19.4. "Home banking" - банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте
Наряду с использованием банкоматов, электронных систем расчетов и платежей ведение банковских операций на дому ("home banking") представляет собой самостоятельную форму банковских услуг населению, основанных на использовании электронной техники.
В начале 80-х гг. особого накала достигла борьба западноевропейских банков за пальму первенства в предоставлении своим клиентам банковских услуг на дому. В ноябре 1982 г. строительное общество Nottingam Building Society совместно с Банком Шотландии и британской телефонной компанией British Telecom внедрило систему Homelink. которая начала функционировать в середине 1983 г. Затем аналогичные системы стали создавать крупные коммерческие банки и другие кредитные институты.
Пользователи систем электронных банковских услуг на дому самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банк консультирует клиентов по вопросам оборудования домашних терминалов и приобретения необходимого программного обеспечения. Подобные системы позволяют клиенту банка, используя экран монитора или телевизора, персональный компьютер, подключиться по телекоммуникационным линиям связи (телефон или видео) к банковскому компьютеру. В данном случае банковские операции могут осуществляться 7 дней в неделю круглосуточно. Перед началом каждой операции владелец счета использует "ключ" в коде защиты от неправомочного подключения к системе. Пользование данной системой позволяет управлять текущим счетом, вкладом, расчетами клиента с бюджетом, счетами платежей и сбережений.
Среди операций, выполняемых при подключении персонального компьютера к банковской компьютерной системе, выделим следующие: получение баланса счета на текущий день; ознакомление с деталями инструкций, правил, в соответствии с которыми могут вноситься изменения, исправления и т.д.; возможность заказать чековую книжку и отчет о движении средств на счете за определенный период времени; осуществление перечислений по счетам клиентов; оплата услуг различных
===629===
компаний (например, выпускающих кредитные и другие пластиковые карточки, причем при помощи компьютера на дому можно оплатить счета вперед); выполнение операций с ценными бумагами и др. Кассовое обслуживание клиентов на дому в ряде случаев не ограничивается их счетами в национальной валюте.
Японские банки, например, сообщают своим клиентам сведения о состоянии их счетов, открытых в Нью-Йорке, Лондоне и т.д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сколь-нибудь серьезных ограничений на выполнение операций клиентами банка в порядке самообслуживания не выходя из дома практически не существует. Клиент банка может выполнить любую банковскую операцию в любое время дня и ночи.(Банк осуществляет последующий контроль.)
В настоящее время, например, во Франции прямую связь с банком имеют около 300 тыс. клиентов. В США в конце 80-х гг. подобными услугами пользовались 33 тыс. американцев, а электронные программы осуществления таких услуг имел 41 банк. Сегодня все крупные банки Америки предлагают своим клиентам обслуживание на дому.
В последние годы в России коммерческие банки также стали предлагать своим клиентам электронные услуги по ведению банковских операций на дому или в офисе. Клиенты - пользователи системы получают в банке ключевую дискету и пароль, после чего они могут составить и переслать по модему платежное поручение, подписав его электронной подписью. В банке документ принимается, проверяется, и при отсутствии неполадок автоматически производится списание денежных средств со счета клиента. В Вычислительный центр Банка России платежное поручение передается не позднее 17 часов текущего дня, а на утро следующего дня деньги отправятся в РКЦ банка получателя. Особенностью, например, системы "Optimum Cash" (одной из первых подобных систем на российском рынке) являлся тот факт, что в отличие от многих отечественных систем "Клиент-Банк" она функционировала в режиме реального времени, что позволяло клиентам выполнить все операции за один сеанс связи.
Для урегулирования отношений с РКЦ клиент предоставлял банку "Оптимум" право на основании электронного платежного поручения составить бумажный документ от имени клиента, но за подписями председателя правления и главного бухгалтера банка, и заверить его печатью. Таким образом, необходимость личных контактов клиентов и банковских служащих сводилась к минимуму.
