2. Кредитные организации как доверительные управляющие
Как уже отмечалось ранее, ч. 2 ст. 5 Закона о банках закрепляет за кредитными организациями право осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами. В целях совершенствования порядка осуществления и учета операций доверительного управления в кредитных организациях Банк России издал вышеупомянутую Инструкцию № 63.
Кредитные организации, осуществляющие операции доверительного управления, действуют на основании лицензии на осуществление банковских операций и в соответствии со ст. 6 Закона о банках. Учредителем доверительного управления в соответствии с законодательством РФ является собственник имущества или другие лица.
Доверительным управляющим может быть кредитная организация, а в случаях, когда кредитная организация выступает учредителем доверительного управления имуществом, – индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
Имущество кредитной организации не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу, органу местного самоуправления или другой кредитной организации. Доверительный управляющий не может быть одновременно и выгодоприобретателем по одному и тому же договору доверительного управления имуществом.
Договор доверительного управления имуществом может предусматривать управление имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) без объединения имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц (Индивидуальный договор доверительного управления) или с объединением имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс – Общий фонд банковского управления – наряду с имуществом других лиц. Учредителем управления ОФБУ является учредитель доверительного управления, внесший долю имущества в ОФБУ.
Объектами доверительного управления для кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, могут быть денежные средства в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам Российской Федерации на правах собственности.
Кредитная организация, выступающая в качестве учредителя управления, имеет право передавать в доверительное управление все виды перечисленного имущества, за исключением денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
Средства, полученные в доверительное управление кредитной организацией, не могут быть инвестированы. Кроме того, кредитная организация – доверительный управляющий не вправе выдавать кредиты (займы) за счет имущества, находящегося в доверительном управлении, а также получать кредиты (займы) в качестве доверительного управляющего.
Имущество, полученное кредитной организацией – доверительным управляющим в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества кредитной организации – доверительного управляющего. Для ведения учета операций с имуществом, полученным в доверительное управление кредитной организацией, используются счета доверительного управления. Операции по доверительному управлению в кредитных организациях – доверительных управляющих учитываются на отдельном балансе, составляемом по каждому индивидуальному договору доверительного управления и по каждому ОФБУ. На основании отдельных балансов по договорам составляется ежедневный сводный баланс по доверительному управлению.
Вопросы ведения учета операций с имуществом, полученным в доверительное управление кредитной организацией, регулируются Положением Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
Создание ОФБУ
Общий фонд банковского управления создается путем аккумулирования денежных средств и ценных бумаг учредителей доверительного управления для последующего доверительного управления этим имуществом кредитной организацией – доверительным управляющим в их интересах. Решение о создании ОФБУ принимается органом управления кредитной организации – доверительного управляющего, уполномоченным на принятие такого решения в соответствии с законодательством РФ или уставом кредитной организации, одновременно с утверждением инвестиционной декларации и Общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ. Инвестиционная декларация не может быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ.
Кредитная организация может образовывать несколько ОФБУ (по видам учредителей доверительного управления, по видам управляемого имущества и т. д.), операции и учет по которым ведутся отдельно.
Для создания ОФБУ, в состав которого входят валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни), кредитная организация должна иметь лицензию Банка России, дающую право на осуществление операций с иностранной валютой и (или) драгоценными металлами.
Между кредитной организацией – доверительным управляющим, создающей ОФБУ, и учредителями управления, средства которых аккумулируются, заключается договор в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством. Рекомендуемое содержание Общих условий может использоваться в виде примерных условий договора или в качестве стандартной формы для заключения договора присоединения. Общие условия, принятые в виде примерных условий договора, а также Общие условия, принятые в форме договора присоединения, подлежат опубликованию кредитной организацией – доверительным управляющим.
Доверительный управляющий обязан выдать на сумму внесенного имущества сертификат долевого участия.
Общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ, утверждаемые одновременно с созданием ОФБУ, должны содержать описание прав и обязанностей учредителей доверительного управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателей ОФБУ, описание видов имущества, принимаемого доверительным управляющим в ОФБУ, в случае принятия в доверительное управление ценных бумаг – описание механизма оценки их стоимости, существенных рисков, сроки и объем предоставляемой учредителям доверительного управления отчетности, размер вознаграждения доверительного управляющего, порядок выплаты доходов выгодоприобретателям и порядок ликвидации ОФБУ.
При прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное. Договор доверительного управления может предусматривать, что учредителю управления возвращаются денежные средства (в рублях или в иностранной валюте в зависимости от условий договора), вырученные от реализации имущества, находящегося в доверительном управлении, или денежные средства, принадлежащие доверительному управляющему, с последующим возмещением выплаченных сумм за счет управляемого имущества.
