logo
СТРАХОВОЕ ПРАВО ЛЕКЦИИ

9.Социальное страхование в Российской Федерации- формы и задачи. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Проблемы социальной защиты населения не новы. Начи­ная с 17 в. предпринимаются попытки тем или иным обра­зом оказать помощь нуждающимся малообеспеченным граж­данам.

Социальная защита является одной из основных целей со­циальной политики государства и должна включать в себя фун­кцию предупредительную (проведение предупредительных, про­филактических мероприятий) и восстановительную (выплат компенсаций, организация лечения и реабилитации).

В настоящее время система социальной защиты развива­ется по нескольким направлениям:

- предоставление социальных гарантий - комплекса соци­ально значимых благ и услуг, предоставляемых всем граж­данам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемо­сти. Социальные расходы, производимые в рамках данной формы социальной защиты, имеют в своей основе систему налогообложения и специальное бюджетное финансирова­ние. Социальная помощь здесь слагается из представления минимального набора государственных социальных гаран­тий, распространяющихся по потребности в пределах фи­нансовых возможностей общества, без проверки передаваемое и адресности. Социальные гарантии характеризуются универсальностью и относятся ко всем гражданам. Приме­ром социальных гарантий является предоставление пенсий по старости, нетрудоспособности.

-введение социальных льгот — разновидностей социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граж­дан, прямо названным в законах. Социальные льготы характеризуются универсальностью, предоставлением определенной группе населения без учета трудового вклада и проверки нуждаемости. Социальные льготы финансируются из бюджета государства.

-социальная помощь — особая форма социальной защиты населения, включающая в себя предоставление социальных благ в установленном порядке определенным социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости.

-социальное страхование, под которым следует понимать обязательное и добровольное страхование от социальных рисков, связанных с потерей работы, доходов и трудоспособности.

Формы и задачи социального страхования

Социальное страхование в системе социальной защиты населения, в отличие от других видов страхования, имеет сле­дующие характерные черты:

1.Финансирование социального страхования производится из специальных внебюджетных фондов, в формировании которых принимают участие работники, работодатели и государство.

Размер страховых выплат в социальном страховании имеет определенную зависимость от величины трудового вклада и продолжительности участия выгодоприобретателя (иных лиц с аналогичными функциями) в страховом правоотно­шении.

2.Страховые организации, управляющие фондами социального страхования, имеют статус некоммерческих организаций.

3.Страховые риски, от наступления которых производится социальное страхование, имеют особый характер, выража­ющийся в их крупномасштабности, массовости, высокой значимости последствий. К важнейшим видам социальных страховых рисков можно отнести следующие: болезнь, производственная травма, профессиональное заболевание, не­счастный случай, безработица, смерть кормильца, старость, достижение пенсионного возраста, материнство и детство.

4.Фонды социального страхования, являясь составной частью общественных финансов, испытывают сильное регулятивное воздействие со стороны государства, проявляю­щее себя в определении видов страховых фондов и поряд­ке, источниках их формирования, предназначении фондов и области применения. Фонды социального страхования формируются за счет субсидий государства, страховых взносов организаций и граждан на случай наступления опреде­ленного страхового события, приводящего к исключению (постоянному или временному) человека из трудового процесса.

Социальное страхование существует в двух традиционных формах: обязательное и добровольное социальное страхова­ние.

Основные отличия между добровольным и обязательным страхованием:

-Обязательное социальное страхование является разновид­ностью государственного страхования, а добровольное относится к частному сектору экономики.

-Добровольное социальное страхование базируется на нормах ГК, Закона о страховании, иных гражданско-правовых законах, а обязательное социальное страхование, основы­ваясь на гражданско-правовых нормах, регламентируется иными законами и правовыми актами, принятыми по вопросам обязательного страхования, а также законодатель­ством о государственных внебюджетных фондах.

- Правила добровольного социального страхования опреде­ляются непосредственно страховыми организациями или их объединениями, а правила обязательного страхования ус­танавливаются (санкционируются) государством.

