§ 3. Реклама банковских операций
Вопрос о правовом регулировании банковской рекламы, как показывает практика, продолжает оставаться актуальным. Реклама банковских услуг пока только регулируется общими нормами. Банковское законодательство по этому поводу молчит. Между тем в начале 90-х годов из-за недобросовестной рекламы пострадали многие вкладчики. И, тем не менее, в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" на этот счет нет каких-либо специальных норм. Там правда есть норма, в которой предусматривается предоставление достоверной информации клиентам кредитных организаций и говорится, что за введение их в заблуждение наступает юридическая ответственность. Причем, надо помнить, что физические лица также находятся еще и под защитой законодательства о правах потребителей.
И, тем не менее, теперь, когда расширяется кредитование физических лиц, все еще встречается реклама "беспроцентных кредитов". Естественно, что беспроцентных кредитов не бывает и здесь есть элементы введения потребителей в заблуждение. Все это, повторю, - вопрос актуальности укрепления законодательства в этой сфере и практики его применения.
В Федеральном законе от 18 июля 1995 г. "О рекламе" (с изменениями от 18 июня, 14, 30 декабря 2001 г.) в статье 17 сказано, что при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не допускается: приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам; гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям; рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг; умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора. (О требованиях к рекламе на рынке ценных бумаг см. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Этот вопрос предусматривается и в нормативном акте Банка России.*(294)В нем, со ссылкой на Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы"*(295)(далее - Указ) приводятся требования к кредитным организациям. Следует иметь ввиду, что финансовые услуги, оказываемые банками, в отношении клиентов - физических лиц, подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей. В этой связи имеется ряд требований, которые предъявляются к банкам.
В опубликованной и иной обнародованной рекламе кредитными организациями должны указываться реальные размеры дивидендов, выплаченные по простым именным акциям в течение последнего финансового года, а также реальные проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально);
Кредитные организации обязаны указывать дату и номер регистрации выпуска рекламируемых ценных бумаг, место их регистрации и место, где можно ознакомиться с условиями выпуска;
Они не допускать объявления гарантий, обещаний или предположений о будущей эффективности (доходности) своей деятельности;
Не допускаются обещания оказания услуг, если таковые фактически не осуществляются (не производятся) на день рекламы.
Кредитным организациям - акционерным обществам запрещается указывать размеры дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям, кроме фактически выплаченных по итогам не менее одного года.
Эти ограничения распространяются на любую рекламу, включая рекламу в средствах массовой информации, на территории населенных пунктов и вдоль дорог в виде плакатов, объявлений, стендов световых табло и иных технических средств стабильного размещения, а также на транспортных средствах.
В п. 4 Указ предусмотрел, что нарушение, установленных им требований рекламодателями, является основанием для лишения банков, а также иных юридических лиц, привлекающих средства граждан и юридических лиц либо реализующих услуги, лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, должно влечь приостановление лицензии, а также привлечения к иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия по контролю, за рекламной деятельностью банков, указ возложил на антимонопольный орган в части обеспечения добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей на получение достоверной информации. Соответственно и рассмотрение дел по фактам нарушения положений Указа было также возложено на этот орган, по представлению органов местного самоуправления или общественных объединений потребителей, а также Центрального банка Российской Федерации (в сфере банковских услуг).
В Указе предусматривалось, что антимонопольный орган должен был свои решения, по вопросам недобросовестной рекламы направлять рекламодателю, чья реклама признана недобросовестной, и органам, осуществившим лицензирование рекламодателя. Такие решения должны были рассматриваться последними в недельный срок. Рекламодатель, чья реклама признана недобросовестной, обязан в 3-дневный срок снять свою рекламу с распространения.
При этом в Указе говорилось, что антимонопольный орган имеет право приостанавливать действие лицензий на занятие определенным видом деятельности, если рекламодатель, чья реклама признана недобросовестной, не снял с распространения свою рекламу либо если орган, осуществивший лицензирование рекламодателя, не рассмотрел вопрос о недобросовестной рекламе.
Указ предписывал, чтобы Центральный банк Российской Федерации предусмотрел в положении о лицензировании соответствующих видов деятельности досрочное аннулирование лицензии по представлению антимонопольного органа, в случаях неоднократного нарушения Указа.
Как уже было сказано, Банк России в соответствии с данным Указом установил ряд правил, в отношении рекламной деятельности кредитных организаций.
Согласно этим правилам, в рекламе кредитных организаций Российской Федерации и банков-нерезидентов как рекламодателей, деятельность которых подлежит лицензированию, должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.
Кредитным организациям запрещено:
- приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам;
- гарантировать размеры дивидендов по именным ценным акциям;
- рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов эмиссий;
- умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.
