13.3 Центральный банк, его цели и задачи. Национальный банк Республики Беларусь
Центральный банк является основным элементом современной банковской системы любого государства, главным проводником государственного регулирования экономики. Возникновение центральных банков обусловлено с наделением их государством полномочий по банкнотной эмиссии. Для выполнения целей и задач, стоящих перед центральными банками по денежно-кредитному регулированию, они должны обладать независимостью от государства.
Под независимостью центрального банка понимается особая форма контроля со стороны государства за его деятельностью и проявляется это в следующем: в процедуре назначения главы центрального банка; в определении срока пребывания в должности главы и членов правления центрального банка; в ограничении предоставления кредитов правительству страны; в контроле государства за бюджетом центрального банка.
В разных странах уровень независимости центральных банков может определяться по разному, в зависимости от национальных особенностей страны. В Республике Беларусь согласно Конституции страны Национальный банк РБ относится к органам государственной власти.
Цели, задачи, функции центрального банка в большинстве стран определяются Конституцией государства, законами о центральном банке страны, банковской деятельности, Банковским кодексом. Основными задачами центрального банка являются:
разработка и проведение денежно-кредитной политики в стране;
организация функционирования платежной системы страны и надзора
за нею;
осуществление контроля и надзора за кредитной системой страны;
К основным функциям центрального банка относятся:
разработка и проведение совместно с правительством единой денежно-кредитной политики в стране;
эмиссия денег;
выполнение для банков роли кредитора в последней инстанции и «банка банков»;
управление государственным долгом , платежным балансом страны;
создание золотовалютных резервов и управление ими;
осуществление регулирования деятельности коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за этой деятельностью;
осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с законодательством страны;
установление экономически обоснованных нормативов деятельности банков, ставки рефинансирования;
определение правовых основ и принципов функционирования кредитной системы;
кредитование коммерческих банков;
расчетно-кассовое обслуживание Правительства, других государственных органов и финансирование их целевых программ;
выполнение операций с ценными бумагами и др.
Наделение центрального банка вышеперечисленными функциями обеспечивает эффективное функционирование банковской системы, а операции центрального банка используются в качестве инструментов денежно-кредитной политики.
В Республике Беларусь роль центрального банка выполняет Национальный банк РБ. Он обладает особым юридическим статусом имущества банка: оно является государственной собственностью и закреплено за банком на праве оперативного управления.
Президент РБ утверждает Устав НБ и все изменения и дополнения к нему. Национальный банк РБ отчитывается в своей деятельности Президенту страны. Назначение и освобождение от должности Председателя Правления НБ РБ и членов Правления осуществляется Президентом страны с согласия Совета Республики Национального собрания РБ. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления НБ РБ не более двух сроков подряд. Часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной год, Национальный банк РБ отчисляет в доход республиканского бюджета; вторая часть прибыли идет на увеличение резервных фондов банка. Национальный банк РБ обладает особым статусом при разработке и проведении денежно-кредитной политики, при этом тесно сотрудничая с правительством.
Согласно Банковского кодекса РБ основными целями Национального банка РБ являются:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы РБ;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Одной из основных функций Национального банка РБ является разработка и проведение денежно-кредитной политики в стране.
Денежно-кредитная политика представляет собой часть общей экономической политики государства и направлена на регулирование денежной массы в обращении, размера банковских резервов, учетной ставки процента, объема кредитов, достижение и сохранение финансовой стабильности в стране. Юридической базой денежно-кредитной политики являются Основные направления денежно-кредитной политики государства на очередной год, в которых устанавливаются основные стратегические цели денежно-кредитной политики страны и ее основные показатели.
Инструменты денежно-кредитной политики разделяются на общие и селективные.
Общие методы имеют воздействие на весь кредитный рынок (эмиссионная, валютная политика, изменение норм обязательных резервов и т.п.). Селективные методы влияют на отдельные виды операций или применяются к ограниченному числу банков ( установление размеров маржи, ограничение кредитов и т.д.).
Инструменты денежно-кредитного регулирования объединяются в следующие группы: рефинансирование банков; обязательное резервирование; валютные операции; операции на открытом рынке; прямые количественные ограничения; установление ориентиров роста денежной массы.
Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности для поддержания ликвидности банков.
Методом регулирования центральным банком денежного обращения является установление нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Коммерческие банки обязаны в законодательном порядке хранить часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в Национальном банке РБ. Изменяя норму резервирования, Национальный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны. Повышение норм резервирования ведет к сокращению кредитных ресурсов банков и к удорожанию кредитов. Национальный банк РБ постоянно снижает норму обязательного резервирования, тем самым делая кредиты более доступными населению и юридическим лицам. Посредством фонда обязательных резервов также страхуются ликвидность и платежеспособность коммерческих банков.
В области валютного регулирования Национальный банк устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; создает золотовалютные резервы и управляет ими; регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях; устанавливает формы отчетности; правила биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными камнями; порядок ввоза и вывоза валюты и драгоценных камней; устанавливает порядок расчетов валютой между резидентами и нерезидентами; выдает лицензии на осуществление валютных операций.
Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Национальным банком ценных бумаг, коммерческих и других векселей, государственных облигаций и облигаций банков. Выпуск ценных бумаг, операции с ними используются в качестве инструмента государственного регулирования экономики, неэмиссионного покрытия дефицита государственного бюджета, как способ привлечения денежных средств юридических и физических лиц для решения задач государства. Основным условием функционирования открытого рынка является наличие в государстве развитого рынка ценных бумаг. В нашей стране в настоящее время на рынке ценных бумаг преобладают в обращении государственные ценные бумаги, которые обладают надежностью, ликвидностью и доходностью. При продаже государственных ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредитного рынка , уменьшаются возможности банков по выдаче кредитов, регулируется объем денежной массы. Операции на открытом рынке - это более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов.
Под прямым количественным ограничением понимается установление Национальным банком максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.
Одной из функций Национального банка РБ является регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных учреждений посредством: государственной регистрации и ликвидации банков; установлении экономических нормативов; лицензирования операций; экономических санкций за нарушение банковского законодательства; надзора и контроля за банками и кредитными учреждениями.
Национальный банк Республики Беларусь в целях регулирования деятельности коммерческих банков Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций № 137 от 28.09.2006 г. устанавливает следующие обязательные для всех коммерческих банков нормативы безопасного функционирования банков:
минимальный размер нормативного капитала для действующего банка
устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллионов евро; для действующего банка, имеющего право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты) и (или) открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, - в сумме, эквивалентной 25,0 миллионов евро.
нормативы ликвидности банка. Ликвидность определяется
соответствием сроков балансовых требований банка и полученных им обязательств, учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах, другими факторами. Устанавливаются следующие нормативы ликвидности:
мгновенная ликвидность; текущая ликвидность; краткосрочная ликвидность;
минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.
Мгновенная ликвидность характеризует соотношение суммы активов до востребования и пассивов до востребования и с просроченными сроками.
Минимально допустимое значение норматива мгновенной ликвидности устанавливается в размере 20 процентов.
Текущая ликвидность характеризует соотношение суммы активов с оставшимся сроком погашения до 30 дней, в том числе до востребования (текущие активы), и пассивов с оставшимся сроком возврата до 30 дней, в том числе до востребования и с просроченными сроками (текущие пассивы).
Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности устанавливается в размере 70 процентов.
Краткосрочная ликвидность характеризует соотношение активов со сроками погашения до 1 года (фактическая ликвидность) и обязательств со сроками исполнения до 1 года (требуемая ликвидность). Принцип расчета краткосрочной ликвидности состоит в сопоставлении фактической и требуемой ликвидности.
Фактическая ликвидность - это имеющиеся активы для оплаты
обязательств банка, небанковской кредитно-финансовой организации в соответствии со сроками погашения или по первому требованию в зависимости от вида обязательств. Требуемая ликвидность - сумма активов, которую необходимо иметь банку, небанковской кредитно-финансовой организации для своевременной оплаты своих обязательств при их востребовании.
Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере 1.
Минимально допустимое значение норматива минимального соотношения ликвидных и суммарных активов банка, небанковской кредитно-финансовой организации устанавливается в размере 20 процентов.