Инвестиционная декларация должна содержать информацию о предельном стоимостном объеме имущества в ОФБУ, о доле каждого вида имущества, о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т. д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ; о доле средств, размещаемых в валютные ценности; об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей – эмитентов ценных бумаг).
Общие фонды банковского управления подлежат регистрации в территориальном учреждении Банка России. Для регистрации ОФБУ кредитная организация не позднее двух недель с момента принятия решения о его создании направляет в территориальное учреждение Банка России следующие документы:
– заявление на регистрацию, содержащее полное наименование и юридический адрес кредитной организации, создающей ОФБУ, указание на орган, принявший решение о его создании, дату принятия решения о создании ОФБУ, сведения о лицах – служащих кредитной организации, которые уполномочены осуществлять от имени кредитной организации управление ОФБУ;
– Общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ;
– инвестиционную декларацию;
– бухгалтерский баланс кредитной организации по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о создании ОФБУ и балансы ранее созданных ОФБУ;
– расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитной организации, выполнения обязательных резервных требований, выполнения обязательств перед Банком России в течение года перед датой принятия решения о создании ОФБУ;
– копию лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, дающей право на осуществление деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, в случае если объектом доверительного управления будут являться ценные бумаги, осуществление доверительного управления которыми требует получения указанной лицензии.
Территориальное учреждение Банка России в течение четырех недель с момента поступления документов рассматривает информацию, содержащуюся в регистрационных документах, на предмет ее соответствия законодательству. При отсутствии оснований для отказа в регистрации территориальное учреждение Банка России регистрирует ОФБУ.
В случае возврата регистрационных документов на доработку срок рассмотрения доработанных документов начинает исчисляться заново с момента представления доработанных документов в регистрирующий орган.
Основаниями для отказа в регистрации ОФБУ являются:
1) отсутствие полного комплекта документов;
2) наличие в представленных документах неполной или заведомо недостоверной информации или информации, позволяющей сделать вывод о противоречии информации законодательству РФ и нормативным актам Банка России;
3) факт, что с момента государственной регистрации кредитной организации прошло менее одного года;
4) размер собственных средств (капитала) кредитной организации, составляющий менее 100 млн руб.;
5) отсутствие в Общих условиях необходимых сведений;
6) наличие в Общих условиях положений, являющихся ненадлежащей рекламой.
При отказе в регистрации ОФБУ регистрирующий орган письменно формулирует причины отказа и претензии к кредитной организации, создающей ОФБУ, на основании которых был сделан отказ.
Кредитная организация – доверительный управляющий, получившая отказ территориального учреждения Банка России в регистрации ОФБУ, может обратиться в Банк России для повторного рассмотрения вопроса о регистрации данного ОФБУ.
Комплект документов, представленных в территориальное учреждение Банка России, уведомление территориального учреждения Банка России с обоснованием причин отказа и пояснительная записка с изложением причин несогласия с принятым решением направляются кредитной организацией в соответствующий департамент Банка России и рассматриваются в порядке и сроки, установленные Банком России.
До регистрации ОФБУ кредитная организация не имеет права публиковать Общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ и осуществлять операции по аккумулированию средств учредителей доверительного управления.
Регламентация деятельности ОФБУ
Общий фонд банковского управления не может вкладывать более 15 % своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением. Настоящее ограничение не распространяется на государственные ценные бумаги.
Переоформление сертификата долевого участия на другое лицо или группу лиц осуществляется на основании заявления, подаваемого владельцем сертификата долевого участия, в кредитную организацию, создавшую ОФБУ.
Операции со средствами, вложенными в ОФБУ, осуществляются в строгом соответствии с инвестиционной декларацией. Представленные ценными бумагами активы ОФБУ должны находиться на хранении в собственном депозитарии доверительного управляющего или в других депозитариях. Кредитные организации – доверительные управляющие ОФБУ обязаны раскрывать информацию о ежедневном балансе ОФБУ в порядке и сроки, установленные Банком России.
Доходы, за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов доверительного управляющего на управление ОФБУ, делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ. Подразделение, проводящее доверительные операции, составляет справку – ведомость о доходах, причитающихся выгодоприобретателям (за подписью управляющего ОФБУ), на основании которой осуществляется выплата доходов.