Пользуясь электронными системами обслуживания клиентов на дому или на их рабочем месте, потребитель получал доступ к информационным услугам, предоставляемым базой данных, и, в свою очередь, мог передавать сообщения компьютеру, базе данных или какому-нибудь другому терминальному устройству.
Аналогичные услуги предоставляют своим клиентам и коммерческие банки, работающие в тесном контакте с компаниями - разработчиками новейшего программного обеспечения и компьютерных систем. Например, фирма "Программ Банк" осуществляет установку и сопровождение системы автоматизации банковских операций. Автоматизи-
===630===
рованная система Банк-Клиент" - одна из новейших разработок фирмы Программ Банк". Эта система работает со следующими типами документов: сообщение участнику (участникам) системы; платежное поручение в рублевом (валютном) формате или в формате SWIFT; ответ на платежное поручение; выписки по счету (счетам) клиента. Кроме того, каждому банку - пользователю системы предоставляется возможность сформировать документы произвольного вида. Система "Клиент-Банк" позволяет:
• передавать в банк платежные документы;
• получать выписки со счетов клиентов;
• получать электронные копии платежных документов по зачислению средств на счета клиентов;
• обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями:
• получать справочную информацию (перечень выполняемых банковских операций, курсы валют и т. д.);
• осуществлять импорт (экспорт) информации с системой автоматизации предприятия-клиента.
Система "Клиент-Банк" обладает многоуровневой системой защиты и обеспечивает достоверность, сохранность и конфиденциальность передаваемой информации.
Предлагая клиентам воспользоваться услугами системы "Клиент-Банк", банк консультирует клиентов по вопросам приобретения необходимого оборудования. В частности, в настоящее время клиентам рекомендуется приобрести: IBM PC/AT - совместимый компьютер; MS DOS версии 3.3 или выше, модем (Физтех-1200 или Hayes - совместимый с аппаратным протоколом коррекции ошибок MNP5, V42 bis или выше). Кроме того, банк гарантирует техническую поддержку при установке системы и начальном обучении персонала; обновлении программного обеспечения при появлении новых версий системы; консультации и рекомендации при работе с системой по телефону.
Для клиента банка, физического или юридического лица, важнейшим сдерживающим моментом для вступления в число пользователей подобных систем остается плата за пользование услугами системы. С позиций бизнесмена важнейшим преимуществом этого вида электронных банковских услуг является возможность получения любой информации в любое время суток наряду с использованием других возможностей. Для банков относительно сложно оценить эффективность этих систем, во-первых, с точки зрения сокращения расходов на содержание зданий, сооружений, штата служащих, бумажного документооборота и т.д.; во-вторых, из-за возможных потерь в результате быстрого перевода клиентами своих денежных средств со счетов, не приносящих процентов, на доходные счета. Серьезного анализа требует также конкуренция со стороны зарубежных банков и других финансово-кредитных институтов, предоставляющих .аналогичные услуги по выполнению банковских операций на дому и в офисе.
Важнейшей проблемой дальнейшего развития и совершенствования банковских операций на дому является модернизация коммуникационных систем. Известно, что ведение банковских операций на дому и в офисе
===631===
стало доступно клиентам банков уже относительно давно. Они получали по почте (или по телефону) банковские отчеты о движении средств на счетах и сами отправляли свои чеки в банк. Такой тип общения клиента с банком предполагал широкое использование бумажных документов. Современные телекоммуникационные системы для ведения банковских операций на дому и в офисе, по мнению специалистов, будут неизбежно усложняться и затем широко использоваться во всех странах мира.
В будущем банковское обслуживание клиентов на дому, вне всяких сомнений, превратится в основную форму розничных банковских услуг - услуг населению. Оно обеспечит объединение услуг, основанных на использовании банкоматов, кредитных и платежных карточек, и услуг, оказываемых отделениями банков, в единую систему банковских видеоуслуг на дому.
