logo
Рождественская Татьяна

2. Субъекты права на вступление в систему страхования вкладов и предъявляемые к ним требования

Право на вступление в систему страхования вкладов в соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона о страховании вкладов имеет банк, обладающий на день вступления в силу указанного Закона разрешением Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона таким разрешением служит соответствующая лицензия, выдаваемая Банком России в порядке, установленном Законом о банках. Закон о банках (ст. 36) определяет, что право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.

В ст. 5 Закона о банках указывается на две самостоятельные банковские операции: а) привлечение банком во вклады денежных средств физических лиц и б) открытие и ведение банковских счетов физических лиц. При этом предметом договора банковского вклада является обязанность банка, принявшего денежную сумму, вносимую в банк в качестве вклада, вернуть указанную сумму и выплатить определенные договором проценты, а предметом договора банковского счета – действия, обязанность по осуществлению которых возлагается на банк. Договор банковского счета формально не порождает денежного обязательства, т. е. обязательства по уплате денег, при котором деньги используются в качестве средства погашения денежного долга, хотя такого рода обязательства могут появиться, например, при выплате процентов на остаток по счету либо при неисполнении банком обязанности по выполнению поручения клиента, скажем, о переводе денег.

При регулировании банковских операций, в частности при их лицензировании, происходит фактическое объединение двух указанных операций в одной лицензии. Это вытекает из приложений к инструкции Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решений о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций».

Закон о страховании вкладов (ч. 1 ст. 28) также определяет, что постановку банка на учет в системе страхования вкладов осуществляет Агентство страхования вкладов (Агентство) путем внесения его в реестр банков на основании уведомления о выдаче банку разрешения Банка России.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона о страховании вкладов банк может вступить в систему страхования вкладов, если он одновременно отвечает следующим условиям:

а) учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными;

б) банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;

в) финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной;

г) меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России, ст. 20 Закона о банках, ст. 3 Закона о банкротстве кредитных организаций, к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной согласно требованиям ч. 4 ст. 45 Закона о страховании вкладов.

Первым критерием соответствия является достоверность учета и отчетности банка в силу п. 1 ч. 1 ст. 44 Закона о страховании вкладов. Согласно ч. 2 той же статьи учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными в случае, если одновременно: а) учет и отчетность банка соответствуют федеральным законам, нормам и правилам, установленным Банком России, и собственной учетной политике банка; б) возможные недостатки или ошибки в состоянии учета или отчетности банка не влияют существенным образом на оценку его финансовой устойчивости.

Необходимость выделения указанного критерия связана с конституционным значением самого понятия «отчетность». Его смысл был выявлен Конституционным Судом РФ в постановлении от 1 апреля 2003 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной», в котором он, в частности, отметил, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации (п. «ж», «р» ст. 71 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. «б» ч. 1)).

Требование Закона о страховании вкладов о том, чтобы учет и отчетность банка соответствовали не только нормативным правовым актам, но и учетной политике кредитной организации, реализует относительно новую для российского права идею: деятельность лица должна соответствовать и объективному праву, закрепляющему своеобразные нормы-принципы, нормы-рекомендации в определенной сфере правоотношений, и внутренним документам (принятым в развитие этих норм-принципов), несоблюдение норм которых при их согласованности с положениями нормативных правовых актов может быть также признано нарушением.

Понятие учетной политики толкуется в законодательстве о бухгалтерском учете. В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из особенностей отрасли, собственной структуры и др. В соответствии с п. 3 и 4 ст. 6 указанного Закона принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом устанавливаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Такая учетная политика применяется последовательно из года в год. Ее корректировка может производиться в случаях обновления законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией иных способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Правила определения учетной политики содержатся также в нормативных актах Банка России, который в соответствии с п. 14 ст. 4 Закона о Банке России устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» кредитная организация осуществляет бухгалтерский учет в соответствии с правилами, установленными приложением к указанному Положению Банка России.

В соответствии с п. 4 Указания Банка России от 25 декабря 2003 г. № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями» кредитные организации самостоятельно формируют и утверждают свою учетную политику и регламент составления финансовой отчетности, включая ведомости перегруппировки и корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, задокументированные профессиональные суждения. Перечисленная документация хранится в течение сроков, установленных для отчетности, подготовленной в соответствии с законодательством РФ, в том числе нормативными актами Банка России.

