logo
Электр

13.3 Центральный банк, его цели и задачи. Национальный банк Республики Беларусь

Центральный банк является основным элементом современной банковской системы любого государства, главным проводником государственного регулирования экономики. Возникновение центральных банков обусловлено с наделением их государством полномочий по банкнотной эмиссии. Для выполнения целей и задач, стоящих перед центральными банками по денежно-кредитному регулированию, они должны обладать независимостью от государства.

Под независимостью центрального банка понимается особая форма контроля со стороны государства за его деятельностью и проявляется это в следующем: в процедуре назначения главы центрального банка; в определении срока пребывания в должности главы и членов правления центрального банка; в ограничении предоставления кредитов правительству страны; в контроле государства за бюджетом центрального банка.

В разных странах уровень независимости центральных банков может определяться по разному, в зависимости от национальных особенностей страны. В Республике Беларусь согласно Конституции страны Национальный банк РБ относится к органам государственной власти.

Цели, задачи, функции центрального банка в большинстве стран определяются Конституцией государства, законами о центральном банке страны, банковской деятельности, Банковским кодексом. Основными задачами центрального банка являются:

за нею;

К основным функциям центрального банка относятся:

Наделение центрального банка вышеперечисленными функциями обеспечивает эффективное функционирование банковской системы, а операции центрального банка используются в качестве инструментов денежно-кредитной политики.

В Республике Беларусь роль центрального банка выполняет Национальный банк РБ. Он обладает особым юридическим статусом имущества банка: оно является государственной собственностью и закреплено за банком на праве оперативного управления.

Президент РБ утверждает Устав НБ и все изменения и дополнения к нему. Национальный банк РБ отчитывается в своей деятельности Президенту страны. Назначение и освобождение от должности Председателя Правления НБ РБ и членов Правления осуществляется Президентом страны с согласия Совета Республики Национального собрания РБ. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления НБ РБ не более двух сроков подряд. Часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной год, Национальный банк РБ отчисляет в доход республиканского бюджета; вторая часть прибыли идет на увеличение резервных фондов банка. Национальный банк РБ обладает особым статусом при разработке и проведении денежно-кредитной политики, при этом тесно сотрудничая с правительством.

Согласно Банковского кодекса РБ основными целями Национального банка РБ являются:

Одной из основных функций Национального банка РБ является разработка и проведение денежно-кредитной политики в стране.

Денежно-кредитная политика представляет собой часть общей экономической политики государства и направлена на регулирование денежной массы в обращении, размера банковских резервов, учетной ставки процента, объема кредитов, достижение и сохранение финансовой стабильности в стране. Юридической базой денежно-кредитной политики являются Основные направления денежно-кредитной политики государства на очередной год, в которых устанавливаются основные стратегические цели денежно-кредитной политики страны и ее основные показатели.

Инструменты денежно-кредитной политики разделяются на общие и селективные.

Общие методы имеют воздействие на весь кредитный рынок (эмиссионная, валютная политика, изменение норм обязательных резервов и т.п.). Селективные методы влияют на отдельные виды операций или применяются к ограниченному числу банков ( установление размеров маржи, ограничение кредитов и т.д.).

Инструменты денежно-кредитного регулирования объединяются в следующие группы: рефинансирование банков; обязательное резервирование; валютные операции; операции на открытом рынке; прямые количественные ограничения; установление ориентиров роста денежной массы.

Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности для поддержания ликвидности банков.

Методом регулирования центральным банком денежного обращения является установление нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Коммерческие банки обязаны в законодательном порядке хранить часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в Национальном банке РБ. Изменяя норму резервирования, Национальный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны. Повышение норм резервирования ведет к сокращению кредитных ресурсов банков и к удорожанию кредитов. Национальный банк РБ постоянно снижает норму обязательного резервирования, тем самым делая кредиты более доступными населению и юридическим лицам. Посредством фонда обязательных резервов также страхуются ликвидность и платежеспособность коммерческих банков.

В области валютного регулирования Национальный банк устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; создает золотовалютные резервы и управляет ими; регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях; устанавливает формы отчетности; правила биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными камнями; порядок ввоза и вывоза валюты и драгоценных камней; устанавливает порядок расчетов валютой между резидентами и нерезидентами; выдает лицензии на осуществление валютных операций.

Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Национальным банком ценных бумаг, коммерческих и других векселей, государственных облигаций и облигаций банков. Выпуск ценных бумаг, операции с ними используются в качестве инструмента государственного регулирования экономики, неэмиссионного покрытия дефицита государственного бюджета, как способ привлечения денежных средств юридических и физических лиц для решения задач государства. Основным условием функционирования открытого рынка является наличие в государстве развитого рынка ценных бумаг. В нашей стране в настоящее время на рынке ценных бумаг преобладают в обращении государственные ценные бумаги, которые обладают надежностью, ликвидностью и доходностью. При продаже государственных ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредитного рынка , уменьшаются возможности банков по выдаче кредитов, регулируется объем денежной массы. Операции на открытом рынке - это более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов.

Под прямым количественным ограничением понимается установление Национальным банком максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.

Одной из функций Национального банка РБ является регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных учреждений посредством: государственной регистрации и ликвидации банков; установлении экономических нормативов; лицензирования операций; экономических санкций за нарушение банковского законодательства; надзора и контроля за банками и кредитными учреждениями.

Национальный банк Республики Беларусь в целях регулирования деятельности коммерческих банков Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций № 137 от 28.09.2006 г. устанавливает следующие обязательные для всех коммерческих банков нормативы безопасного функционирования банков:

устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллионов евро; для действующего банка, имеющего право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты) и (или) открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, - в сумме, эквивалентной 25,0 миллионов евро.

соответствием сроков балансовых требований банка и полученных им обязательств, учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах, другими факторами. Устанавливаются следующие нормативы ликвидности:

мгновенная ликвидность; текущая ликвидность; краткосрочная ликвидность;

минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.

Мгновенная ликвидность характеризует соотношение суммы активов до востребования и пассивов до востребования и с просроченными сроками.

Минимально допустимое значение норматива мгновенной ликвидности устанавливается в размере 20 процентов.

Текущая ликвидность характеризует соотношение суммы активов с оставшимся сроком погашения до 30 дней, в том числе до востребования (текущие активы), и пассивов с оставшимся сроком возврата до 30 дней, в том числе до востребования и с просроченными сроками (текущие пассивы).

Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности устанавливается в размере 70 процентов.

Краткосрочная ликвидность характеризует соотношение активов со сроками погашения до 1 года (фактическая ликвидность) и обязательств со сроками исполнения до 1 года (требуемая ликвидность). Принцип расчета краткосрочной ликвидности состоит в сопоставлении фактической и требуемой ликвидности.

Фактическая ликвидность - это имеющиеся активы для оплаты

обязательств банка, небанковской кредитно-финансовой организации в соответствии со сроками погашения или по первому требованию в зависимости от вида обязательств. Требуемая ликвидность - сумма активов, которую необходимо иметь банку, небанковской кредитно-финансовой организации для своевременной оплаты своих обязательств при их востребовании.

Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере 1.

Минимально допустимое значение норматива минимального соотношения ликвидных и суммарных активов банка, небанковской кредитно-финансовой организации устанавливается в размере 20 процентов.

два года после государственной регистрации банка, небанковской кредитно-финансовой организации не может превышать 20 процентов от нормативного капитала, в последующие годы деятельности - 25 процентов.

размер кредитного риска на одного должника превышает 10 процентов от нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации, то такой риск рассматривается как крупный. Норматив суммарной величины крупных кредитных рисков представляет собой соотношение совокупной суммы крупных кредитных рисков и нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации. Суммарная величина крупных кредитных рисков не может превышать шестикратного размера нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации.

устанавливается в размере не более 5 процентов от нормативного капитала банка. Норматив предельного размера участия в уставных фондах коммерческих организаций в совокупности устанавливается в размере не более 25 процентов от нормативного капитала банка. Участие банка, небанковской кредитно-финансовой организации в уставном фонде другого банка, небанковской кредитно-финансовой организации допускается только после получения согласия Национального банка.

активов банка с ограниченным риском устанавливается для банков, которые имеют право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц. Предельное соотношение привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском не может превышать 1.

Устанавливаются и другие нормативы, которые банки обязаны соблюдать в своей деятельности.