14.3. Принципы организации безналичных расчетов
Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения.
Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей- обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.
Главный регулирующий орган платежной системы - Банк России. Среди трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем. Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Полоэюении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. N° 14 с последующими изменениями.
Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковскими обычаями в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам; в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии - кредитовым. В России до революции было широко развито вексельное обращение.
В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов согласно утвержденным стандартам. Расчетные документы действительны в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
===373===
Второй принцип организации расчетов- осуществление их преимущественно по счетам кредитных организаций. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" (ст. 30) в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета - друг у друга (заключается договор корреспондентского счета), в обязательном порядке - в учреждениях Банка России.
Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.Соблюдение этого принципа -залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т. п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж:реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).
Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основе исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания: за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.
Принцип срочности платежавытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование
===374===
срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части ПС РФ (ст. 190-195).
Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.
Согласно Положению о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (письмо ЦБ РФ от 1 марта 1996 г. № 244) стали указываться реквизиты расчетных документов: срок и очередность платежа.
Важнейший принцип организации безналичных расчетов - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.
Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. Каждое предприятие является одновременно покупателем и продавцом. Выступая покупателем(сырья, материалов и других материальных ресурсов для осуществления производства), оно контролирует своевременность и правильность исполнения своих обязательств перед кредиторами в соответствии с договорами с тем, чтобы обеспечить нормальные хозяйственные связи со своими контрагентами.Выступая кредитором,т.е. поставщиком своей продукции, предприятие в целях увеличения своей выручки проводит кредитный контроль за повышением уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращением внеплановых отсрочек платежей, безвозвратных долгов, потерь крупных сумм.
Банки,выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, осуществляют контроль за соблюдением ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, в частности на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. Например, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между банками.
Однако, как показывает практика, все виды контроля (предварительный, текущий, последующий, внешний, внутренний)участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажены. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различных форм собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.
===375===
С изложенным принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий.Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств, как своих, так и контрагентов, а если оно наступило со стороны последних - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.
В связи с реформами в России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговых, не было принято столько законных и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов.
В ГК РФ (часть первая, ст. 395) значительно усилена ответственность за неисполнение денежного обязательства. Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, в том числе в государственные внебюджетные фонды. Вместе с тем в связи с неплатежеспособностью многих банков после августовского (1998 г.) кризиса и невозможностью по этой, не зависящей от клиентов причине осуществления ими платежей, включая платежи по налогам в бюджет, было принято постановление Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. № 24-П о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
В целях обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды Банк России письмом от 18 июня 1999 г. № 182-Т предусмотрел следующее. К кредитным организациям, не обеспечивающим по поручению налогоплательщиков своевременное перечисление средств по указанному назначению и имеющим непрерывно в течение 3 и более рабочих дней картотеку к внебалансовому счету № 909О4 "Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" территориальные учреждения Банка России за нарушения кредитными организациями сроков осуществления безналичных расчетов, установленных ст. 80 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", применяют меру воздействия в виде ограничения на проведение расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до 6 месяцев в порядке, предусмотренном инструкцией Банка России от 31 марта 1997 г. № 59.
===376===
Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.
Несмотря на предпринимаемые меры, проблема укрепления принципа имущественной ответственности в процессе организации расчетов осталась одной из трудноразрешимых. Как свидетельствует практика работы арбитражных судов, функционирующих в России с 1993 г., самые болезненные дела связаны с расчетами.
Наибольшее количество претензий и исков, предъявляемых в связи с неисполнением обязательств по договорам, связано с ненадлежащим исполнением или неисполнением условий расчетов за товар. Недостаточная ответственность недобросовестных получателей продукции стала одной из причин массового характера несвоевременных платежей.
Подытоживая изложение двух последних взаимосвязанных между собой принципов организации безналичных расчетов, следует отметить, что пока еще не налажена целостная система контроля за сферой расчетов со стороны органов, призванных его осуществлять: коммерческих банков и ЦБ РФ, Минфина РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ, прокуратуры, арбитражных, третейских судов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы.