-Обязательное социальное страхование является всеобщим (иногда исключая высокодоходные группы населения). Добровольное же социальное страхование предполагает индивидуальный (в некоторых случаях коллективный, но все равно ограниченный по кругу лиц) характер.

-Обязательное социальное страхование осуществляется го­сударственными внебюджетными фондами, добровольное - коммерческими и некоммерческими организациями.

-Страхователями в добровольном социальном страховании выступают юридические и физические лица, в обязатель­ном - работодатели, работники, государство.

-Добровольное социальное страхование осуществляется за счет личных доходов граждан, прибыли предпринимателей, а обязательное - за счет работодателей, работников и суб­сидий из государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование, являясь частью государственной системы социальной защиты населения, пред­полагает страхование работающих граждан от возможного из­менения материального (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Базовым нор­мативно-правовым актом, регулирующим отношения в сис­теме обязательного социального страхования, является Феде­ральный закон РФ «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 16 июля 1999 г. (именуемый в даль­нейшем Закон об обязательном социальном страховании). Дан­ный закон распространяет свое действие на работающих граж­дан, лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, иные категории граждан, в том числе при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхо­вание.

Закон об обязательном социальном страховании устанавли­вает основы этого страхования и определяет ключевые момен­ты. Специфика тех или иных видов обязательного социального страхования будет определяться в специальных законах.

Обязательное социальное страхование имеет публично-пра­вовые черты. Системой обязательного социального страхова­ния управляет Правительство РФ. Средства обязательного со­циального страхования являются федеральной государственной собственностью, но оперативное управление ими осуществля­ют страховщики под контролем государства. Страховщики со­здаются Правительством РФ, а их организационно-правовые формы определяются федеральными законами о конкретном виде обязательного социального страхования. По сравнению с обычным (договорным) страхованием права и обязанности уча­стников правоотношения по обязательному социальному стра­хованию не только детализированы, но ужесточены обязанно­сти страховщиков и страхователей, а права застрахованных лиц и выгодоприобретателей расширены.

Финансовые основы обязательного социального страхова­ния регламентированы законодательством в значительно боль­шей степени, чем при обычном (договорном) страховании. Определение источника поступления денежных средств, ус­тановление тарифов страховых взносов, порядка их начисле­ния и внесение, расходование денежных средств из страховых фондов, назначение и выплата страхового обеспечения — все это жестко регламентировано федеральными законами и ины­ми актами.

При недостаточности средств для выплаты страхового обес­печения по некоторым видам обязательного социального стра­хования (выплаты пенсий и пособий, оплата медицинской по­мощи, санитарно-курортного лечения и др.) в Федеральном за­коне о федеральном бюджете могут быть предусмотрены дота­ции в размерах, позволяющих обеспечить установленные с за­конодательством выплаты по обязательному социальному стра­хованию.

Участниками отношений по обязательному социальному страхованию (субъектами обязательного социального страхо­вания) являются:

-страхователи (работодатели);

-страховщики;

-застрахованные лица;

-иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователями являются лица, обязанные в соответствии с законодательством уплачивать страховые взносы: организа­ции любой организационно-правовой формы, граждане, орга­ны исполнительной власти и органы местного самоуправле­ния.

Страховщиками являются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конк­ретных видах обязательного социального страхования для обес­печения прав застрахованных лиц по обязательному социаль­ному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованными лицами являются физические лица, ра­ботающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному стра­хованию возникают в соответствии с федеральными закона­ми о конкретных видах обязательного социального страхо­вания.

Обязательное социальное страхование осуществляется на случай наступления социального страхового риска — предпо­лагаемого события, влекущего изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных катего­рий граждан.