Прекращение ОФБУ
Общий фонд банковского управления прекращается в случае отзыва у кредитной организации – доверительного управляющего лицензии на осуществление банковских операций и/или аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, дающей право на осуществление деятельности по доверительному управлению, а также при наличии иных оснований для прекращения договоров доверительного управления кредитной организации – доверительного управляющего со всеми учредителями ОФБУ, предусмотренных законодательством РФ или договором доверительного управления.
При наличии оснований для прекращения ОФБУ, в результате наступления которых прекращаются договоры со всеми учредителями ОФБУ, кредитная организация – доверительный управляющий обязана уведомить о прекращении договоров учредителей, выгодоприобретателей, а также кредиторов по сделкам, заключенным в процессе доверительного управления имуществом ОФБУ, в срок, не превышающий 30 дней со дня наступления указанных оснований. Обязанности, возникшие до прекращения договоров доверительного управления, подлежат исполнению в соответствии с законодательством РФ.
Общий фонд банковского управления считается прекращенным с момента исполнения всех обязательств по договорам доверительного управления. Кредитная организация – доверительный управляющий обязана в пятидневный срок с момента прекращения деятельности ОФБУ уведомить об этом территориальное учреждение Банка России. В случае прекращения (приостановления) деятельности ОФБУ учредители доверительного управления имеют право обменять имеющиеся у них сертификаты долевого участия на денежные средства в размере существующей доли в составе управляемого имущества. Если ликвидных средств ОФБУ при предъявлении для обмена сертификатов долевого участия недостаточно, доверительный управляющий обязан вернуть имущество в размере доли в составе управляемого имущества за свой счет с последующим возмещением стоимости этого имущества за счет средств ОФБУ.
Отчетность кредитных организаций – доверительных управляющих
Кредитные организации, осуществляющие доверительное управление имуществом, обязаны отчитываться как перед Банком России, так и перед учредителями доверительного управления. Такие кредитные организации должны ежегодно представлять в территориальные учреждения Банка России информацию до 10 февраля года, следующего за отчетным годом. Ответственность за достоверность поданных материалов возлагается на отчитывающуюся кредитную организацию.
Территориальные учреждения Банка России обязаны контролировать сроки поступления информации, проверять соблюдение формы, целостность и непротиворечивость поступивших данных. Поступившая в территориальные учреждения Банка России отчетность передается в соответствующий департамент Банка России до 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Перед учредителями доверительного управления имуществом кредитные организации отчитываются по форме и в сроки, установленные договором доверительного управления, но не реже одного раза в год, при этом должна представляться информация о размере доли учредителя доверительного управления в ОФБУ на дату составления отчета; о размере доли других учредителей доверительного управления в этом же ОФБУ на дату составления отчета; о расходах, понесенных доверительным управляющим по доверительному управлению имуществом за отчетный период на дату составления отчета; о доходах (прибыли), полученных доверительным управляющим за отчетный период, на дату составления отчета; о доходе, приходящемся на сертификат долевого участия учредителя управления; о составе портфеля инвестиций, сформированного в соответствии с инвестиционной декларацией.
Контрольные вопросы
1. Что такое доверительное управление?
2. Дайте общую характеристику договора доверительного управления.
3. Кто может быть доверительным управляющим?
4. Перечислите основные обязанности доверительного управляющего.
5. Каковы основания прекращения договора доверительного управления имуществом?
6. Какие документы нужно представить в территориальное учреждение Банка России для регистрации ОФБУ?
7. Каковы основания отказа в регистрации ОФБУ?
8. Перед кем отчитываются кредитные организации – доверительные управляющие?
Примечания
1
См.: Роуз Питер С. Банковский менеджмент / пер. с англ. 2-го изд. М.: Дело, 1997. С. 5.
2
Исключение может составлять Новая Зеландия.
3
В соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
4
См.: Поллард А.М., Пассейк Ж.Г., Эллис К.Х., Дейли Ж.П. Банковское право США / пер. с англ. Г.А. Командина; под ред. Я.А. Куник. М.: Прогресс – Универс, 1992; Вишневский А.А . Банковское право Англии. М.: Статут, 2000; он же. Банковское право Европейского Союза. М.: Статут, 2000; и т. д.
5
Зубенков А.В. Финансовое право: учеб. пособие. Минск: АМ МВД РБ, 1993. С. 7.
6
Зубенков А.В. Указ соч. С. 3, 7.
7
В ряде работ, посвященных теории права, регулирование банковской деятельности тоже отнесено к финансовому праву, выделяемому в соответствии с общепринятой классификацией отраслей права. Так, Н.И. Матузов пишет, что предмет финансового права – «финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги». Правда, чуть позднее Н.И. Матузов замечает, что «в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков» (Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 363).
