logo
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

16.1. Понятие и основные черты современных налоговых систем

Глобальная гармонизация налоговой системы только начинает осмысливаться.

Налоговая система, по мнению Р.Л.Дернберга, должна оставаться на втором плане, а решение о хозяйственной деятельности и инвестировании должны приниматься по принципам не связанным с налогообложением.

Эта концепция содержит такие правила:

отсутствие предвзятости в отношении к экспорту капитала;

отсутствие предвзятости к импорту капитала;

национальная непредвзятость.

Общую тенденцию формирования системы налогообложения в промышленно развитых странах можно выразить приблизительно так: рациональному налогообложению необходимо избежать методов и форм, которые препятствуют накоплению богатства всеми участниками воспроизводственного процесса.

Одна из наиболее стабильных налоговых систем, которые сложились и функционируют без значительных изменений с XIXст., действует в Великобритании. Она двухступенчатая и состоит из общегосударственных и местных налогов. Ведущее место в общегосударственных налогах занимает налог на прибыль с населения (2/3 всех бюджетных поступлений). Еще один источник налоговых поступлений – налог на наследство. Среди непрямых налогов Великобритании основной – НДС (17% от всех поступлений в бюджет).

Современная налоговая система Франции по общему направлению подобна английской. В ней также основное налоговое бремя приходится на потребление, а не на производство. Главный источник бюджетных поступлений – НДС, который впервые был введен Францией в 1954 году. Он дает бюджету 41,4% от всех налоговых поступлений. Ставки дифференцированы по товарным группам при основной ставке 18,6 % (от 5,5 до 22%). Более 18% доходов бюджета – прибыльный налог с граждан. Прибыльным налогом облагаются и юридические лица. Общая ставка – 34%, могут применяться ставки от 10 до 24%%,

Налоговая система Германии ориентирована на такие же принципы, как и налоговая система Англии и Франции. Имеет трехуровневое налогообложение: федеральная власть, правительство земель, местная власть (общины).

Налоговая система США формировалась более двух столетий и выступает в настоящее время эффективным инструментом регулирования экономики. США имеет трехступенчатую налоговую систему, при этом 70% поступлений приходится на федеральный бюджет.

Как и в Германии, в США наибольшие доходы в бюджет обеспечивает прибыльный налог с населения. Налог имеет прогрессивный характер: чем больше доход, тем выше ставки. С 1988 года налог взимается по пяти ставкам: 11, 15, 28, 35 и 38,5%. Второй по значимости для федерального бюджета – это налог по отчислениям в фонды социального страхования: в 90-х годах ставка составила – 15,3%. Третий по величине поступлений в бюджет – налог на прибыль корпораций. Наблюдается тенденция к снижению налоговых ставок: до 1986 г. – 46%; в настоящее время – 30,6%. Значительное место в доходах федерального бюджета занимает налог на наследство. Его ставка колеблется от 18 до 50%. Необлагаемый минимум 10 тысяч долларов.

Для сравнения величины ставок по основным налогам, взимаемым в промышленно развитых странах, приведем таблицу 16.1.

Таблица 16.1

Ставки основных налогов в отдельных странах

Страны

Основная ставка НДС

Индивидуальный прибыльный налог

Налог на прибыль предприятий

Отчисления на социальное страхование

Европейские страны

Австрия

20

10-50

34

41,8

Бельгия

21

25-57

34

47,3

Великобритания

18

20-40

30

15,6

Германия

16

25,3-53

40

38,2

Ирландия

20

27-48

12,5

22,2

Испания

16

30-56

35

38,7

Италия

20

10-51

36

57,9

Нидерланды

19

6,35-60

35

54,7

Норвегия

23

37,5-23,5

21

24,5

Франция

19,6

12-54

33

56,3

Швейцария

6,5

11,5

24,1

22,8

Швеция

25

30-50

28

32,8

В среднем

18,7

20,4-46,2

33,7

37,7

Страны других континентов

Австралия

32

20-47

36

0

Канада

7

17,31

29

14,8

Новая Зеландия

13

24-33

33

2,7

США

-

15-39,6

30,6

21,5

Япония

3

10,5

38

31,5

Налогообложение в промышленно развитых странах служит своеобразным ориентиром в анализе процесса становления налоговых систем в формирующихся рыночных экономиках.

Для реформирования экономики в соответствии с либеральной моделью нужно было бы восстановить такие правовые принципы, которые прошли испытание временем в ряде индустриально развитых стран:

1.Юридическое равенство перед законом всех субъектов хозяйствования.

2.Гарантия стабильности налоговой политики, обусловленная законодательной властью страны.

3.Налоговые льготы различным категориям плательщиков налогов должны устанавливаться только законом.

4. Запрет обратной силы налогового закона.

5.Функционирование института налоговой ответственности, основанное на презумпции виновности плательщика налогов в сочетании с гибким влиянием на тех, кто уклоняется от налогов.

6. Простота и прозрачность налоговой системы.

7. Прекращение самоуправства налоговой администрации.

8. Достаточность налоговых поступлений в бюджет величине затрат в строгом соответствии с Законом о бюджете на очередной финансовый год.

Очень сложно, непоследовательно и противоречиво проходит процесс формирования налогового законодательства в ходе реформирования экономики стран постсоветского пространства.

Объективные трудности:

несбалансированность экономики;

гипертрофированная часть в экономике военно-промышленного комплекса;

недоразвитость отраслей, производящих потребительские товары.