Банк России указал, что если реклама кредитных организаций Российской Федерации и банков-нерезидентов не соответствует требованиям Федерального закона и Указа либо нарушает права и интересы Банка России, то в этих случаях территориальное учреждение Банка России во-первых, вправе обратиться в установленном порядке в арбитражный суд с иском о публичном опровержении ненадлежащей рекламы, а также обратиться с представлением в Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике, а во-вторых, оно обязано дать разъяснения, в том числе в тех же средствах массовой информации, в которых неправомерно рекламируют свои услуги российские кредитные организации или/и банки-нерезиденты, а также сообщить в Департамент пруденциального банковского надзора Банка России об имеющихся фактах недобросовестной рекламы. В-третьих, если кредитные организации Российской Федерации, размещающие рекламу, которая не отвечает требованиям Федерального закона "О рекламе" и Указа Президента Российской Федерации "О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы", то территориальные учреждения Банка России вправе также применить меры воздействия, предусмотренные статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Банковское право в России (вопросы теории и практики) Предисловие
- Глава I. Банковское право и его место в системе российского правоведения § 1. Банковское право как наука
- § 2. Наука банковского права и ее место в системе юридических наук
- § 3. Наука банковского права в системе экономических и технических наук
- § 4. Предмет и методология науки банковского права
- § 5. Банковское право как учебная дисциплина
- Глава II. Банковское право как отрасль российского права. Предмет и метод правового регулирования § 1. Понятие банковского права
- 1. Термин "банковское право"
- 2. Сущность банковского права
- 3. Банковское право - самостоятельная отрасль права
- § 2. Правовое регулирование банковской деятельности
- 1. Предмет правового регулирования: Банк России, банковская система и банковская деятельность
- 2. Банковская деятельность
- 1. Предмет банковской деятельности.
- 2. Цели банковской деятельности.
- 3. Содержание банковской деятельности.
- 4. Субъекты банковской деятельности.
- 5. Правовое регулирование банковской деятельности.
- 3. Метод правового регулирования
- 4. Форма банковского права
- § 3. Банковское право в системе российского права
- 1. Банковское право и административное право
- 2. Взаимосвязь банковского права и гражданского права
- 3. Практическое значение различий между банковским и гражданским правом
- § 4. Субъекты банковского права
- 1. Банк России и кредитные организации - типичные субъекты банковского права
- 2. Учредители (участники) кредитной организации как субъекты банковского права
- 3. Значение различий в правовом статусе субъектов
- 4. Гарантии защиты вкладчиков и других банковских клиентов
- Организационные гарантии
- Финансовые гарантии
- Информационные гарантии
- Юридические гарантии
- § 5. Нормы банковского права
- 1. Понятие и виды норм банковского права
- 2. Пруденциальные нормы
- 3. Соотношение норм пруденциального регулирования и пруденциального надзора
- § 6. Санкции в банковском праве и их применение Банком России
- 1. Понятие санкции в банковском праве
- 2. Права Банка России по применению санкций
- 3. Диапазон оценки нарушений банковского права
- 4. Процедурные нормы применения санкций Банком России
- § 7. Источники банковского права
- 1. Понятие источника банковского права
- 2. Роль конституционных норм в банковском праве
- 3. Федеральные законы
- § 8. Нормативные акты Банка России Нормативные акты Банка России и практика
- Нормативные акты Банка России в системе нормативных актов Российской Федерации
- Юридические свойства и виды нормативных актов Банка России
- Виды нормативных актов Банка России
- Нормативные акты Банка России и его компетенция
- Проблема соответствия нормативных актов Банка России федеральным законам
- Противоречия в нормативных актах Банка России
- Проблемы систематизации нормативных актов Банка России
- Толкование нормативных актов Банка России
- Нормативные акты Банка России и внутренние документы кредитных организаций
- § 9. Понятие и содержание банковских правоотношений
- 1. Понятие и состав банковского правоотношения
- 2. Субъекты банковских правоотношений
- 3. Субъективные права и обязанности в банковском правоотношении
- 4. Объект и предмет банковских правоотношений
- Глава III. Проблемы правового регулирования банковской системы § 1. Становление российской банковской системы
- 1. Создание российской банковской системы: преобразование спецбанков
- 2. Структура и развитие банковской системы в Российской Федерации
- 1. Структура банковской системы
- 2. Динамика развития банковской системы
- 3. Преодоление последствий кризисов 90-х годов
- § 2. Создание Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и его роль в банковской системе
- 1. Создание Банка России
- 2. Цели Банка России и его роль в банковской системе
- 3. Участие Банка России в капиталах других банков и его роль в банковской системе
- Глава IV. Правовой статус кредитной организации § 1. Понятие и признаки кредитной организации
- 1. Понятие правового статуса кредитной организации
- 2. Понятие и определение кредитной организации
- § 2. Виды кредитных организаций
- § 3. Уставный капитал, собственные средства и привлеченные средства кредитной организации
- 1. Уставный капитал кредитной организации
- 2. Собственные средства кредитной организации
- § 4. Правовой статус учредителей (участников) кредитной организации
- § 5. Государственная регистрация и лицензирование кредитной организации
- § 6. Органы управления в кредитной организации
- § 7. Филиалы и представительства и внутренние, структурные подразделения кредитной организации
- § 8. Основания и порядок отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
- § 9. Ликвидация или реорганизация кредитной организации
- 1). Ликвидация кредитной организации по решению ее учредителей (участников)
- 2). Принудительная ликвидация кредитной организации
- 3). Реорганизация кредитной организации
- Глава V. Правовой статус и структура Банка России § 1. Происхождение центральных (эмиссионных банков) и их сущность
- § 2. Правовой статус Центрального банка в России: значение и сущность
- 1. Правовой статус Центрального банка: примеры развития зарубежных центральных банков
- 2. Содержание правового статуса Банка России: значение и сущность
- 3. Конституционные основы правового статуса Банка России
- 4. Экономическая основа правового статуса Банка России. Отмена Устава Банка России
- § 3. Независимость и ответственность Банка России
- 1. Значение независимости Банка России
- 2. Место Центрального банка в системе разделения властей
- 3. Степень независимости Центрального банка от государства
- 4. Независимость кредитных организаций
- 5. Ответственность Банка России как юридического лица и его подотчетность Государственной Думе
- § 4. Функции Банка России и функции его подразделений
- § 5. Национальный банковский совет и органы управления Банком России. Правовой статус национального банковского совета.