8
Например, постановление СМ СССР от 31 марта 1989 г. № 280 «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование».
9
В соответствии со ст. 22 Закона о Банке России Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
10
В соответствии со ст. 9 Закона о банках кредитная организация по специально заключаемому на конкурсной основе договору может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Соответствующий договор должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.
11
Что хотел сказать автор этим «и банковское право в объективном смысле», не ясно. Отметим, что, используя термин «банковское право» в названии своей работы, автор далее предпочитает использовать понятие «банковское законодательство». А отрасль законодательства, если давать краткое и потому крайне неполное определение, – это совокупность правовых актов, которые являются способом выявления правовых норм.
12
Белов В.А. Банковское право России: теория, законодательство, практика: Юридические очерки. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. С. 17.
13
Ефимова Л.Г. Банковское право: учеб. и практич. пособие. М.: БЕК, 1994. С. 4, 5. Не случайно в следующей большой работе Л.Г. Ефимовой вообще не упоминается о банковском праве. См.: Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика: монография. М.: НИМП, 2001.
14
Банковское право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян; под общ. ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999.
15
Банковское право Российской Федерации. Общая часть. С. 20. В данном определении есть конституционно-правовая неточность. Она состоит в том, что в процессе регулирования банковской деятельности участвуют союзы и ассоциации, т. е. общественные организации, которые с точки зрения общеправовых принципов не могут обладать какими-то властными (регулятивными) полномочиями, за исключением полномочий, связанных с членством.
16
Спиридонов Л.И. Теория государства и права: курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургская ВШМ МВД РФ, 1995. С. 168.
17
О публичном интересе см.: Тихомиров Ю.А. Публичное право: учебник. М.: БЕК, 1995.
18
Теория государства и права: курс лекций. С. 377.
19
History of the Basle Committee and its Membership / Compendium of documents Produced by the Basle Committee on Banking Supervision. Bank for International Settlement. Basle, Switzerland.
20
Giovanioli M. A New Architecture for the Global Financial Market: Legal Aspects of International Standard Setting // International Monetary Law: Issues for the New Millenium / еd. by M. Giovanioli. N.Y.: Oxford University Press Inc., 2000. Р. 33.
21
Симановский А.Ю . Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России // Деньги и кредит. 2001. 31 марта.
22
В России центральный банк одновременно является органом денежно-кредитной политики, и органом банковского надзора. В ряде стран эти функции выполняют различные органы. С учетом специфики правового положения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) мы в дальнейшем будем подразумевать под центральным банком орган, реализующий обе функции.
23
См.: ст. 90 и 99 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 1 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
24
В соответствии с ч. 2 ст. 834 ГК РФ договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором.
25
Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
26
Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991–2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: Городециздат, 2001. С. 111.
27
См.: СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1254.
28
См.: СЗ РФ. 2002. № 31. Ст. 3161.
29
См.: СЗ РФ. 2001. № 12. С. 1138.
30
См.: СЗ РФ. 2001. № 29. С. 3058.
31
См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 2.
32
См.: СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6460.
33
См.: СЗ РФ. 1999. № 49. Ст. 6070.
34
См.: СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
35
См.: СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
36
См.: СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.
37
См.: СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. 1). Ст. 3418.
38
См.: СЗ РФ. 2003. № 52 (Ч. 1). Ст. 5029.
39
См.: СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
40
См.: СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
41
м.: СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
42
Новая (третья) редакция Закона о Банке России вступила в силу 13 июля 2002 г.
43
См.: Вестник Банка России. 2000. № 41.
44
См.: Экономика и жизнь. 1997. № 42.
45
См.: Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Нью-Йорк, 1971. Т. 1. С. 236–248.
46
См.: Журнал международного частного права. 1995. № 4.
47
См.: СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4040.
