logo
Тренировка ума

Еще упражнения со словами

Дуплеты

       Задачи с дуплетами придумал Льюис Кэрролл. Правила новой игры достаточно просты. Предлагаются два слова, состоящие из одинакового числа букв. Игра заключается в том, чтобы выстроить цепочку слов от одного слова к другому  - так, чтобы каждое слово в цепочке отличалось от предыдущего только одной буквой. Переставлять буквы не разрешается, каждая буква должна оставаться на своем месте.

       Например, слово “бант” можно превратить в слово “коса”, вставив между ними слова “рант, рана, раса, роса”. Два задаваемых слова Льюис Кэрролл называет дуплетом, промежуточные слова  - звеньями, а всю последовательность слов  - цепочкой.

       Вряд ли нужно говорить о том, что все звенья должны быть словами, которые принято произносить в приличном обществе. Слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа.

Анаграммы

       Переставьте буквы в слове КАРЕТА, и вы получите слово РАКЕТА. Сколько времени вам потребуется, чтобы найти новые слова из перечисленных ниже?

Сквозная буква

       Выберите длину слов (например, пять букв), а также сквозную букву и ее местоположение в словах (например, буква “г” должна быть второй по счету).

       За установленное время напишите как можно больше слов выбранной длины, в которых сквозная буква занимает определенное место. В нашем примере в пятизначных словах на втором месте должна стоять буква “г”: ИГРОК, ЯГУАР, ОГОНЬ, УГОЛЬ...

       Сколько слов вы сумеете написать?

Квадрат слов

       Предварительно выберите длину слов (например, четыре буквы) и сквозное слово той же длины (например, слово “узор”).

       За определенное время нужно написать как можно больше квадратов из слов установленной длины, при этом в первом столбце квадратов по вертикали должно читаться выбранное сквозное слово.

Например:

Алфавитный порядок

       За определенное время напишите как можно больше слов, буквы в которых идут в последовательности, совпадающей по “направлению” с расстановкой букв в алфавите.

       Например: МОСТ, ЛУЧ, ДЕНЬ.

Упражнения со стихами

Запомните следующий стишок: У нашей Мэри есть баран, Собаки он верней: В грозу, и в бурю, и в туман Баран бредет за ней.

Прочтите стихотворение, пронумеровав каждое слово: 1 У 2 нашей 3 Мэри 4 есть 5 баран, 6 Собаки 7 он 8 верней: 9 В 10 грозу, 11 и 12 в 13 бурю, 14 и 15 в 16 туман 17 Баран 18 бредет 19 за 20 ней.

Прочтите стишок, называя количество букв в каждом слове: 1 У 5 нашей 4 Мэри 4 есть 5 баран, 6 Собаки 2 он 6 верней: 1 В 5 грозу, 1 и 1 в 4 бурю, 1 и 1 в 5 туман 5 Баран 6 бредет 2 за 3 ней.

Прочтите стихотворение, произнося слова задом наперед: У йешан ирэМ ьтсе нараб, икабоС но йенрев: В узорг и в юруб и в намут нараБ тедерб аз йен.

Прочитайте стишок, начиная с последней строчки: Баран бредет за ней. У нашей Мэри есть баран Собаки он верней: В грозу, и в бурю, и в туман

Прочитайте стихотворение, произнося слова в каждой строчке в обратном порядке: баран есть Мэри нашей У верней он Собаки туман в и бурю в и грозу В ней за бредет Баран

Прочтите стихотворение, опуская каждое второе (третье, четвертое) слово: У Мэри баран он в бурю в баран за

Прочтите стихотворение, заменяя буквы их порядковыми номерами в алфавите: 21 15-1-26-6-11 14-31-18-10 6-19-20-30 2-1-18-1-15 19-16-2-1-12-10 16-15 3-6-18-15-6-11 3 4-18-16-9-21 10 3 2-21-18-32 10 3 20-21-14-1-15 2-1-18-1-15 2-18-6-5-7-20 9-1 15-6-11

Зрительный образ стихотворения: Не произнося слов или букв в уме, постарайтесь увидеть поток плавно проплывающих букв.

Приведем еще несколько стихотворений, для того чтобы вы потренировались:

Джек и Джил взошли на холм Добыть ведро воды. Свалился Джек, уткнувшись лбом, За ним скатился Джил.

* * * Три мудреца в одном тазу Пустились по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз - Длиннее был бы мой рассказ.

* * * Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница, вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая-Болтая собрать.

* * * Быть иль не быть, вот в чем вопрос? Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Вильям Шекспир