- Банковское дело
- Раздел 1. Характеристика банка как предприятия
- Глава 10. Кредитование юридических лиц
- Глава 11. Организация отдельных видов кредита
- Предисловие
- Раздел 1. Характеристика банка как предприятия Глава 1. Сущность банка и организационные основы его построения
- 1.1. Представление о сущности банка с позиции его исторического развития
- 1.2. Современные представления о сущности банка
- 1.3. Банк как элемент банковской системы
- 1.4. Организационные основы построения аппарата управления банком
- 1.5. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
- Глава 2. Правовые основы банковской деятельности
- 2.1. Структура современного банковского законодательства
- 2.2. Эволюция банковского законодательства в россии
- 2.3. Особенности первых банковских законов 1990 года
- 2.4. Основная характеристика современного банковского законодательства
- Глава I. Общие положения (ст. 1-8).
- 2.5. Законодательные основы деятельности современного банка
- 2.6. Обеспечение безопасности банков
- 2.7. Банковская монополия
- 2.8. Взаимоотношения банка с клиентами
- РазделIi. Общие вопросы деятельности коммерческого банка Глава 3. Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база
- 3.1. Ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика
- 3.2. Понятие и структура собственного капитала банка
- 3.3. Оценка достаточности собственного капитала банка
- 3.4. Привлеченные средства коммерческого банка
- Глава 4. Структура и качество активов банка
- 4.1. Состав и структура активов
- 4.2. Качество активов банка
- Глава 5. Доходы и прибыль коммерческого банка
- 5.1. Доходы коммерческого банка
- 5.2. Расходы коммерческого банка
- 5.3. Процентная маржа
- 5.4. Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка
- 5.5. Формирование и использование прибыли коммерческого банка
- 5.6. Оценка уровня прибыли коммерческого банка
- Глава 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- 6.1. Понятие и факторы, определяющие ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- 6.2. Российская практика оценки ликвидности коммерческих банков
- 6.3. Зарубежный опыт оценки ликвидности коммерческих банков
- Глава 7. Банковская отчетность
- 7.1. Значение и виды банковской отчетности
- 7.2. Баланс банка и принципы его построения
- 7.3. Текущая бухгалтерская отчетность
- 7.4. Годовая бухгалтерская отчетность
- 7.5. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках
- РазделIii. Услуги и операции коммерческого банка Глава 8. Пассивные операции банков
- 8.1. Структура и общая характеристика пассивных операций банков
- 8.2. Депозитные и внедепозитные операции
- Глава 9. Система оценки кредитоспособности клиентов банка
- 9.1. Понятие и критерии кредитоспособности клиента
- 9.2. Кредитоспособность крупных и средних предприятий
- 9.2.1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка
- 9.2.2. Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности заемщика
- 9.2.3. Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента
- I стадия - создание запасов.
