1. Создание российской банковской системы: преобразование спецбанков
До 1987 года банковскую систему России составляли три банка: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР.
Отделения Госбанка СССР и Стройбанка СССР имели свои отделения на всей территории СССР. В стране существовала система гоструд-сберкасс.
За рубежом Советский Союз имел эффективно работающую систему совзагранбанков.
Главное место в советской банковской системе отводилось Государственному банку СССР. Он был эмиссионным институтом и в то же время центром краткосрочного кредитования и расчетно-кассового обслуживания в народном хозяйстве. Это был орган государственного управления и одновременно орган государственного контроля.
Реорганизация банковской системы началась в 1987 году в связи с переходом к рынку и к новой экономике в целом. Тогда считалось, что нужно повысить роль банков в механизме кредитования и развития новой экономики.
На первом этапе была создана модернизированная структура государственных банков. Этот период создания банковской системы включал следующее:
а) создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков);
б) перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
в) совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей экономики.
В то время считалось, что главная задача состоит в том, чтобы эмиссионная деятельность банков была отделена от деятельности по кредитованию хозяйства. Государственный банк должен был, во-первых, координировать деятельность специализированных банков, а во-вторых, проводить единую для всех банков государственную денежно-кредитную политику. Что же касается таких банков, как Промстройбанк СССР (Промышленно-строительный банк СССР), Агропромбанк СССР (Агропромышленный банк СССР), Жилсоцбанк СССР (Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР), то они стали специализироваться на обслуживании определенных народнохозяйственных комплексов. Сбербанку СССР (Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР) и Внешэкономбанку СССР (Банк внешнеэкономической деятельности СССР) было предоставлено право оказывать отдельные виды специализированных услуг*(64).
Проблема улучшения банковской системы появилась одновременно с возникновением первой волны кредитных организаций.
В статье доктора экономических наук директора Департамента исследований и информации Банка России С. Медведкова "Банковская система в экономике переходного периода", опубликованной в декабре 1992 года, уже в то время отмечалось: "...банковская система не смогла предотвратить сползание экономики в глубокий кризис. Она оказалась не готовой оперативно "гасить" кризисные очаги в системе расчетов и платежей, эффективно мобилизовать и распределять кредитные ресурсы, обеспечивая тем самым экономический рост на неинфляционной основе, развитие инструментов и институтов, типичных для рыночного хозяйства"*(65). И далее автор статьи по существу отвечает на вопрос, почему так получилось: "...более управляемый ход реформ в банковско-финансовом секторе позволил бы и всей экономике менее болезненно преодолевать переходный период"*(66).
В этой же статье С. Медведков сформулировал несколько задач по улучшению банковской системы, решение которых должно было содействовать реформированию экономики в целом:
- во-первых, банковская система была призвана обеспечивать экономически оправданное распределение финансовых ресурсов, стимулировать конкурентные отношения, приватизацию, перестройку системы ценообразования и ценовых пропорций;
- во-вторых, банковский сектор должен был удерживать в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему и, в частности, препятствовать бесконтрольному наращиванию дефицита госбюджета и раскручиванию гиперинфляционых процессов. По мнению С. Медведкова, одно из необходимых (хотя и не всегда достаточных) условий для этого - независимость центрального банка во взаимоотношениях с правительством;
- в-третьих, банки должны создавать условия для "открытия" экономики, обеспечения обслуживания международного движения товаров, прямых портфельных инвестиций, рабочей силы, содействия переходу к конвертируемости национальной валюты;
- в-четвертых, банкирство по определению должно заставить клиентуру (население, предприятия, государство) учиться считать деньги, а, в конечном счете - развивать экономическое мышление, предприимчивость, учиться хозяйственной жизни*(67).
К сожалению, эти задачи так и не были решены Центральным банком ни в 1992 году, ни позже.
Процесс становления банковской системы происходил спонтанно. В июле 1987 года жестко централизованная банковская система в СССР (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) была несколько реорганизована и пополнилась пятью специализированными банками - Внешэкономбанком, Промстройбанком, Агропромбанком, Жилсоцбанком, Сбербанком. Тем самым происходило дозированное внедрение рыночных элементов в социалистическую экономику*(68).