В недалеком будущем, по мнению западных экономистов, банковские учреждения ожидают революционные изменения. Развитие телекоммуникаций и персональных компьютеров позволит миллионам служащих работать дома. Это высвободит около 4 млн мест в офисах, и, таким образом, уменьшится необходимость в административных зданиях и служебных помещениях. Дом станет для служащего тем рабочим местом, куда будет собираться и откуда будет передаваться вся необходимая для работы информация. Компьютеры будут установлены и в машинах, чтобы не терять ни минуты рабочего времени. Предполагается, что в результате нововведений производительность труда повысится примерно в 4 раза, снизятся накладные расходы компаний, резко возрастут их доходы и рентабельность.
- Банковское дело
- Раздел 1. Характеристика банка как предприятия
- Глава 10. Кредитование юридических лиц
- Глава 11. Организация отдельных видов кредита
- Предисловие
- Раздел 1. Характеристика банка как предприятия Глава 1. Сущность банка и организационные основы его построения
- 1.1. Представление о сущности банка с позиции его исторического развития
- 1.2. Современные представления о сущности банка
- 1.3. Банк как элемент банковской системы
- 1.4. Организационные основы построения аппарата управления банком
- 1.5. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
- Глава 2. Правовые основы банковской деятельности
- 2.1. Структура современного банковского законодательства
- 2.2. Эволюция банковского законодательства в россии
- 2.3. Особенности первых банковских законов 1990 года
- 2.4. Основная характеристика современного банковского законодательства
- Глава I. Общие положения (ст. 1-8).
- 2.5. Законодательные основы деятельности современного банка
- 2.6. Обеспечение безопасности банков
- 2.7. Банковская монополия
- 2.8. Взаимоотношения банка с клиентами
- РазделIi. Общие вопросы деятельности коммерческого банка Глава 3. Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база
- 3.1. Ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика
- 3.2. Понятие и структура собственного капитала банка
- 3.3. Оценка достаточности собственного капитала банка
- 3.4. Привлеченные средства коммерческого банка
- Глава 4. Структура и качество активов банка
- 4.1. Состав и структура активов
- 4.2. Качество активов банка
- Глава 5. Доходы и прибыль коммерческого банка
- 5.1. Доходы коммерческого банка
- 5.2. Расходы коммерческого банка
- 5.3. Процентная маржа
- 5.4. Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка
- 5.5. Формирование и использование прибыли коммерческого банка
- 5.6. Оценка уровня прибыли коммерческого банка
- Глава 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- 6.1. Понятие и факторы, определяющие ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- 6.2. Российская практика оценки ликвидности коммерческих банков
- 6.3. Зарубежный опыт оценки ликвидности коммерческих банков
- Глава 7. Банковская отчетность
- 7.1. Значение и виды банковской отчетности
- 7.2. Баланс банка и принципы его построения
- 7.3. Текущая бухгалтерская отчетность
- 7.4. Годовая бухгалтерская отчетность
- 7.5. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках
- РазделIii. Услуги и операции коммерческого банка Глава 8. Пассивные операции банков
- 8.1. Структура и общая характеристика пассивных операций банков
- 8.2. Депозитные и внедепозитные операции
- Глава 9. Система оценки кредитоспособности клиентов банка
- 9.1. Понятие и критерии кредитоспособности клиента
- 9.2. Кредитоспособность крупных и средних предприятий
- 9.2.1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка
- 9.2.2. Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности заемщика
- 9.2.3. Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента
- I стадия - создание запасов.