Вместе с тем законодатель не уточнил содержание понятия «существенно недостоверная отчетность». Потребность в более четкой трактовке понятия существенной недостоверности вынудила Банк России издать специальный нормативный акт, а именно Указание от 25 июля 2003 г. № 1311-У «О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных». В соответствии с этим документом как существенно недостоверные могут быть оценены сведения, содержащиеся в отчетности, если такая оценка позволяет сделать один из следующих выводов:

– кредитная организация не выполняет требования по формированию резервов, создаваемых в соответствии с нормативными актами Банка России, а также значения обязательных нормативов, за исключением тех, за которые Банк России в соответствии с актами Банка России не применяет принудительные меры воздействия;

– кредитная организация допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации;

– кредитная организация не исполняет своевременно и в полном объеме свои денежные обязательства перед кредиторами (вкладчиками) или обязанности по уплате обязательных платежей;

– кредитная организация имеет иное (иные) отличное (отличные) от указанных в п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона о банках основание (основания) для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Наиболее важным среди приведенных критериев «существенности» является выявление фактов, свидетельствующих о том, что кредитная организация не исполняет своевременно свои обязательства перед кредиторами, прежде всего вытекающие из договора банковского счета, а также о том, что кредитная политика кредитной организации чрезмерно рискованна и ее резервов недостаточно для покрытия возможных убытков.

Необходимо отметить, что Инструкция Банка России № 110-И, вступившая в силу 1 апреля 2004 г., внесла ряд существенных коррективов в регулирование обязательных нормативов. В частности, была изменена их структура (исключены из расчета норматив собственных вексельных обязательств, максимальный размер привлеченных средств и др.) и подходы к методике расчета ряда нормативов, установлен режим расчета обязательных нормативов.

Наибольшего внимания заслуживает критерий финансовой устойчивости, который, в свою очередь, определяется законом как совокупность более частных критериев. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 44 Закона о страховании вкладов для оценки финансовой устойчивости банка применяются следующие группы показателей:

а) группа показателей оценки капитала, включающая показатели оценки его достаточности и качества;

б) группа показателей оценки активов, включающая показатели качества задолженности по ссудам и иным активам, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, степени концентрации рисков по активам, включая величину кредитных рисков на акционеров (участников) и инсайдеров;

в) группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками, включающая показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, в том числе контроля за величиной валютной позиции, службы внутреннего контроля, в том числе системы противодействия легализации незаконных доходов и финансированию терроризма;

г) группа показателей оценки доходности, включающая показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом;

д) группа показателей оценки ликвидности, включающая показатели ликвидности активов, ликвидности и структуры обязательств, общей ликвидности банка, риска на крупных кредиторов и вкладчиков.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 270-ФЗ дополнил ч. 4 ст. 44 Закона о страховании вкладов еще одним пунктом, вступающим в силу с 27 декабря 2009 г., согласно которому для оценки финансовой устойчивости банка также будет применяться критерий соблюдения банком установленного Банком России порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления.

В соответствии с ч. 5 ст. 44 Закона о страховании вкладов состав показателей, методики их расчета и определения обобщающего результата по ним установлены Указанием Банка России от 16 января 2004 г. № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов». [115]

Финансовая устойчивость банка признается достаточной для признания банка соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов при наличии результата «удовлетворительно» по всем группам названных выше показателей, которые рассчитываются на основе отчетности, признанной Банком России достоверной, а также иной документально оформленной достоверной информации, необходимой для определения соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов.

Отчетность банка признается достоверной в случае, если одновременно учет и отчетность кредитной организации соответствуют федеральным законам, нормативным актам и правилам, установленным Банком России, собственной учетной политике кредитной организации, а выявленные недостатки или ошибки в состоянии учета и(или) отчетности не ведут в случае их устранения к такому изменению значения хотя бы одного показателя из группы показателей, применяемых для оценки финансовой устойчивости банка, при котором обобщающий результат по группе становится «неудовлетворительным».

Показатели оценки доходности – это характеристика «благонадежности» банка. Они связаны с применением (точнее, неприменением) мер, предусмотренных ст. 74 Закона о Банке России, ст. 20 Закона о банках, ст. 4 Закона о банкротстве кредитных организаций. Данные показатели предусматривают, что указанные меры применяться не будут и для этого не должно возникнуть оснований по итогам тематической проверки, которая пройдет в банке в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона о страховании вкладов.