Однако государственная монополия в банковской системе сохранялась. Поэтому о начале реформ в банковской системе можно говорить лишь с принятием в декабре 1990 года Законов СССР "О Государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности". Новая правовая система предусматривала экономическую самостоятельность банков, которые уже не отвечали по обязательствам государства. Госбанк СССР и центральные банки республик были выведены из подчинения соответственно союзного и республиканского правительств и стали подотчетны Верховным Советам.
Банковская система претерпела серьезную ломку в связи с распадом Союза, и поэтому функционирование в "рублевой зоне" наряду с российским еще четырнадцати центральных банков новых суверенных государств резко снизило эффективность денежно-кредитного регулирования, осложнило отлаживание связей как между Центральным банком и кредитными организациями, так и между самими кредитными организациями*(69).
Если в августе 1990 года в России действовало 3 специализированных и 202 коммерческих банка, то к октябрю 1992 года число коммерческих банков превышало 1600, а количество их филиалов приближалось к 2800, причем на долю 70 процентов (по количеству) коммерческих банков приходилось только 17 процентов суммарной величины объявленного уставного фонда. Мелкие банки при нормальной организации своей деятельности могли бы эффективно обслуживать нарождающийся мелкий бизнес. Проблема была в другом: большинство мелких и даже средних банковских учреждений не в состоянии были выполнять функции коммерческого банка. Лишь 30-40 наиболее крупных банков могли бы работать на уровне, близком или соответствующем общепринятым в мировой практике стандартам*(70).
Уже в тот период была "неоправданно тесная привязка банковского к промышленному капиталу. Около 4/5 уставных фондов действующих коммерческих банков сформировано на средства госпредприятий"*(71).
Такая ситуация как раз характерна для общества с высоким уровнем коррупции.
Как отмечается в специальной литературе того периода, уже в момент формирования "нижнего этажа" банковской системы крайне медленно создавалась специализация финансовых институтов, отсутствовал "естественный отбор" через конкуренцию между ними, малозаметной была демонополизация сберегательного дела. Само понятие "коммерческий банк" было девальвировано, поскольку многие организации, носящие такое название, фактически не наладили на приемлемом уровне ссудодепозитные и платежные операции, игнорировали такие нормы банковского дела, как доверие, знание клиентов*(72).
Теперь приходится констатировать, что эти наблюдения и предложения, ученых об улучшении лицензирования банков, совершенствовании банковского надзора так и не были приняты во внимание. Причем не были приняты во внимание как раз в то время, когда многое можно было еще поправить.
С юридической точки зрения процесс преобразования спецбанков в коммерческие банки происходил своеобразно.
Для убедительности процитируем некоторые документы.
Так, в Постановлении Президиума ВС РСФСР N 146 от 16 августа 1990 года "О мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года "О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики" было сказано: "Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет... 2. Передать по состоянию на 1 июля 1990 года на баланс и в оперативное управление Государственного банка РСФСР и его управлений на местах объявленное собственностью РСФСР имущество, а также активы и пассивы российских республиканских специализированных банков и подведомственных им учреждений, предприятий, организаций, учреждений Внешэкономбанка СССР, республиканского управления инкассации с подведомственной ему сетью учреждений и организаций, вычислительных центров Госбанка СССР и специализированных банков СССР на территории РСФСР, включая филиал ГВЦ в г. Москве. 3. Государственному банку РСФСР создать ликвидационные комиссии бывших правлений российских республиканских банков Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР, а также осуществить другие организационные меры, связанные с упразднением аппарата подведомственных, им управлений и учреждений в автономных республиках, краях, областях, городах Москве и Ленинграде. Создать на базе упраздняемых учреждений специализированных банков акционерные коммерческие банки, учреждения Внешэкономбанка РСФСР, а также необходимую для их обслуживания сеть учреждений Государственного банка РСФСР. Государственному банку РСФСР утвердить смету расходов на содержание ликвидационных комиссий и осуществление других организационных мероприятий. 4. Считать недействительными все нормативные акты, противоречащие Постановлению Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года "О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики". 5. Предоставить Государственному банку РСФСР право утверждать необходимую ему для выполнения поставленных задач структуру центрального аппарата, смету доходов и расходов, фонд оплаты труда и другие фонды производственного и социального развития, а также порядок решения этих вопросов в учреждениях и организациях Государственного банка РСФСР"*(73).