Видами социальных страховых рисков являются:

-необходимость получения медицинской помощи;

-временная нетрудоспособность;

-трудовое увечье и профессиональное заболевание;

-материнство;

-инвалидность;

-наступление старости;

-потеря кормильца;

-признание безработным;

-смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении страхового случая, представляющего со­бой реализацию социального страхового риска, возникает обя­занность страховщика осуществлять обеспечение по обязатель­ному социальному страхованию. Страховщик исполняет свои обязательства перед застрахованным лицом посредством стра­ховых выплат или иных видов обеспечения.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязатель­ного социального страхования являются:

-оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

-пенсия по старости;

-пенсия по инвалидности;

-пенсия по случаю потери кормильца;

-пособие по временной нетрудоспособности;

-пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональ­ным заболеванием;

-пособие по беременности и родам;

-ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достиже­ния им возраста полутора лет;

-пособие по безработице;

-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременнос­ти;

-единовременное пособие при рождении ребенка;

-пособие на санаторно-курортное лечение;

-социальное пособие на погребение;

-оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Таким образом, декларированная цель социального стра­хования корректируется имеющимися финансовыми ресурса­ми и материализуется в более узком круге конкретных задач. К ним относятся:

-оказание материальной помощи нетрудоспособным граж­данам (детям, пенсионерам, инвалидам);

-возмещение потерянного трудового дохода в периоды болезни, ухода за детьми, безработицы;

-предоставление медицинской помощи, охрана детства и материнства;

-перераспределение доходов и выравнивание уровня жиз­ни различных социальных групп населения.

С 1 января 2001 г. страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование, пенсионное страхование и медицинское страхование уплачиваются в составе единого социального налога (ЕСН). При этом были снижены тарифы страховых взносов в фонд социального страхования с 5,4 до 4 %- при базовой ставке, применяемой при налогообложе­нии фонда оплаты труда в расчете на одного работающего, не более 100 тыс. рублей в год.

Современную систему государственного социального стра­хованиям России представляют три самостоятельных государ­ственных внебюджетных страховых фонда: Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Средства этих фондов являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав федерального бюджета, бюджетов других уровней и не подлежат изъятию.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) управляет сред­ствами государственного социального страхования на всей тер­ритории страны. Это страхование является обязательным и распространяется на все работающее население: ФСС высту­пает как специализированное финансово-кредитное учрежде­ние при Правительстве РФ. Руководство деятельностью фон­да осуществляет его председатель, назначаемый Правитель­ством РФ. Свою финансовую деятельность ФСС осуществля­ет на основании бюджета, утверждаемого ежегодно федераль­ным законом, до 1998 г. он был построен по территориально-отраслевому принципу и состоял из 89 региональных отделе­ний, 14 центральных отраслевых отделении и филиалов отде­лений, создаваемых ими в отдельных административных рай­онах. С 1998 г. отраслевые отделения постепенно упраздня­ются.

Средства ФСС складываются из обязательных страховых взносов работодателей, составляющих в настоящее время 5,4% от фонда оплаты груда; инвестиционного дохода; ас­сигнований целевого характера из средств федерального бюд­жета; средств, полученных от наложения финансовых санкций.

За счет средств социального страхования работающим гражданам выдаются пособия при наступлении страховых событий, связанных с болезнью, травмой, рождением и воспитанием детей, смертью: по временной нетрудоспособности, по бере­менности и родам, единовременное пособие женщинам, встав­шим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки бере­менности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до до­стижения им возраста полутора лет, оплата четырех дополни­тельных выходных дней в месяц родителям, воспитывающим ребенка - инвалида, на погребение.

Около половины выплачиваемых пособий составляют по­собия по временной нетрудоспособности. Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или перехода на инвалидность и только по предъявлении боль­ничного листка (листка временной нетрудоспособности) медицинского учреждения.

Размер пособия за­висит от заработной платы, непрерывного трудового стажа и причины нетрудоспособности.

В соответствии с Законом пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчис­ляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествую­щих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по бе­ременности и родам.

В среднем заработке при исчислении пособия по времен­ной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации начисляют­ся налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона учитывается заработная плата только по основному месту работы.

Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжи­тельности последней непрерывной работы на данном предпри­ятии. В некоторых случаях засчитывается время предыдущей работы. Так, при увольнении по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняет­ся, если перерыв в работе не превысил трех недель.

Пособие назначается и выплачивается по уходу за детьми до трех лет или ребенком-инвалидом до 16 лет.