48
В большинстве стран сегодня функционирует двухуровневая банковская система, включающая в себя центральные банки и различные кредитные учреждения (организации). Так, в Великобритании центральным банком является Банк Англии, созданный в конце XVII в., во Франции – Банк Франции, созданный Наполеоном Бонапартом в 1800 г., Банк Канады функционирует с 1935 г. Функции центрального банка США выполняет Федеральная резервная система (ФРС), созданная в соответствии с Законом о Федеральной резервной системе (1913 г.). Особенность ФРС состоит в том, что (в отличие от центральных банков других государств) она является сложной организацией, включающей в себя в качестве основных элементов Совет управляющих ФРС, Комитет по операциям на открытом рынке ФРС и федеральные резервные банки. Совет управляющих состоит из семи назначаемых членов и выполняет следующие основные функции: устанавливает резервные требования и утверждает процентную ставку дисконтирования как часть финансовой и кредитно-денежной политики; контролирует и регулирует деятельность банков – членов ФРС и банковских холдинговых компаний; принимает и осуществляет постановления, защищающие потребителей банковских услуг; наблюдает за деятельностью федеральных резервных банков. Комитет по операциям на открытом рынке состоит из семи членов Совета управляющих и президентов пяти резервных банков, один из которых является президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка. Основная функция данного комитета – руководство операциями на открытом рынке (покупка и продажа ценных бумаг правительства США), что является главным инструментом, используемым ФРС в осуществлении национальной денежно-кредитной политики. Федеральные резервные банки предлагают процентную ставку дисконтирования; хранят резервные балансы для депозитных учреждений и предоставляют им ссуды; поставляют наличность в обращение; проводят инкассацию и перевод средств для депозитных учреждений; работают с долгом правительства США и балансами наличности, а также выполняют другие функции.
49
См.: Ефимова Л.Г. Банковское право: учеб. и практич. пособие. С. 7; Гейвандов Я.А . Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М.: Изд-во МНИМП, 1997. С. 24.
50
См.: Минин В.С. К вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации // Деньги и кредит. 1999. № 11.
51
См.: СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
52
Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций” и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” в связи с жалобами ряда граждан».
53
См.: Голубев С.А., Гузнов А.Г., Козлачков А.А. О роли Банка России в построении современной экономики; некоторые юридические и экономические аспекты // Деньги и кредит. 1999. № 2. С. 3–7.
54
См.: Бизнес и банки. 2004. № 41.
55
См.: Вестник Банка России. 2004. 20 февр.
56
См.: Вестник Банка России. 2003. 8 мая.
57
См.: Вестник Банка России. 2004. 11 февр.
58
См.: Вестник Банка России. 2003. 20 марта.
59
См.: СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
60
См.: СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2586.
61
См.: Вестник Банка России. 2002. 15 июня.
62
См.: СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.
63
См.: Вестник Банка России. 2008. 6 июня.
64
См.: Вестник Банка России. 2007. 28 марта.
65
См. Вестник Банка России. 2002. 16 окт.
66
См.: Вестник Банка России. 2005. 28 июня; 28 дек.
67
См.: СЗ РФ. 2004. № 33 (Ч. 1). Ст. 3431.
68
См.: Вестник Банка России. 2004. 14 апр.
69
Подробнее см. в подразделе 3 гл. 4.
70
См. там же.
71
См. там же.
72
См. там же.
73
См.: Вестник Банка России. 2008. 6 июня.
74
См.: Вестник Банка России. 2007. 16 апр.
75
См.: Вестник Банка России. 2004. 9 июня.
76
См.: Вестник Банка России. 2003. 16 июля.
77
«Кредитная организация» – здесь и далее кредитная организация, созданная в результате слияния или присоединения.
78
См.: Вестник Банка России. 2003. 9 апр.
79
См.: Вестник Банка России. 2003. 17 сент.
80
См.: СЗ РФ. 2003. № 46 (Ч. 2). Ст. 4448.
81
См.: Вестник Банка России. 2003. 30 марта.
82
См.: Вестник Банка России. 2005. 21 дек.
83
См.: Вестник Банка России. 2005. 15 дек.
84
См.: Вестник Банка России. 2005. 9 февр.
85
См.: Вестник Банка России. 2005. 19 авг.
86
См. Вестник Банка России. 2007. 1 марта.
87
См.: Вестник Банка России. 2008. 1 нояб.
88
См.: Вестник Банка России. 2008. 1 нояб.
89
См.: СЗ РФ. 2008. № 44. Ст. 4981.
90
См.: Порядок проведения государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» закрытого отбора приобретателей имущества и обязательств банка или их части (утв. решением Совета директоров государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 17 ноября 2008 г. Протокол № 5. Разд. II).
91
См.: Вестник Банка России. 2004. 30 марта.
92
См.: Вестник Банка России. 2004. 30 апр.
93
Закон о Банке России 2002 г. (ст. 73) ввел неожиданное ограничение по вопросу проведения проверок кредитных организаций, которые в международной практике признаются важнейшим элементом надзора. Любое ограничение в этой сфере однозначно оценивается как несоблюдение на законодательном уровне базы международнопризнанных принципов банковского надзора. Это может иметь (и имеет) негативные последствия для тех российских кредитных организаций, которые заинтересованы в постоянном присутствии на зарубежных рынках.