Постановлением Президиума ВС РФ от 16 марта 1992 года N 2524-1 "О лимите внешнего долга Российской Федерации и некоторых вопросах банковского обслуживания внешнеэкономической деятельности" на Внешторгбанк была возложена функция агента Российской Федерации по обеспечению банковского обслуживания внешнеторговых операций Российской Федерации; Центральному банку Российской Федерации предписывалось в месячный срок зарегистрировать устав Внешэкономбанка СССР с учетом специфики операций Внешэкономбанка СССР как агента по обеспечению банковского обслуживания централизованных внешнеэкономических операций Российской Федерации, а также банка, уполномоченного государствами СНГ осуществлять обслуживание внешнего долга бывшего СССР*(74).
Поскольку после распада СССР возникла проблема раздела собственности между странами СНГ и их общей ответственности за то, как работают зарубежные банки с участием капитала бывшего СССР, было принято Постановление Президиума ВС РФ от 10 февраля 1992 года N 2326-1 "О мерах по стабилизации финансового положения зарубежных банков с участием капитала бывшего Союза ССР", в котором говорилось: "Учитывая значение стабилизации финансового положения сети зарубежных банков с участием капитала бывшего Союза ССР, включая отделения Внешэкономбанка СССР за границей, для сохранения иностранных активов Российской Федерации Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановляет: 1. Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации обратиться к компетентным органам стран, ранее входивших в состав бывшего Союза ССР, с предложением принять участие в мобилизации денежных средств в свободно конвертируемой валюте, необходимых для стабилизации финансового положения этих банков. 2. Центральному банку Российской Федерации: пересмотреть состав акционеров зарубежных банков, имея в виду приведение состава акционеров в соответствие с изменившимися условиями; разрешить впредь до решения государствами - правопреемниками бывшего Союза ССР вопроса об их участии в стабилизации финансового положения зарубежных банков принять на свой баланс акции этих банков, ранее принадлежавшие ликвидированным организациям, а также организациям, находящимся в стадии ликвидации и реорганизации; осуществлять оперативное управление деятельностью зарубежных банков с участием капитала бывшего СССР и принимать решения об их сохранении, поддержке, реорганизации или ликвидации"*(75).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Банковское право в России (вопросы теории и практики) Предисловие
- Глава I. Банковское право и его место в системе российского правоведения § 1. Банковское право как наука
- § 2. Наука банковского права и ее место в системе юридических наук
- § 3. Наука банковского права в системе экономических и технических наук
- § 4. Предмет и методология науки банковского права
- § 5. Банковское право как учебная дисциплина
- Глава II. Банковское право как отрасль российского права. Предмет и метод правового регулирования § 1. Понятие банковского права
- 1. Термин "банковское право"
- 2. Сущность банковского права
- 3. Банковское право - самостоятельная отрасль права
- § 2. Правовое регулирование банковской деятельности
- 1. Предмет правового регулирования: Банк России, банковская система и банковская деятельность
- 2. Банковская деятельность
- 1. Предмет банковской деятельности.
- 2. Цели банковской деятельности.
- 3. Содержание банковской деятельности.
- 4. Субъекты банковской деятельности.
- 5. Правовое регулирование банковской деятельности.