Пособие по беременности и родам выплачивается женщи­нам за период отпуска по беременности и родам, который пре­доставляется в соответствии с ТК РФ. Для получе­ния пособия необходимо представление больничного листка, выдача которого производится с 30 недель беременности еди­новременно на 140 календарных дней (70 - до родов, 70 - после родов). Это пособие предоставляется не только работающим женщинам, но и уволенным в связи с ликвидацией предприя­тия в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными. Пособие по беременности и родам выдается в размере 100% заработка. Размер заработка, с которого начис­ляется пособие, определяется по тем же правилам, что и при пособии по временной нетрудоспособности. Одновременно женщине может быть предоставлено дополнительно единовре­менное пособие в размере одной минимальной оплаты труда, если она встала на учет в медицинском учреждении до наступ­ления 12 педель беременности.

Остальные пособия, выплачиваемые из ФСС, носят фик­сированный характер. Например, единовременное пособие при рождении ребенка составляет 15 минимальных оплат труда на каждого родившегося ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет - 2 минимальные оплаты, на погребение - 10.

Помимо пособий, предоставляемых ФСС, существуют и другие социальные пособия и компенсационные выплаты, фи­нансируемые из других источников. К ним относятся ежеме­сячные компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми в возрасте до 3 лет (т.н. «декретный отпуск»).

Ежемесячное пособие выплачивается на каждого ребенка, находящегося на иждивении семьи, до исполнения ему 16 лет (на учащихся общеобразовательных учреждений - до оконча­ния обучения). Размер пособия равен 70% минимальной оплаты труда. Оно увеличивается на 100% для детей одиноких мате­рей, на 50% - для детей военнослужащих срочной службы и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов. Эти выплаты финансируются из бюджета.

Ежемесячные компенсационные выплаты предоставляются на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и составляют 50% минимальной оплаты труда. Финансируются за счет средств предприятия, выделяемых на оплату труда.

Средства ФСС могут использоваться на санитарно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Под направлением средств на эти цели понимается оплата стоимо­сти путевок, а также частичное финансирование мероприятий и внешкольному обслуживанию детей. При этом имеется в виду путевки в санатории, профилактории, в дома и на базы отды­ха, в лагеря для детей и юношества. Затраты на внешкольное обслуживание детей - это дотации на содержание детских и юношеских спортивных школ и оплата детских подарков к но­вогоднему празднику.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве

24 июля 1998 года принят Федеральный закон «Об обяза­тельном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Обязательное социальное страхование от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний пред­ставляет из себя вид социального страхования и предусматри­вает:

-обеспечение социальной защиты застрахованных и эко­номической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

-возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им трудовых обязаннос­тей по трудовому договору (контракту) и в иных уста­новленных Законом случаях (см. ст. 5 Закона), путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплата расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

-обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Закон устанавливает обязательный уровень возмещения вреда, но не ограничивает права застрахованных на возмеще­ние вреда в больших размерах - как путем иных видов страхо­вания работников (за счет собственных средств), так и путем заключения коллективных договоров (соглашений), в которых могут быть увеличены денежные суммы в возмещение вреда, компенсации дополнительных расходов и единовременного пособия.

Рассмотрим используемые в Законе (ст. 3) основные поня­тия.

Объект обязательного социального страхования от несчас­тных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний - имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессио­нальной трудоспособности либо их смертью вследствие несча­стного случая на производстве или профессионального заболе­вания.

Субъекты страхования - застрахованный, страхователь, страховщик.

Застрахованный:

  1. физическое лицо, подлежащее обязательному социально­му страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (согласно п. 1 ст. 5 Закона таковыми являются физические лица, выполняющие рабо­ту на основании трудового договора (контракта), заключен­ного со страхователем);

  2. физическое лицо, осужденное к лишению свободы и при­влекаемое к труду страхователем;

  3. физическое лицо, выполняющее работу на основании граж­данско-правового договора (например, подряда, поручения), однако при условии, что в нем зафиксировано, что

страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы;

4) физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном

порядке, и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

Сравнивая круг физических лиц, на которых распространяется Закон, с перечнем лиц, указанных в Правилах от 24 декабря 1992 года, отмечаем, что в него не входят члены колхозов и производственных (или сельскохозяйственных) кооперативов.

