Классификация по приоритетности.
Номенклатура перемещаемых и складируемых запасов на предприятиях и в структурных подразделениях дороги может состоять из сотен и тысяч наименований. Разработать и оптимизировать такое количество технологических процессов транспортировки и складирования грузов невозможно. Необходимо построить упрощенную математическую модель реальной номенклатуры материальных ресурсов, разбив ее на укрупненные группы, имеющие общие существенные свойства или параметры. Это могут быть сроки хранения, частота спроса, стоимость, дефицитность, операции информационного, юридического и финансового обеспечения и т.п.
Одним из научных методов исследования многообразной номенклатуры материальных запасов является АВС – анализ. Метод АВС был разработан как способ нормирования и контроля складских запасов в крупных распределительных центрах. АВС - класс это параметр, указывающий степень важности данной номенклатурной позиции с точки зрения управления запасами.
Метод АВС – анализ базируется на принципе Парето, суть которого сводится к тому, что контроль относительно небольшого количества номенклатурных позиций позволяет контролировать ситуацию в целом. Согласно принципу Парето надежный контроль 20% номенклатурных позиций позволяет на 80% контролировать запасы в целом.
При рассмотрении данных о номенклатурных позициях анализируется массив данных и составляется справочник номенклатурных позиций, в котором отражается информация о параметрах работы с ними, представляющая их с различных сторон. А именно для целей: разработки планов; управления запасами; расчета себестоимости, и др.
В качестве основных характеристик, существенных при управлении запасами, принято выделять следующие: место хранения, необходимость контроля и операций с ними, интервал циклического подсчета запасов, норматив и т.п. Классификация по приоритетности обычно ограничивается тремя классами АВ и С, но некоторые предприятия предпочитают более полную градацию состоящую из 4-5 классов. Рекомендуемые параметры классификации представлены в таблице 1.1
Рекомендуемые параметры APICS Dictionary Таблица1.1.
-
Категория
В % от общего количества
номенклатурных позиций
В % от использования в стоимостном выражении
А
10-20%
50-70%
В
20%
Около 20%
С
60-70%
От 10 до 30%
На присвоение номенклатурной позиции той или иной категории контроля могут влиять разные факторы. В качестве основных можно выделить следующие факторы:
1 Годовой объем использования (потребление) номенклатурных позиций в стоимостном выражении.
2 Цена единицы номенклатурной позиции.
3 Дефицитность номенклатурной позиции.
4 Доступность ресурсов для производства номенклатурной позиции.
5 Длительность цикла для номенклатурной позиции.
6 Требования к хранению (специальные).
7 Риск воровства.
8 Срок хранения.
9. Издержки вследствие отсутствия номенклатурной позиции на складе в требуемый момент времени;
10. Степень стабильности конструкции изделия, в котором применяется номенклатурная позиция.
Прочие признаки могут использоваться при проведении классификации, уполномоченным на то работником предприятия, но значительная их часть с трудом поддается простой и полной формализации и соответственно, возникают трудности с накоплением и обработкой исходной информации.
Разработка номенклатуры потребляемых материальных ресурсов чрезвычайно важна, но не менее важна разработка системы группировок для целей планирования и управления запасами. И в первую очередь это классификации номенклатурных позиций запасов по таким признакам как:
годовой объем потребления,
стоимость,
дефицитность ,
значимость.
Для каждой выделенной категории должны быть сформированы свои методы управления запасами.
Так с позиций значимости потребляемый ресурс при небольших издержках, может быть, значим для обеспечения бесперебойного выпуска продукции.
При большом объеме потребления даже незначительный рост цен может вызывать существенное увеличение затрат на формирование ресурсов. Вместе с тем даже резкое увеличение цен по отдельным номенклатурным позициям без учета объема потребления не должно быть использовано даже для прогнозной оценки всего уровня затрат.
Для каждой выделенной группы используются специфические методы: расчета и планирования уровня запасов, пополнения запасов, контроля наличия и состояния запасов.
Категория А - для управления запасами из данной категории применяются наиболее сложные методики, тщательно отслеживается оборот и наличие запасов на складе. Особое внимание уделяется работе с поставщиками данных запасов, так как небольшие ошибки в управлении запасами данной категории приводят к большим потерям.
Категория В - применяются те же методики управления, но в них используют более простые, приближенные расчеты. Однако большие ошибки при управлении данной категорией запасов недопустимы, так как приводят к большим потерям.
Категория С - применяются упрощенные методы управления запасами, как правило используют большой объем одного заказа, создают избыточные страховые запасы (в разумных пределах), реже отслеживается состояние запасов на складе. Затраты на скрупулезное управление данным видом запасов не компенсируются экономией от эффективного управления. Основная задача управления данной категорией запасов - постоянное наличие их на складе.
Наиболее легко задать определенный АВС - класс той или иной номенклатурной позиции по объему потребления. Но если количество номенклатурных позиций велико необходимо создание справочника.
Таким образом, управление материальными запасами сводится к двум основным задачам:
1.Определение нормы запаса или нормирование, то есть установление минимального объема создаваемого и поддерживаемого запаса.
2. Создание системы контроля уровня запасов и его проведение с целью устранения отклонений запасов от принятых норм.
Для решения поставленных задач необходимо по всем номенклатурным позициям:
разработать научно-обоснованные нормы запасов;
осуществлять планирование объема запасов;
анализировать наличие и использование запасов;
контролировать фактическое состояние запасов и оперативно регулировать их наличие.
- Глава. Материально-техническое обеспечение предприятий, 3
- 2. Глава. Товарная биржа как элемент рынка
- Глава 1. Материально-техническое обеспечение предприятий, организаций железнодорожного транспорта.
- 1.1.1. Системы и формы снабжения
- 1.2.Планирование материально-технического снабжения
- 1.3.Управление запасами материальных ресурсов.
- 1. Классификация запасов,
- 1.3.1.Классификация запасов
- Классификация по приоритетности.
- 1.3.2.Нормирование запасов.
- 1.3.3.Планирование уровня запасов
- 1.3.4.Системы контроля уровня и состояния запасов
- 1.3.5Логистические концепции в управлении запасами
- 1.3.6.Экономико-математические методы управления запасами.
- 1.3.7. Показатели наличия и эффективности использование запасов.
- 2.Глава. Биржевое дело
- 2.1. История развитие биржевой торговли
- Классификация бирж
- 2.2.Товарная биржа как элемент рынка
- 2.4.Расчеты по биржевым сделкам.
- Структурные подразделения товарной биржи
- 2.5.1. Организация работы товарных бирж
- 2.2Фондовая биржа