максимальный размер кредитного риска на одного должника в первые
два года после государственной регистрации банка, небанковской кредитно-финансовой организации не может превышать 20 процентов от нормативного капитала, в последующие годы деятельности - 25 процентов.
норматив суммарной величины крупных кредитных рисков. Если
размер кредитного риска на одного должника превышает 10 процентов от нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации, то такой риск рассматривается как крупный. Норматив суммарной величины крупных кредитных рисков представляет собой соотношение совокупной суммы крупных кредитных рисков и нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации. Суммарная величина крупных кредитных рисков не может превышать шестикратного размера нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации.
норматив участия в уставном фонде одной коммерческой организации
устанавливается в размере не более 5 процентов от нормативного капитала банка. Норматив предельного размера участия в уставных фондах коммерческих организаций в совокупности устанавливается в размере не более 25 процентов от нормативного капитала банка. Участие банка, небанковской кредитно-финансовой организации в уставном фонде другого банка, небанковской кредитно-финансовой организации допускается только после получения согласия Национального банка.
норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и
активов банка с ограниченным риском устанавливается для банков, которые имеют право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц. Предельное соотношение привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском не может превышать 1.
Устанавливаются и другие нормативы, которые банки обязаны соблюдать в своей деятельности.
- Деньги, кредит, банки
- Тема 1. Виды и роль денег
- 1.1. Сущность и виды денег
- 1.2. Роль денег
- Тема 2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
- 2.1. Эмиссия и выпуск денег. Денежная масса и денежная база.
- 2.2.Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор
- 2.3.Налично-денежная эмиссия.
- Тема 3. Денежный оборот
- 3.1. Понятие и классификация денежного оборота
- 3.2. Принципы организации денежного оборота
- Тема 4. Платежная система
- 4.1 Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем
- 4.2. Безналичный денежный оборот, его значение
- 4.3 Формы безналичных расчетов, их характеристика
- 4.4 Особенности безналичных расчетов населения
- 4.5 Международные расчеты , их формы
- Тема 5. Наличный денежный оборот
- 5.1 Экономическое содержание наличного денежного оборота
- 5.2 Организация кассовых операций в народном хозяйстве
- Тема 6. Денежная система, ее элементы
- 6.1 Денежная система, ее элементы и типы
- 6.2 Денежная система Республики Беларусь, ее развитие
- Тема 7. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота
- 7.1 Понятие устойчивости денежного оборота, необходимость его регулирования
- 7.2 Методы и инструменты регулирования денежного оборота
- Тема 8. Валютная система и валютное регулирование
- 8.1 Валютная система, ее элементы. Виды валютных систем
- 8.2 Валютная система Республики Беларусь, ее развитие
- Конвертируемость национальных валют
- 8.4 Валютный курс, режимы валютного паритета
- 8.5 Платежный баланс, его основные статьи
- 8.6 Валютное регулирование, его организация в Республике Беларусь
- Тема 9. Сущность и роль кредита
- 9.1 Причины возникновения кредитных отношений. Сущность кредита
- 9.2 Функции и роль кредита
- Тема 10. Формы кредита
- 10.1 Понятие формы кредита. Банковский кредит
- Тема 11. Банки и их роль
- 11.1 Сущность и роль банков
- 11.2 Виды банков
- Тема 12. Банковские операции
- 12.1 Сущность и классификация банковских операций
- 12.2 Характеристика отдельных банковских операций
- Тема 13. Банковская система
- 13.1 Банковская система, ее виды и структура
- 13.2 Банковская система Республики Беларусь, принципы ее построения
- 13.3 Центральный банк, его цели и задачи. Национальный банк Республики Беларусь
- 13.4 Коммерческие банки Республики Беларусь, их общая характеристика
- Тема 14. Банковские проценты
- 14.1 Сущность банковского процента, его функции
- 14.2 Виды банковского процента, их характеристика
- Тема 15. Специализированные кредитно - финансовые организации
- 15.1 Понятие специализированных кредитно-финансовых организаций, их роль
- 15.2. Характеристика отдельных видов специализированных