Отсюда вывод, что споры членов колхозов и кооперативов о возмещении причиненного им вреда разрешаются судами в гражданском порядке . Но если член кооператива работает в своем кооперативе по трудовому договору (контракту), возмещение производится на общих основаниях.

Страхователь - юридическое лицо любой организацион­но-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соот­ветствии с п. 1 ст. 5 Закона. Регистрация страхователей произ­водится страховщиком. Закон устанавливает краткие сроки, в течение которых страхователь должен быть учтен и зарегист­рирован.

Юридическое лицо считается созданным с момента его го­сударственной регистрации в органах юстиции . Стра­хователь- юридическое лицо должен быть зарегистрирован у страховщика в 10-дневный срок со дня его государственной регистрации.

Страхователи - физические лица, нанимающие работни­ков на основании трудового договора (контракта), подлежат регистрации в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с первым из нанимаемых работников.

Страховщик- Фонд социального страхования РФ.

Страховой случай - подтвержденный факт повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Несчастный случай на производстве- событие, в резуль­тате которого застрахованный получил увечье или иное повреж­дение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо за время следования к месту работы или возвращения с места ра­боты на транспорте, предоставленном страхователем, и кото­рое повлекло необходимость перевода застрахованного на дру­гую работу, временную или стойкую утрату им профессио­нальной трудоспособности либо его смерть.

Профессиональное заболевание- хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздей­ствия на него вредного (вредных) производственного (произ­водственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Основным документом, который используется при установ­лении диагноза «профессиональнее заболевание», в соответ­ствии с приказом Минздравмедпрома России № 90 от 14.03.96 г., является Список профессиональных заболеваний, включающий заболевания, которые вызваны исключительно или преимуще­ственно действием вредных, опасных веществ и производствен­ных факторов.

Страховой взнос - обязательный платеж по обязательно­му социальному страхованию от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный ис­ходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому та­рифу, который страхователь обязан внести страховщику.

Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40% стра­хового тарифа, установленного для соответствующей отрасли экономики.

Страховой тариф - ставка страхового взноса с начислен­ной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахован­ных. Страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются федеральным за­коном.

Обеспечение по страхованию - страховое возмещение вре­да, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком за­страхованному или лицам, имеющим на это право в соответ­ствии с Законом.

Профессиональная трудоспособность - способность чело­века к выполнению работы определенной квалификации, объ­ема и качества.

Степень утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Размер возмещения вреда прежде всего зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности, определение ко­торой в процентах возложено на медико-социальные эксперт­ные комиссии (МСЭК) субъектов Российской Федераций.

Право застрахованного на обеспечение по страхованию воз­никает со дня наступления страхового случая. Факт наступле­ния этого события удостоверяется комиссией по расследова­нию страхового случая, которая составляет либо акт о несчаст­ном случае, либо акт о профессиональном заболевании.

Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденное Постановлением Пра­вительства РФ № 558 от 03.06.95, установило единый порядок расследования и учета несчастных случаев, обязательный для предприятий, учреждений и других организаций всех форм соб­ственности.

Согласно Закону, ответственность страховщика наступает при утрате застрахованным трудоспособности от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Виновен причинитель в несчастном случае или невиновен, при выплате пострадавшему обеспечения по страхованию, значения не имеет.

В Законе («Общие положения») содержатся также нормы, регулирующие право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая.

Такое право имеют:

-нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получе­ние от него содержания;

-ребенок умершего, родившийся после его смерти;

-один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет, либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждений го­сударственной службы медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуж­дающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

-лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти;

В случае смерти застрахованного один из родителей, су­пруг (супруга), либо другой член семьи, не работающий и заня­тый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умерше­го и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окон­чания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолет­них детей предполагается и не требует доказательств.

Нетрудоспособными считаются несовершеннолетние, не достигшее 18 лет или граждане старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет; мужчины, дос­тигшие 60 лет, и женщины - 55 лет, либо признанные в уста­новленном порядке инвалидами (группа инвалидности в дан­ном случае значения не имеет).

