logo
dlya_pechati

43. Государственное регулирование и самоуправление рынка ценных бумаг в рф.

Государственное регулирование включает следующие основные направления и составные части: законодательные мероприятия, органы регулирования, налоговое регулирование.

В Российской Федерации в 1991 г. появилось "Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах", утверждённое правительством. Сущность его статей во многом была аналогична "западному" законодательству. Для координации деятельности государственных органов управления рынком ценных бумаг, в 1992 г. была образована "Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ". Главным документом, призванным регулировать отношения государства и инвесторов, выступил закон "О государственном внутреннем долге РФ", принятый в 1992 г. Затем долгое время и недостаточно успешно готовились проекты множества других нормативных документов, относящиеся к различным аспектам деятельности рынка ценных бумаг.

В связи с усилившейся неупорядоченностью, в 1994 г. вышел Указ Президента "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ". Другой причиной его появления стало резкое повышение значения рынка для экономики страны. Этим же документом было утверждено "Положение о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ". В 1994 и 1996 гг. были введены в действие соответственно первая и вторая части Гражданского кодекса РФ, отдельные статьи которых относятся к деятельности рынка ценных бумаг.

Лишь в 1996 г. в стране появился Закон "О рынке ценных бумаг", вобравший всё позитивное из предыдущих документов. В качестве главного органа регулирования была уполномочена "Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг" (ФКЦБ). В этом же году появился документ: "Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ". В 2001 г. была разработана новая посткризисная "Концепция развития фондового рынка России".

В марте 2004 г. ФКЦБ была упразднена. Создано новое учреждение: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), непосредственно подчиненная председателю Правительства РФ. Компетенция ФСФР: рынок ценных бумаг, товарные биржи, рынок пенсионных накоплений.

Следует отметить, что современное российское законодательство изобилует документами, регулирующими деятельность рынка ценных бумаг. Среди не названных нами, можно отметить законы: "Об акционерных обществах " от 1995 г., "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 1997 г., "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 1999 г., а также вторую часть Налогового кодекса РФ, принятую в 2000 г. и др.

Органы регулирования. Ими выступают центральные банки, министерства финансов, специальные комитеты и комиссии, создаваемые по поручению парламентов или в структуре парламентов стран. Помимо государственных органов, регулирование осуществляют и т.н. саморегулируемые организации профессиональных участников фондового рынка. Российская Федерация отличается множественностью органов государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Главными органами государственного регулирования современного рынка ценных бумаг РФ являются:

-Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР);

-Министерство финансов РФ;

-Банк России;

-Министерство по управлению государственным имуществом РФ;

-Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

-Федеральная налоговая служба;

-Министерство юстиции РФ;

-Государственный комитет РФ по надзору за страховой деятельностью и др.

Они призваны выполнять следующие основные функции:

-регистрация участников рынка;

-обеспечение достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг;

-контроль и поддержание правопорядка на рынке.

К главным российским саморегулируемым организациям профессиональных участников фондового рынка относятся: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт агентов и депозитариев (ПАРТАД) и Лига управляющих.