logo
Тренировка ума

Анатомия выбора

Сильнейший принцип роста заложен в человеческом выборе. Джордж Эллиот, писатель

       Сколько решений вы принимаете в течение дня? Десять? Двадцать? Сто? Тысячу? Вы принимаете решения каждую минуту. То, как вы сидите, какие слова предпочитаете использовать, манера разговаривать с членами семьи или с друзьями  - какими бы привычными и стандартными ни были ваши действия, все это тем не менее продукты вашего выбора. Интеллектуальные решения вы принимаете значительно реже. Одежда, которую вы покупаете, телевизионные передачи, которые смотрите, каша, которую едите,  - в основном являются результатами случайного выбора. Оба типа решений  - и случайный, и неслучайный  - определяют ваш характер. Как сказал консультант по вопросам менеджмента Джон Арнольд: “Вы есть то, что вы выбираете”.

       Выбор одного из альтернативных решений, вроде тех, что были предложены вам в начале этой главы, часто зависит от факторов, не связанных с логикой или разумом. Цель упражнения состояла в том, чтобы дать вам возможность поразмышлять о принятии трудных решений. Взвесили ли вы все возможные варианты? Прислушались ли к своему внутреннему голосу? Вынесли ли предварительное суждение?

       Для того чтобы принимать мудрые решения, полезно выработать метод оценки возможных вариантов, который учитывал бы как рациональные, так и эмоциональные факторы. Ключевую роль в принятии решений должны играть не только практические соображения, но и, наравне с ними,  - чувства, вера, непреходящие ценности в жизни, взаимоотношения с другими людьми...

       В процессе принятия решения вы переходите от того, что происходит, к тому, что, по-вашему мнению, должно происходить. Как только вы осознаете, что существует некая дистанция между тем, где вы находитесь, и тем, где вы хотите находиться  - неважно, касается это работы, взаимоотношений с людьми или свободного времени,  - у вас немедленно появляется возможность совершить выбор. Процедура эффективного принятия решений, предложенная Джоном Арнольдом, основывается на семи основных принципах.

Определите свои цели

Если вы не знаете, куда идете, то неважно, какой вы выберете путь. Братья Карамазовы, выдающиеся жонглеры

       Слишком часто люди пренебрегают начальной стадией процесса выбора. Для того чтобы принять правильное решение, неплохо сначала осознать, чего же вы хотите. Нужно поставить перед собой цель.

       Если вы не сделаете этого  - вы можете потратить время и силы на решение неправильной задачи. Сформулируйте свою цель, представив ее в виде одного короткого предложения:

Найти наилучший способ

       Представьте себе деловую женщину, которая загружена настолько, что ей приходится отдавать работе все свои вечера и выходные. Она понимает, что если так будет продолжаться и дальше, то она просто сгорит. И вот она рассматривает альтернативные решения, которые позволят каким-то образом изменить ее жизнь.

       Она может взять помощника  - таким образом действительно можно успешно справиться с данным объемом работ, однако вопрос о сокращении несущественных дел останется открытым. Она может сократить объем работ, но при этом не решается вопрос о повышении производительности труда. Она может попробовать работать быстрее, но при этом не решается вопрос о разделении полномочий.

       Постановка задачи  - то есть формулировка того, что нужно решить  - должна быть как можно более широкой. Если на начальном этапе задача ставится слишком узко, то тем самым ограничивается диапазон возможных решений, к тому же существует опасность, что вы можете неверно оценить ситуацию. Если же задача сформулирована правильно, то это с большой вероятностью приведет и к принятию правильного решения.

       Рассмотрим несколько других примеров постановки задачи:

       Если, прежде чем остановиться на одном из вариантов, вы подумаете о цели своих размышлений  - о том, к чему вы, собственно, хотите прийти в конечном итоге,  - то принятое вами решение окажется более эффективным. Вы можете применять подобный подход, когда планируете семейный бюджет (обдумываете, как лучше потратить деньги), когда размышляете о маркетинговой политике своего предприятия (решаете, какую рекламу предпочесть) или об управлении кадрами (перед вами встал вопрос, как повысить моральный дух и производительность труда коллектива).

       Более широкая постановка задачи помогает также определить разницу между средствами и целью. Цель  - это конечный результат, а средства есть пути его достижения. Средства представляют собой те действия и методы, которые позволяют нам получить требуемый результат. В зависимости от контекста задачи один и тот же фактор может оказаться либо средством, либо целью. Например, работа может быть средством самореализации и достижения финансовой независимости, а может быть и целью процесса поиска работы.

СОВЕТ.

Когда вам предстоит принять решение, спросите себя, что вы хотите получить. Если вы не знаете, какую цель преследуете, то можете размышлять о средствах до бесконечности.