94
См.: СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. 2). Ст. 3430.
95
Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”». См. также: Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. № 182-О «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”».
96
См.: Вестник Банка России. 2004. 27 янв.
97
См.: Вестник Банка России. 2003. 9 дек.
98
См.: СЗ РФ. 2006. № 1 (Ч. I). Ст. 3448.
99
Указанные меры, предусмотренные Инструкцией Банка России от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности», не являются мерами административного предупреждения , здесь чисто лексическое сходство.
100
В ст. 74 Закона о Банке России указана еще одна мера, которую невозможно причислить к мерам принуждения, – предложение учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов. Однако вряд ли можно обосновать отнесение «предложения» к мерам принуждения.
101
Колосова Н.М . Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М.: Городец, 2000. С. 110.
102
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”» // СЗ РФ 1997. № 1. Ст. 197.
103
Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 185.
104
См.: Голубев С.А., Гузнов А.Г., Козлачков А.А. О роли Банка России в построении современной экономики: некоторые юридические и экономические аспекты // Деньги и кредит. 1999. № 2. С.А. Авакьян прямо относит Банк России к государственным органам с особым правовым статусом. См.: Авакьян С.А. О конституционных основах статуса Банка России // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / отв. ред. и сост. П.Д. Баренбойм. М., 2000. Такую же позицию занимает М.В. Баглай ( Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1999. С. 343–347), А.Е. Постников ( Постников А.Е. Правовые тенденции развития Центрального банка Российской Федерации // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации. С. 54).
105
Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 2.
106
В силу этого отсутствует правовая необходимость создания «специальной комиссии» или «государственного надзорного органа» для применения к кредитным организациям и их должностным лицам мер государственного принуждения.
107
Хотя мы говорим в основном о мерах, применяемых к кредитным организациям, нельзя забывать, что Банк России применяет меры и к физическим лицам, связанным с деятельностью кредитных организаций. Например, он вправе не согласовывать назначение руководителя кредитной организации, и отказ в согласовании является такой же мерой властного воздействия.
108
Гузнов А.Г. К проблеме применения Банком России мер принуждения к кредитным организациям (правовые аспекты) // Деньги и кредит. 2005. № 12. См. также: Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. С. 285–289.
109
См.: Гузнов А.Г. К проблеме применения Банком России мер принуждения к кредитным организациям (правовые аспекты).
110
См.: Вестник Банка России. 2004. 9 июня.
111
См.: СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 696.
112
См.: Российская газета. 1998. 4 сент.
113
См.: СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3232.
114
См.: СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.
115
См.: Вестник Банка России. 2004. 27 янв.
116
См.: СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
117
См.: Агарков М.М . Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М.: БЕК, 1994. С. 50–51.
118
См.: Банковское право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян; под общ. ред. Б.Н. Топорнина. С. 205–207.
В выделенном круге объектов банковских операций есть неточности: например, ценные бумаги не являются объектом банковских операций (за исключением операции по инкассации ценных бумаг), хотя банки вправе совершать некоторые операции с ценными бумагами. В то же время авторы предложенного подхода игнорируют такую банковскую операцию, как выдача банковской гарантии.
119
Шерстобитов А.Е. Правовое положение банков и иных кредитных учреждений // Правовое регулирование банковской деятельности. М.: ЮрИнфоР, 1994. С. 17–19.
120
См.: Олейник О.М. Основы банковского права: курс лекций. М.: Юристъ, 1997. С. 23.
121
См.: Ефимова Л.Г . Банковское право. С. 32–34.
122
Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. С. 48–49.
123
См.: Гузнов А.Г. Некоторые вопросы, связанные с переходом к системе страхования вкладов // Законодательство. 2004. № 5.
124
См.: СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 2058.
125
См.: СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
126
См.: СЗ РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 44.
127
См.: Вестник Банка России. 1998. 6 авг.
128
См.: Вестник Банка России. 2005. 30 марта.
129
См. п. 2.2 Положение Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»; см. также: Петухов А . Долговая математика. Выбираем выгодный кредит // Двойная запись. 2005. № 1.
130
Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков».
131
Положение Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
132
См.: СЗ РФ. 2005. № 1 (Ч. I). Ст. 44.
133
См.: Вестник Банка России. 1998. 8 окт.
134
Для совершения реальной сделки (от лат. res – вещь) одного соглашения между ее сторонами недостаточно. Необходима еще передача вещи или совершение иного действия. Реальны некоторые сделки по передаче имущества в собственность или иное вещное право (например, сделки дарения и займа, не сформулированные как обещание подарить и выдать заем), отдельные сделки о временной передаче вещей (например, соглашения поклажедателя и хранителя недостаточно для возникновения договора хранения, необходима передача имущества на хранение), договоры перевозки грузов и некоторые другие. См.: Гражданское право / под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. М.: Волтерс Клувер, 2004.
