logo
dlya_pechati

47. Биржевые кризисы.

Биржевые кризисы - своеобразная реакция рынка ценных бумаг на чрезмерное "разбухание" фиктивного капитала. Один из таких кризисов произошел в октяб-ре 1987 г., когда на фондовых биржах капиталистических стран резко упали курсы акций. Так, по сравнению с максимальным уровнем 25 августа 1987 г. 19 октября 1987 г. они упали на Нью-Йоркской бирже на 36%, Токийской - более чем на 20%, Парижской и Лондонской - на 35-40%, а на биржах Франкфурта-на-Майне, Сиднея и Гонконга - даже на 45-50%. Таким образом, этот кризис был одним из сильнейших за всю историю биржевых кризисов. Он развернулся по "классическим образцам", т.е. произошел на пике экономического подъема и привел к уменьшению фиктивного капитала, к примеру, американских корпора-ций на 550 млрд. долл.

Падение курсов акций делает некоторые компании весьма уязвимыми для по-глощения более сильными конкурентами. Компании-"хищники" имеют свобод-ный капитал и хотят по дешевке скупить акции. Поэтому напуганные биржевым кризисом 1987 г., боясь, что их акции скупят конкуренты, многие компании США, чей курс акций упал, начали осуществлять на фондовой бирже массовый выкуп собственных акций для сохранения своей самостоятельности. В их числе ока-зались даже такие гиганты, как General Motors, Ford, Coca-Cola, IBM и др. Для многих компаний резкое снижение курса их акций означало банкротство.

Исторически сложилось два направления регулирования рынка ценных бумаг - со стороны государства и со стороны самих биржевиков. До кризиса 1929-33 гг. государство практически не вмешивалось в деятельность биржи. Кризис и по-следовавшая за ним депрессия ускорили выработку мер государственного рег-ламентирования деятельности фондового рынка. До настоящего времени закон о ценных бумагах 1933 г. и закон о фондовых биржах 1934 г. остаются основ-ными документами, на которых строится государственное регулирование опе-раций с ценными бумагами.

Ключевой идеей, которая была положена в основу государственного вмеша-тельства в деятельность биржи, было достижение максимального невмеша-тельства в процесс купли-продажи акций и облигаций. Конкретное воплощение эта идея нашла в принципе "предоставления информации", на котором бази-руются послекризисные законодательные акты. Их авторы исходили их того, что если корпорации будут предоставлять акционерам подробную и достовер-ную информацию о деятельности фирмы, то это автоматически приведет к ис-чезновению всех пороков рынка ценных бумаг, поскольку истинную ценность акций и облигаций можно будет легко определить и махинации с ними станут невозможными.

Но с точки зрения общества в целом, биржевой кризис - это лишь возврат к уровню, отражающему реальное положение дел в экономике. Биржевой крах обычно дает толчок к координации всей экономической политики государства. В результате кризиса восстанавливается временное относительное соответст-вие процессов, происходящих в реальной экономике и в сфере капиталообра-зования. Как бы это ни казалось странным, но в этом отношении биржевые кри-зисы, уничтожая "избыток" финансового капитала, выполняют конструктивную функцию. Биржевые кризисы ускоряют развитие акционерной формы собст-венности, увеличивают концентрацию в руках финансового капитала все большей части ценных бумаг, обостряют конкурентную борьбу между держателями акций "за выживание", ведут к банкротствам предприятий и банков.

Тем не менее, нельзя не видеть, что при всех их бесспорных негативных по-следствиях кризисы являются предпосылкой последующего оздоровления эко-номики. Биржевые кризисы, например, приводят к замене отсталых корпораций передовыми, более конкурентоспособными, сбивают ажиотажный спрос на ценные бумаги, удаляют с рынка ценных бумаг чрезмерно склонных к риску иг-роков, заставляют искать и внедрять новые формы и методы организации дея-тельности биржи. (В частности, биржевой кризис 1987 г. разделил западных экономистов на сторонников двух противоположных точек зрения: у одних соз-далось представление, что фондовые биржи нуждаются в усилении государст-венного регулирования, у других - осталась уверенность в том, что стабилиза-ция рынка акционерного капитала может наступить "естественным путем", т.е. на основе стихийного действия внутрибиржевого механизма).

Для мелких держателей акций биржевые кризисы, безусловно, представляют собой грозную опасность. Но отказ от фондовой биржи на том основании, что она неотделима от спекуляций и кризисов, лишил бы экономический механизм гибкой и эффективной системы капиталообразования, чрезвычайно затрудняя инвестиционный процесс. Наличие рынка ценных бумаг способствует капита-лизации доходов членов общества, существенно увеличивая инвестиционные ресурсы народного хозяйства. При этом, что очень важно, происходит реальная децентрализация инвестиционного процесса, придающая ему гибкость и дина-мизм, необходимые для перестройки структуры инвестиций.

Наконец, рынок ценных бумаг способен отвлекать значительную часть денеж-ных доходов населения, уменьшая тем самым спрос на товары и услуги. Это обстоятельство, оказывающее в развитых капиталистических странах весьма неоднозначное воздействие на ход воспроизводства, может иметь важное по-зитивное значение в условиях дефицитной экономики.