Если трудоспособный член семьи находился на иждивении умершего, то права на возмещение вреда он, по общему прави­лу, не имеет. Однако если в течение пяти лет со дня смерти застрахованного трудоспособность утратится, с этого времени он приобретает право на получение страховых выплат.

Нетрудоспособным гражданам, состоявшим на иждивении умершего кормильца и имевшим право на возмещение вреда в связи с его смертью, вред определяется в размере среднеме­сячного заработка умершего, за вычетом доли, приходящейся на него самого и трудоспособных граждан, состоявших на его иждивений, но не имеющих права на возмещение вреда.

Обеспечение по страхованию осуществляется в виде посо­бия по временной нетрудоспособности, в виде страховых выплат, а также в виде оплаты дополнительных расходов, свя­занных с повреждением здоровья пострадавшего.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в связи со страховым случаем и выплачивается за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случа­ев на производстве и профессиональных заболеваний. Усло­вия назначения, правила начисления пособия по временной нетрудоспособности, продолжительность его выплаты и раз­мер определены Положением о порядке обеспечения пособия­ми по государственному социальному страхованию, утверж­денным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 (с последующими изменениями и дополнениями). Оно действу­ет на территории России, поскольку закон о государственных пособиях пока не принят.

Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяю­щих временную нетрудоспособность, утверждена 19 октября 1994 года Минздравмедпромом России и Фондом соцстраха России.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в связи с несчастным случаем на производстве или профессио­нальным заболеванием и выплачивается за весь период вре­менной нетрудоспособности застрахованного до его выздоров­ления или установления стойкой утраты профессиональной тру­доспособности в размере 100% его среднего заработка.

Закон различает единовременные и ежемесячные страхо­вые выплаты.

Они выплачиваются:

-застрахованному - если по заключению учреждения ме­дико-социальной экспертизы результатом наступления стра­хового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности;

-лицам, имеющим право на их получение - если результа­том наступления страхового случая стала смерть застрахованного.

Размер единовременной страховой выплаты застрахован­ному зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности и минимального размера оплаты на день выплаты.

В случае смерти застрахованного, единовременная страхо­вая выплата устанавливается в размере, равном шестидесяти­кратному минимальному размеру оплаты труда, установлен­ному Федеральным законом на день такой выплаты. Произво­дится она не только лицам, имевшим на день смерти застрахо­ванного право на ее получение (см. п. 2 ст. 7 Закона), но супру­ге (супругу) умершего (умершей) независимо от ее (его) трудо­способности. Сумма делится на всех указанных лиц, и выплата производится равными долями, приходящимися на каждого.

Зная процент утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего, а также его средний заработок, можно правиль­но определить размер ежемесячной страховой выплаты.

Состав заработка, из которого исчисляется размер ежеме­сячных страховых выплат, определяется п. 2 ст. 12 Закона.

При расчете размера заработка, утраченного застрахован­ным в результате наступления страхового случая, учитывают­ся все виды оплаты его труда (дохода) как по месту его основ­ной работы, так и по совместительству. Не учитываются вы­платы единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и сумма выходного пособия при увольнении. Размеры оплаты труда по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них производилась уплата страховых взносов страховщику. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беремен­ности и родам учитываются выплаченные по указанным осно­ваниям пособия.

Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициен­тов и надбавок.

Средний месячный заработок застрахованного подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 меся­цев работы, предшествовавших наступлению страхового слу­чая или утрате либо снижению его трудоспособности (по вы­бору застрахованного), на 12. Действующее законодательство предусматривает три возможных варианта отсчета 12 после­дних месяцев работы.

1. Первая точка отсчета- 12 последних месяцев работы, предшествующих страховому случаю. Так, если страхо­вой случай произошел 7 декабря 2007 года, то 12 после­дних месяцев работы отсчитываются назад по времени от декабря 2007 г. (ноябрь, октябрь, сентябрь, август, июль, июнь, май, апрель, март, февраль, январь 2008 года; декабрь 2007 г.).