- 3. Метод правового регулирования
- 4. Форма банковского права
- § 3. Банковское право в системе российского права
- 1. Банковское право и административное право
- 2. Взаимосвязь банковского права и гражданского права
- 3. Практическое значение различий между банковским и гражданским правом
- § 4. Субъекты банковского права
- 1. Банк России и кредитные организации - типичные субъекты банковского права
- 2. Учредители (участники) кредитной организации как субъекты банковского права
- 3. Значение различий в правовом статусе субъектов
- 4. Гарантии защиты вкладчиков и других банковских клиентов
- Организационные гарантии
- Финансовые гарантии
- Информационные гарантии
- Юридические гарантии
- § 5. Нормы банковского права
- 1. Понятие и виды норм банковского права
- 2. Пруденциальные нормы
- 3. Соотношение норм пруденциального регулирования и пруденциального надзора
- § 6. Санкции в банковском праве и их применение Банком России
- 1. Понятие санкции в банковском праве
- 2. Права Банка России по применению санкций
- 3. Диапазон оценки нарушений банковского права
- 4. Процедурные нормы применения санкций Банком России
- § 7. Источники банковского права
- 1. Понятие источника банковского права
- 2. Роль конституционных норм в банковском праве
- 3. Федеральные законы
- § 8. Нормативные акты Банка России Нормативные акты Банка России и практика
- Нормативные акты Банка России в системе нормативных актов Российской Федерации
- Юридические свойства и виды нормативных актов Банка России
- Виды нормативных актов Банка России
- Нормативные акты Банка России и его компетенция
- Проблема соответствия нормативных актов Банка России федеральным законам
- Противоречия в нормативных актах Банка России
- Проблемы систематизации нормативных актов Банка России
- Толкование нормативных актов Банка России
- Нормативные акты Банка России и внутренние документы кредитных организаций
- § 9. Понятие и содержание банковских правоотношений
- 1. Понятие и состав банковского правоотношения
- 2. Субъекты банковских правоотношений
- 3. Субъективные права и обязанности в банковском правоотношении
- 4. Объект и предмет банковских правоотношений
- Глава III. Проблемы правового регулирования банковской системы § 1. Становление российской банковской системы
- 1. Создание российской банковской системы: преобразование спецбанков
- 2. Структура и развитие банковской системы в Российской Федерации
- 1. Структура банковской системы
- 2. Динамика развития банковской системы
- 3. Преодоление последствий кризисов 90-х годов
- § 2. Создание Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и его роль в банковской системе
- 1. Создание Банка России
- 2. Цели Банка России и его роль в банковской системе
- 3. Участие Банка России в капиталах других банков и его роль в банковской системе
- Глава IV. Правовой статус кредитной организации § 1. Понятие и признаки кредитной организации
- 1. Понятие правового статуса кредитной организации
- 2. Понятие и определение кредитной организации
- § 2. Виды кредитных организаций
- § 3. Уставный капитал, собственные средства и привлеченные средства кредитной организации
- 1. Уставный капитал кредитной организации
- 2. Собственные средства кредитной организации
- § 4. Правовой статус учредителей (участников) кредитной организации
- § 5. Государственная регистрация и лицензирование кредитной организации
- § 6. Органы управления в кредитной организации
- § 7. Филиалы и представительства и внутренние, структурные подразделения кредитной организации
- § 8. Основания и порядок отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
- § 9. Ликвидация или реорганизация кредитной организации
- 1). Ликвидация кредитной организации по решению ее учредителей (участников)
- 2). Принудительная ликвидация кредитной организации
- 3). Реорганизация кредитной организации
- Глава V. Правовой статус и структура Банка России § 1. Происхождение центральных (эмиссионных банков) и их сущность
- § 2. Правовой статус Центрального банка в России: значение и сущность
- 1. Правовой статус Центрального банка: примеры развития зарубежных центральных банков
- 2. Содержание правового статуса Банка России: значение и сущность
- 3. Конституционные основы правового статуса Банка России
- 4. Экономическая основа правового статуса Банка России. Отмена Устава Банка России
- § 3. Независимость и ответственность Банка России
- 1. Значение независимости Банка России
- 2. Место Центрального банка в системе разделения властей
- 3. Степень независимости Центрального банка от государства
- 4. Независимость кредитных организаций
- 5. Ответственность Банка России как юридического лица и его подотчетность Государственной Думе
- § 4. Функции Банка России и функции его подразделений
- § 5. Национальный банковский совет и органы управления Банком России. Правовой статус национального банковского совета.
