечения своих работников за счет собственных средств»1. В условиях переходного периода возможно, на наш взгляд, вернуть пенсии за выслугу лет ее временньш характер, как это было по законодательству Союза ССР, когда граждане получали эту пенсию, как правило, «только до достижения общеустановленного пенси­онного возраста, а затем переходили на пенсию по старости»2.

Будущая пенсионная система в России в качестве главного элемента будет включать пенсионное страхование. Большинство современных ис­следователей склоняются к той точке зрения, что альтернативы пенсион­ному страхованию нет. По мнению Т. К. Мироновой, «главный вопрос за­ключается в том, на какой основе - добровольной или обязательной -должна строиться вновь формируемая система пенсионного страхова­ния»3. Полагаем, что нельзя противопоставлять эти две формы пенсион­ного страхования, напротив, необходимо обеспечить их оптимальное со-

1 Васильева Ю. В. Пенсии работникам творческих профессий в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь: ПТУ, 1998. С. 23.

2 Миронова Т. К. Указ. соч. С. 124.

3 Миронова Т. К. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования в России и перспективы его развития: Автореф. С. 19.

отношение друг с другом. Не отрицая ведущей роли обязательного госу­дарственного пенсионного страхования, нельзя умалять значение допол­нительных форм. Мы солидарны с точкой зрения Т. К. Мироновой по этому вопросу. Она пишет: «Общегосударственная система пенсионного страхования должна обеспечить так называемый «средний» общегосудар­ственный уровень пенсионного обеспечения для всех категорий россий­ских граждан. Это такой уровень, в котором в меньшей степени проявля­ются различия и особенности пенсионного обеспечения. Подобный под­ход даст возможность максимально использовать принцип солидарности поколений и перераспределения доходов от более обеспеченных граждан из числа застрахованных к менее обеспеченным. Однако принцип соли­дарности нельзя рассматривать в полном объеме при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и длительной профессиональной дея­тельностью. В этих случаях важен принцип солидарности уже внутри са­мой профессиональной категории»1.

Программа пенсионной реформы предусматривает, что с формирова­нием профессиональных пенсионных систем должно быть прекращено приобретение новых прав по досрочному выходу на пенсию в связи с особыми условиями труда и работой на Севере. Если к моменту создания дополнительных пенсионных систем гражданин имеет минимальный не­обходимый для досрочного пенсионирования стаж, он получает льготную пенсию из Пенсионного фонда. Если же стаж составил более половины

1 Миронова Т. К. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования в России и перспективы его развития. С. 124-125.

требуемого, пенсия предоставляется, но период ее получения будет со­кращен в зависимости от того, сколько месяцев не хватает застрахован­ному лицу до полного минимального стажа. Если указанные лица про­должают работать в соответствующих условиях, то дополнительные стра­ховые взносы должны поступать в профессиональные пенсионные систе­мы и формировать будущую пенсию на накопительной основе.

Аналогичные принципы организации государственного пенсионного страхования заложены в проекте Федерального закона «Об основах пен­сионной системы в РФ». Провозглашается принцип личной заинтересо­ванности в сочетании с ответственностью застрахованных лиц за форми­рование условий своего материального обеспечения в связи с выходом на пенсию. Существенно расширяется содержание индивидуального (персо­нифицированного) учета, который должен будет обеспечивать не только учет обязательных страховых взносов, страхового стажа и заработка за­страхованного лица, но и учет дохода от инвестирования (реинвестирова­ния) временно свободных средств, что в совокупности и составит основу для определения размера пенсии. В проекте закона сказано также и о вве­дении актуарных расчетов в системе государственного пенсионного стра­хования. Все это свидетельствует о том, что постепенный переход к сме­шанной пенсионной системе становится реальностью. Поэтому так актуа­лен поиск оптимального соотношения обязательного государственного пенсионного страхования с дополнительным.

Каковы же основные принципы соотношения обязательного и допол­нительного пенсионного страхования, каковы перспективы их взаимо­проникновения и взаимодействия? Для определения направления даль­нейших исследований по этому вопросу полагаем возможным высказать ряд соображений. Во-первых, некоторые пенсии, связанные с особыми условиями труда, с работой в северных районах и с длительной профес­сиональной деятельностью, будут переданы в систему дополнительного пенсионного страхования. Это означает, что таким образом будут осуще­ствлены гарантии государства по сохранению приобретенных пенсион­ных прав, что будет являться основанием для координации этих систем пенсионного страхования. Во-вторых, в связи с этим государство будет стимулировать развитие дополнительных систем, прежде всего - за счет налоговых льгот, в том числе - льгот по уплате страховых взносов в Пен­сионный фонд Российской Федерации. Несомненно, это тоже потребует координации обязательного и дополнительного пенсионного страхования. В-третьих, дополнительные системы основаны преимущественно на на­копительном принципе, в обязательном порядке осуществляют капитали­зацию собранных средств. В перспективе накопительный элемент плани­руется внедрить и в обязательном пенсионном страховании. Опыт допол­нительных систем может оказаться полезным. В-четвертых, взаимодейст­вие двух рассматриваемых систем пенсионного страхования видится в том, что они будут дополнять друг друга в определении уровня пенсион­ного обеспечения. Очевидно, в системе обязательного государственного

пенсионного страхования не удастся обеспечить высокий уровень пен-сионирования, во всяком случае, в ближайшее время. Не исключено, что и в будущем с учетом неблагоприятных демографических прогнозов си­туация кардинально не изменится, поэтому государство сможет реально гарантировать пенсионное обеспечение только на определенном мини­мальном уровне. Довести размер пенсий до более высокого уровня можно будет с использованием дополнительных страховых систем. При этом не­обходимо учитьшать, что государственное пенсионное обеспечение будет сопровождаться более высоким уровнем гарантий, а дополнительные пен­сионные системы всегда связаны с риском, поскольку действует накопи­тельный элемент и необходима капитализация пенсионных резервов пу­тем их размещения в ценные бумаги и т. п. Поэтому, в-пятых, государст­во, заинтересованное в развитие дополнительного пенсионного страхова­ния, должно осуществлять контроль в этой сфере и создавать механизмы, которые позволили бы гарантировать реализацию прав граждан на допол­нительное пенсионное обеспечение.

Таким образом, можно выделить различные виды пенсионного страхо­вания, входящие в существующую пенсионную систему, которые будут развиваться в дальнейшем, в ходе пенсионной реформы. Наиболее значи­мыми из них являются обязательное государственное и дополнительное страхование. В ходе пенсионной реформы необходимо обеспечить согла­сованность, взаимную увязку этих видов пенсионного страхования в це­лях наиболее полного покрытия пенсионных рисков и обеспечения высо-

кого уровня возмещения застрахованным заработка или иного дохода, а также усиления гарантированное™ пенсионных прав граждан.