- II стадия - стадия производства:
- III стадия - стадия сбыта:
- 9.2.4. Определение класса кредитоспособности клиента
- 9.3. Оценка кредитоспособности мелких предприятий
- 9.4. Оценка кредитоспособности физического лица
- Глава 10. Кредитование юридических лиц
- 10.1. Фундаментальные элементы системы кредитования
- 10.2. Субъекты кредитования и виды кредитов
- 10.3. Объекты кредитования
- 10.4. Особенности современной системы кредитования
- 10.5. Условия кредитования
- 10.6. Этапы кредитования
- 10.7. Общие организационно-экономические основы кредитования
- 10.7.1. Методы кредитования и формы ссудных счетов
- 10.7.2. Кредитная документация, представляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования
- 10.7.3. Процедура выдачи кредита
- 10.7.4. Порядок погашения ссуды
- Глава 11. Организация отдельных видов кредита
- 11.1. Современные способы кредитования
- 11.2. Кредит по овердрафту и контокорренту
- 11.3. Ипотечный кредит
- 11.4. Организация потребительского кредита (кредитование физических лиц)
- 11.5. Межбанковские кредиты
- 11.6. Кредиты банка россии
- 11.7. Консорциальные (синдицированные) кредиты
- Глава 12. Содержание кредитного договора банка с клиентом
- 12.1. Правовой и экономический аспекты кредитного договора банка с клиентом
- 12.2. Основные требования к содержанию и форме кредитного договора
- 12.3. Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
- 12.4. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентом
- Глава 13. Формы обеспечения возвратности кредита
- 13.1. Понятие формы обеспечения возвратности кредита
- 13.2. Залог и залоговый механизм
- 13.3. Уступка требований (цессия) и передача права собственности
- 13.4. Гарантии и поручительства
- 13.5. Классификация предприятий по степени кредитного риска в зависимости от финансового состояния и качества обеспечения кредита
- Глава 14. Организация платежного оборота и межбанковские корреспондентские отношения
- 14.1. Основы платежного оборота
- 14.2. Платежная система и ее элементы
- 14.3. Принципы организации безналичных расчетов
- 14.4. Расчеты в нефинансовом секторе (в народном хозяйстве)
- 14.5. Расчеты в финансовом секторе (между банками)
- Глава 15. Лизинговые операции коммерческих банков
- 15.1. История возникновения и развития лизинга
- 15.2. Сущность лизинговой сделки
- 15.3. Основные элементы лизинговой операции
- 15.4. Классификация видов лизинга и лизинговых операций
- 15.5. Организация и техника лизинговых операций
- 15.6. Содержание лизингового договора
- 7. Порядок расторжения лизингового договора.
- 15.7. Риски лизинговых сделок
- Глава 16. Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 16.1. Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг
- 16.2. Выпуск банком собственных ценных бумаг
- 16.3. Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 16.4. Операции репо
- Глава 17. Валютные операции коммерческих банков
- 17.1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
- 17.2. Экономические основы валютных операций коммерческих банков россии
- 17.3. Классификациям понятие валютных операций коммерческих банков россии
- 1. Открытие и ведение валютных счетов клиентуры
- II. Неторговые операции коммерческого банка
- III. Установление корреспондентских отношений с иностранными банками
- IV. Конверсионные операции
- V Операции по международным расчетам. Связанные с экспортом и импортом товаров и услуг
- VI - Операции по привлечению и рязмещению банком валютных средств
- 17.4. Валютные риски и методы их регулирования
- 17.5. Финансовые инструменты как метод страхования валютных рисков
- Глава 18. Прочие операции коммерческих банков
- 18.1. Классификация и общая характеристика прочих операций коммерческих банков
- 18.2. Правовые основы развития прочих операций коммерческих банков
- 18.3. Организация прочих операций коммерческих банков
- Глава 19. Новые банковские продукты и услуги
- 19.1. Пластиковые карты. Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике
- 19.2. Банкомат как элемент электронной системы платежей
- 19.3. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях
- 19.4. "Home banking" - банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте
- 19.5. Хранение ценностей
- 19.6. Форфейтинговые операции банков
- 19.7. Опционы, фьючерсы, свопы
- Глава 20. Банковский процент и процентные начисления
- 20.1. Банковский процент и механизм его использования
- 20.2. Процентный риск, методы его оценки и управления
- 1) Риск изменения цены.
- 2) Риск изменения кривой доходу.
- 3) Базисный риск.
- 4) Риски, связанные с опционами.
- 20.3. Процентные ставки и методы начисления процентов
- Оглавление
- Раздел III услуги и операции коммерческого банка....211
- Глава 8 Пассивные операции банков.213
- Глава 9 Система оценки кредитоспособности клиентов банка..,...222
- Глава 10 Кредитование юридических лиц..243
- Глава 11 Организация отдельных видов кредита..269