- § 6. Председатель Банка России
- § 7. Совет директоров Банка России: порядок назначения, правовое положение и функции
- 1. Совет директоров Банка России
- 2. Процедура принятия решений
- 3. Функции Совета директоров Банка России
- 4. Система сдержек и противовесов
- § 8. Служащие банка России
- § 9. Система Банка России
- 1. Сущность и принципы организации Центрального банка
- 2. Принципы организации Банка России
- § 8. Департаменты и другие подразделения центрального аппарата Банка России
- § 9. Территориальные учреждения Банка России
- § 10. Главное территориальное управление Банка России по г. Москве и Московской области
- Глава VI. Функции Банка России
- § 1. Единая денежно-кредитная политика
- § 2. Эмиссия наличных денег и организация их обращения
- § 3. Банк России - кредитор последней инстанции
- § 4. Регулирование правил осуществления расчетов
- § 5. Функция регулирования правил проведения банковских операций
- § 6. Функция обслуживания счетов бюджетной системы Российской Федерации
- § 7. Функция эффективного управления золотовалютными резервами Банка России
- § 8. Функция принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и их лицензирования
- § 9. Функция банковского надзора за деятельностью кредитных организаций
- § 10. Функция регистрации Банком России эмиссии ценных бумаг кредитными организациями
- § 11. Функция осуществления банковских операций и сделок
- § 12. Валютное регулирование и валютный контроль, как функция Банка России
- § 13. Банк России определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами
- § 14. Функция регулирования правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации
- § 15. Функция фиксации и опубликования официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю
- § 16. Банк России принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации
- § 17. Другие функции Банка России
- Глава VII. Банковский надзор § 1. Понятие и сущность банковского надзора
- § 2. Цели, объекты, функции и подразделения банковского надзора
- 1. Объекты банковского надзора
- 2. Кредитные организации и их деятельность как объект банковского надзора
- 3. Задачи и функции банковского надзора
- 4. Подразделения банковского надзора
- § 3. Инспектирование кредитных организаций
- 1. Цели Банка России и цели инспектирования кредитных организаций
- 2. Нормативные акты Банка России об инспектировании кредитных организаций
- Глава VIII. Банковские операции и сделки кредитной организации § 1. Банковские операции и их виды
- 1). Правовое регулирование банковских операций.
- § 2. Различия между банковскими операциями и сделками с участием кредитных организаций
- 1. Отличие банковской операции от сделки
- 2. Банковские операции и сделки Банка России
- § 3. Реклама банковских операций
- § 4. Виды банковских операций
- 1. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок)
- 1). Привлечение денежных средств, как банковская операция. Понятие банковского вклада
- 2). Договор банковского вклада
- 3). Операции банка с депозитными сберегательными сертификатами
- 4.) Проценты по вкладам
- 5). Страхование вкладов
- 2. Размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц во вклады, от своего имени и за свой счет
- 1). Кредит и банковская операция по размещению денежных средств
- 2). Банковский кредит и другие виды кредита
- 3). Договор кредита
- 4). Обеспечение возвратности кредита
- 5). Ответственность сторон по кредитному договору
- 6). Регулирование Банком России операций по предоставлению (размещению) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)
- 7). Создание резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности
- 3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц
- 1). Понятие банковского счета. Виды банковских счетов
- 2). Виды банковских счетов
- 1. Договор банковского счета
- 4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам
- 1). Понятие безналичных расчетов. Безналичные расчеты как банковская операция
- 2). Виды и формы безналичных расчетов.
- 3). Формы расчетов.
- 5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц
- 1). Понятие кассовых операций.
- 2). Порядок ведения кассовых операций кредитными организациями.
- 6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах
- 7. Выдача банковских гарантий
- 2. Форма и содержание банковской гарантии
- 8. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)
- § 5. Понятие и виды сделок совершаемых с участием кредитных организаций
- 1). Понятие сделки совершаемой с участием кредитной организации
- 2). Виды сделок с участием кредитной организацией.