- II стадия - стадия производства:
- III стадия - стадия сбыта:
- 9.2.4. Определение класса кредитоспособности клиента
- 9.3. Оценка кредитоспособности мелких предприятий
- 9.4. Оценка кредитоспособности физического лица
- Глава 10. Кредитование юридических лиц
- 10.1. Фундаментальные элементы системы кредитования
- 10.2. Субъекты кредитования и виды кредитов
- 10.3. Объекты кредитования
- 10.4. Особенности современной системы кредитования
- 10.5. Условия кредитования
- 10.6. Этапы кредитования
- 10.7. Общие организационно-экономические основы кредитования
- 10.7.1. Методы кредитования и формы ссудных счетов
- 10.7.2. Кредитная документация, представляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования
- 10.7.3. Процедура выдачи кредита
- 10.7.4. Порядок погашения ссуды
- Глава 11. Организация отдельных видов кредита
- 11.1. Современные способы кредитования
- 11.2. Кредит по овердрафту и контокорренту
- 11.3. Ипотечный кредит
- 11.4. Организация потребительского кредита (кредитование физических лиц)
- 11.5. Межбанковские кредиты
- 11.6. Кредиты банка россии
- 11.7. Консорциальные (синдицированные) кредиты
- Глава 12. Содержание кредитного договора банка с клиентом
- 12.1. Правовой и экономический аспекты кредитного договора банка с клиентом
- 12.2. Основные требования к содержанию и форме кредитного договора
- 12.3. Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
- 12.4. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентом
- Глава 13. Формы обеспечения возвратности кредита
- 13.1. Понятие формы обеспечения возвратности кредита
- 13.2. Залог и залоговый механизм
- 13.3. Уступка требований (цессия) и передача права собственности
- 13.4. Гарантии и поручительства
- 13.5. Классификация предприятий по степени кредитного риска в зависимости от финансового состояния и качества обеспечения кредита
- Глава 14. Организация платежного оборота и межбанковские корреспондентские отношения
- 14.1. Основы платежного оборота
- 14.2. Платежная система и ее элементы
- 14.3. Принципы организации безналичных расчетов
- 14.4. Расчеты в нефинансовом секторе (в народном хозяйстве)
- 14.5. Расчеты в финансовом секторе (между банками)
- Глава 15. Лизинговые операции коммерческих банков
- 15.1. История возникновения и развития лизинга
- 15.2. Сущность лизинговой сделки
- 15.3. Основные элементы лизинговой операции
- 15.4. Классификация видов лизинга и лизинговых операций
- 15.5. Организация и техника лизинговых операций
- 15.6. Содержание лизингового договора
- 7. Порядок расторжения лизингового договора.
- 15.7. Риски лизинговых сделок
- Глава 16. Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 16.1. Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг
- 16.2. Выпуск банком собственных ценных бумаг
- 16.3. Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 16.4. Операции репо
- Глава 17. Валютные операции коммерческих банков
- 17.1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
- 17.2. Экономические основы валютных операций коммерческих банков россии
- 17.3. Классификациям понятие валютных операций коммерческих банков россии
- 1. Открытие и ведение валютных счетов клиентуры
- II. Неторговые операции коммерческого банка
- III. Установление корреспондентских отношений с иностранными банками
- IV. Конверсионные операции
- V Операции по международным расчетам. Связанные с экспортом и импортом товаров и услуг
- VI - Операции по привлечению и рязмещению банком валютных средств
- 17.4. Валютные риски и методы их регулирования
- 17.5. Финансовые инструменты как метод страхования валютных рисков
- Глава 18. Прочие операции коммерческих банков
- 18.1. Классификация и общая характеристика прочих операций коммерческих банков
- 18.2. Правовые основы развития прочих операций коммерческих банков
- 18.3. Организация прочих операций коммерческих банков
- Глава 19. Новые банковские продукты и услуги
- 19.1. Пластиковые карты. Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике
- 19.2. Банкомат как элемент электронной системы платежей
- 19.3. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях
- 19.4. "Home banking" - банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте
- 19.5. Хранение ценностей
- 19.6. Форфейтинговые операции банков
- 19.7. Опционы, фьючерсы, свопы
- Глава 20. Банковский процент и процентные начисления
- 20.1. Банковский процент и механизм его использования
- 20.2. Процентный риск, методы его оценки и управления
- 1) Риск изменения цены.
- 2) Риск изменения кривой доходу.
- 3) Базисный риск.
- 4) Риски, связанные с опционами.
- 20.3. Процентные ставки и методы начисления процентов
- Оглавление
- Раздел III услуги и операции коммерческого банка....211
- Глава 8 Пассивные операции банков.213
- Глава 9 Система оценки кредитоспособности клиентов банка..,...222
- Глава 10 Кредитование юридических лиц..243
- Глава 11 Организация отдельных видов кредита..269