- § 6. Председатель Банка России
- § 7. Совет директоров Банка России: порядок назначения, правовое положение и функции
- 1. Совет директоров Банка России
- 2. Процедура принятия решений
- 3. Функции Совета директоров Банка России
- 4. Система сдержек и противовесов
- § 8. Служащие банка России
- § 9. Система Банка России
- 1. Сущность и принципы организации Центрального банка
- 2. Принципы организации Банка России
- § 8. Департаменты и другие подразделения центрального аппарата Банка России
- § 9. Территориальные учреждения Банка России
- § 10. Главное территориальное управление Банка России по г. Москве и Московской области
- Глава VI. Функции Банка России
- § 1. Единая денежно-кредитная политика
- § 2. Эмиссия наличных денег и организация их обращения
- § 3. Банк России - кредитор последней инстанции
- § 4. Регулирование правил осуществления расчетов
- § 5. Функция регулирования правил проведения банковских операций
- § 6. Функция обслуживания счетов бюджетной системы Российской Федерации
- § 7. Функция эффективного управления золотовалютными резервами Банка России
- § 8. Функция принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и их лицензирования
- § 9. Функция банковского надзора за деятельностью кредитных организаций
- § 10. Функция регистрации Банком России эмиссии ценных бумаг кредитными организациями
- § 11. Функция осуществления банковских операций и сделок
- § 12. Валютное регулирование и валютный контроль, как функция Банка России
- § 13. Банк России определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами
- § 14. Функция регулирования правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации
- § 15. Функция фиксации и опубликования официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю
- § 16. Банк России принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации
- § 17. Другие функции Банка России
- Глава VII. Банковский надзор § 1. Понятие и сущность банковского надзора
- § 2. Цели, объекты, функции и подразделения банковского надзора
- 1. Объекты банковского надзора
- 2. Кредитные организации и их деятельность как объект банковского надзора
- 3. Задачи и функции банковского надзора
- 4. Подразделения банковского надзора
- § 3. Инспектирование кредитных организаций
- 1. Цели Банка России и цели инспектирования кредитных организаций
- 2. Нормативные акты Банка России об инспектировании кредитных организаций
- Глава VIII. Банковские операции и сделки кредитной организации § 1. Банковские операции и их виды
- 1). Правовое регулирование банковских операций.
- § 2. Различия между банковскими операциями и сделками с участием кредитных организаций
- 1. Отличие банковской операции от сделки
- 2. Банковские операции и сделки Банка России
- § 3. Реклама банковских операций
- § 4. Виды банковских операций
- 1. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок)
- 1). Привлечение денежных средств, как банковская операция. Понятие банковского вклада
- 2). Договор банковского вклада
- 3). Операции банка с депозитными сберегательными сертификатами
- 4.) Проценты по вкладам
- 5). Страхование вкладов
- 2. Размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц во вклады, от своего имени и за свой счет
- 1). Кредит и банковская операция по размещению денежных средств
- 2). Банковский кредит и другие виды кредита
- 3). Договор кредита
- 4). Обеспечение возвратности кредита
- 5). Ответственность сторон по кредитному договору
- 6). Регулирование Банком России операций по предоставлению (размещению) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)
- 7). Создание резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности
- 3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц
- 1). Понятие банковского счета. Виды банковских счетов
- 2). Виды банковских счетов
- 1. Договор банковского счета
- 4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам
- 1). Понятие безналичных расчетов. Безналичные расчеты как банковская операция
- 2). Виды и формы безналичных расчетов.
- 3). Формы расчетов.
- 5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц
- 1). Понятие кассовых операций.
- 2). Порядок ведения кассовых операций кредитными организациями.
- 6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах
- 7. Выдача банковских гарантий
- 2. Форма и содержание банковской гарантии
- 8. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)
- § 5. Понятие и виды сделок совершаемых с участием кредитных организаций
- 1). Понятие сделки совершаемой с участием кредитной организации
- 2). Виды сделок с участием кредитной организацией.