135
Консенсуальные сделки (от лат. consensus – соглашение) – это такие сделки, которые порождают гражданские права и обязанности с момента достижения их сторонами соглашения. Последующая передача вещи или совершение иного действия осуществляется с целью их исполнения. Консенсуальными являются сделки купли-продажи, а также многие сделки по выполнению работ и оказанию услуг (договор подряда, договор комиссии и т. п.). См.: Гражданское право /под ред. Е.А. Суханова. Т. 1.
136
См.: СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
137
См.: Вестник Банка России. 2004. 7 мая.
138
См.: СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.
139
Уполномоченным органом является определяемый Президентом РФ федеральный орган исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливаются Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) и установлено, что данный комитет является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
140
См.: Вестник Банка России. 2008. 26 сент.
141
См.: Вестник Банка России. 2004. 23 дек.
142
Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. С. 281.
143
См., например: Гражданское право: учебник. Ч. 2 / под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 1997. С. 455; Кредитные организации в России: правовой аспект / отв. ред. Е.А. Павлодский, А.Е. Шерстобитов. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 145.
144
См., например: Суханов Е.А . Банковский счет. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2: текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М., 1996. С. 459–460.
145
Ефимова Л.Г . Банковские сделки: право и практика. С. 281; Козлова Е.Б . Договорное право: учеб. пособие. М.: РПА МЮ РФ, 2006. С. 145.
146
Козлова Е.Б . Указ. соч. С. 145.
147
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М.: 1997. С. 203–204; Сарбаш С.В . Договор банковского счета. М.: Статут, 1999. С. 19.
148
Ефимова Л.Г . Банковские сделки: право и практика. С. 283.
149
См.: СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.
150
См.: Вестник Банка России. 1998. 18 февр.
151
См.: Экономика и жизнь. 1996. № 44.
152
См.: СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 5930.
153
См.: Бизнес и банки. 2003. № 1–2.
154
См.: Вестник Банка России. 2006. 25 окт.
155
См.: Вестник Банка России. 2002. 28 дек.
156
См.: Вестник Банка России. 1998. 25 марта.
157
См.: СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.
158
Сертификат ключа подписи – документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
159
Открытый ключ электронной цифровой подписи – уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе.
160
См.: Вестник Банка России. 1998. 18 февр.
161
Участник документооборота – юридическое лицо (кредитная организация либо клиент кредитной организации), составляющее платежные документы и подписывающее их своим АСП или получающее платежные документы, подписанные АСП, и использующее средства проверки АСП.
162
Индоссант – лицо, передающее права по ценной бумаге путем совершения передаточной подписи (индоссамента).
163
Индоссамент – передаточная подпись на ценной бумаге. Индоссамент, совершенный на ценной бумаге, переносит все права, удостоверенные ценной бумагой, на лицо, которому или по приказу которого передаются права по ценной бумаге (на индоссанта).
164
См.: Вестник Банка России. 2006. 17 мая.
165
См.: Вестник Банка России. 2007. 25 мая.
166
См.: Вестник Банка России. 2007. 25 мая.
167
К срочным платежам относятся платежи участников системы БЭСП, в том числе связанные с реализацией денежно-кредитной политики, межбанковские платежи, платежи по поручению клиентов – участников системы БЭСП.
168
Под режимом реального времени в системе БЭСП понимается режим проведения платежей, при котором обеспечивается осуществление расчетов непрерывно в течение операционного дня системы БЭСП и немедленно по мере поступления электронных платежных сообщений в систему БЭСП при выполнении условий, установленных настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России.
169
См.: Вестник Банка России. 2005. 30 марта.
170
Эквайринг – оплата товаров (работ, услуг) посредством пластиковых карт.
171
См.: Экономика и жизнь. 1993. № 42–43.
172
В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» иностранная валюта это: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
173
Согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
174
См.: Вестник Банка России. 1996. 11 нояб.
175
См.: Вестник Банка России. 2003. 8 мая.
176
См., например: постановление Правительства РФ от 7 августа 1997 г. № 989 // СЗ РФ. 1997. № 45. Ст. 5193.
177
См.: СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3028.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
- Т. Э. Рождественская Банковское право
- Глава 1 Банковское право: основные положения
- 1. Банковская система в современных условиях
- 2. Банковское право: основные подходы
- 3. Банковское право как комплексная отрасль законодательства
- 4. Методы правового регулирования, присущие банковскому праву
- 5. Источники банковского права: основные правовые акты и отдельные положения, составляющие банковское право Конституция Российской Федерации
- 6. Банковская система Российской Федерации
- Глава 2 Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
- 1. Основы правового статуса Банка России
- 2. Цели, функции, полномочия Банка России
- 3. Органы управления Банка России
- 4. Уставный капитал и имущество Банка России
- 5. Банк России как орган денежно-кредитной политики
- 6. Банк России как орган банковского надзора
- 7. Правовое положение территориальных учреждений Банка России
- 8. Правовое положение расчетно-кассовых центров Банка России
- 9. Правовое положение служащих Банка России
- Глава 3 Правовое положение кредитных организаций
- 1. Понятие и виды кредитных организаций
- 2. Требования, предъявляемые к кредитным организациям при их создании
- 3. Порядок получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации
- Глава 4 Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности создаваемых путем учреждения кредитных организаций
- 1. Порядок государственной регистрации создаваемых путем учреждения кредитных организаций
- 2. Основания отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций
- 3. Лицензирование банковских операций при создании кредитной организации путем учреждения
- Глава 5 Расширение деятельности кредитных организаций
- 1. Получение лицензии на осуществление банковских операций для расширения сферы деятельности
- 2. Филиалы и представительства кредитной организации
- 3. Порядок открытия филиала кредитной организации
- 4. Порядок закрытия филиала кредитной организации
- 5. Порядок открытия и закрытия представительств кредитной организации
- 6. Внутренние структурные подразделения кредитной организации
- Глава 6 Реорганизация кредитных организаций
- 1. Реорганизация кредитной организации: общие положения
- 2. Реорганизация кредитных организаций в форме слияния (присоединения)
- 3. Реорганизация кредитных организаций в форме разделения
- 4. Реорганизация кредитной организации в форме выделения
- 5. Реорганизация кредитной организации в форме преобразования
- Глава 7 Ликвидация кредитной организации. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций
- 1. Ликвидация кредитной организации: общие положения
- 2. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)
- 3. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций
- 4. Правовые последствия отзыва лицензии у кредитной организации
- Глава 8 Банкротство кредитных организаций
- 1. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций
- 2. Производство по делу о банкротстве кредитной организации
- 3. Меры по предотвращению банкротства кредитных организаций в период глобального финансово-экономического кризиса
- Глава 9 Банковский надзор
- 1. Правовые основы банковского надзора
- 2. Проверки кредитных организаций (филиалов кредитных организаций) Банком России
- 3. Меры принуждения, применяемые Банком России к кредитным организациям
- 4. Надзор Банка России за исполнением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- Глава 10 Система страхования вкладов
- 1. Системы гарантирования (страхования) вкладов. Создание системы страхования вкладов в России
- 2. Субъекты права на вступление в систему страхования вкладов и предъявляемые к ним требования
- 3. Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам
- 4. Правовой статус Агентства по страхованию вкладов
- 5. Фонд обязательного страхования вкладов
- Глава 11 Банковские операции: общая характеристика
- 1. Понятие банковской операции
- 2. Правовое регулирование и виды банковских операций
- 3. Виды сделок, осуществляемых кредитными организациями
- Часть 3 ст. 5 Закона о банках содержит открытый перечень иных, помимо перечисленных в части первой указанной статьи, сделок, которые вправе осуществлять кредитная организация .
- 4. Банковская тайна
- Глава 12 Привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок)
- 1. Привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады: общие положения
- 2. Договор банковского вклада
- Глава 13 Размещение кредитными организациями денежных средств, привлеченных во вклады, от своего имени и за свой счет
- 1. Размещение денежных средств
- 2. Кредитный договор
- Глава 14 Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц
- 1. Банковская операция «открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц»: общая характеристика
- 2. Договор банковского счета
- 3. Банковские счета: виды, порядок открытия и закрытия
- Глава 15 Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам
- 1. Основные принципы осуществления безналичных расчетов
- 2. Расчетные документы
- 3. Формы безналичных расчетов
- 4. Межбанковские расчеты в Российской Федерации
- 5. Расчеты с использованием банковских карт
- Глава 16 Иные лицензируемые банковские операции
- 1. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц
- 2. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах
- 3. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов
- 4. Выдача банковских гарантий
- 5. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)
- Глава 17 Доверительное управление
- 1. Договор доверительного управления
- 2. Кредитные организации как доверительные управляющие