Время наступления страхового случая подтверждается ак­том расследования. В тех случаях, когда имело место профес­сиональное заболевание, временем наступления события при­знается день выявления соответствующего заболевания ле­чебным учреждением, хотя бы это заболевание и не привело сначала к утрате трудоспособности.

2. Вторая точка отчета - 12 месяцев работы, предшествующих утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем.

По времени эти две точки отсчета могут совпадать, но мо­гут и различаться, причем иногда значительно. Когда послед­ствия несчастного случая проявляются сразу, они совпадают. Так бывает, например, при тяжелых травмах. Различия во вре­мени характерны для случаев, когда тяжелые последствия пе­ренесенной травмы проявляются через некоторое время после происшествия, допустим через два-три месяца либо через год-два. Какие из этих 12 последних месяцев работы выбрать, ре­шает сам пострадавший, право выбора предоставлено только ему. Вполне очевидно, что он выберет те 12 последних меся­цев работы, средний заработок за которые выше.

Время наступления постоянной (длительной) нетрудоспо­собности устанавливает МСЭК наряду со степенью утраты про­фессиональной трудоспособности, группой инвалидности и её причиной. Если МСЭК по каким-либо основаниям не устано­вила указанную дату (а это необходимо для исчисления разме­ра возмещения вреда из среднемесячного заработка за 12 по­следних месяцев работы перед утратой трудоспособности), она обязана рассмотреть данный вопрос дополнительно и принять соответствующее решение. При невозможности определить время наступления инвалидности временем ее наступления считается день установления инвалидности.

3. При профессиональном заболевании допускается вести от­счет 12 последних месяцев работы также перед прекраще­нием работы, повлекшей такое заболевание. Это третья точка отсчета, она касается только случаев профессиональ­ного заболевания. Данное правило введено не случайно. Профессиональное заболевание нередко приводит к утрате трудоспособности не сразу, а через некоторое время, порой довольно длительное, в течение которого заболевание по­степенно прогрессирует. В этот период заболевший часто выполняет другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, но заработок по которой нередко ниже прежнего.

Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не полностью прорабо­танные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются, в случае невозможности их замены.

Закон предусматривает случаи льготного исчисления зара­ботка, а также учитывает изменение материального положе­ния потерпевшего перед страховым случаем.

Так, размер среднего месячного заработка застрахованно­го, не достигшего возраста 18 лет, при назначении ежемесяч­ных страховых выплат не может быть ниже пятикратного ус­тановленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в местностях, где установлены такие коэффициенты и процентные надбавки.

Если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта), по желанию застра­хованного учитывается его заработок до окончания срока дей­ствия указанного договора (контракта) либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местно­сти, но не менее пятикратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с учетом район­ного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в местностях, где установлены такие коэффициент и про­центные надбавки.

Если в заработке застрахованного до наступления страхо­вого случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачи­ваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, ког­да доказана устойчивость изменения или возможности изме­нения оплаты труда застрахованного), при подсчёте его сред­него месячного заработка учитывается только заработок, кото­рый он получил или должен был получить после соответству­ющего изменения. В данном случае заработок будет браться не за 12 месяцев, предшествующих точке отсчета, а за более короткий срок, что не позволит ухудшить материальное положе­ние потерпевшего (застрахованного).

Практике известны случаи, когда получить документ о раз­мере заработка по тем или иным причинам невозможно. За­кон предусматривает, что при невозможности получения до­кумента о размере заработка застрахованного сумма ежеме­сячной страховой выплаты исчисляется исходя из «тарифной» ставки (должностного оклада), установленной (установленно­го) в отрасли для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выпла­тами.

После представления документа о размере заработка сум­ма ежемесячной страховой выплаты пересчитывается.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страхо­вой выплаты исчисляется, исходя из его среднего месячного заработка, получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных выплат за вычетом долей, при­ходящихся на него самого и трудоспособных лиц, не имеющих права на получение страховых выплат.

Для определения раз­мера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеюще­му право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначен­ные застрахованному как до, так и после наступления страхо­вого случая, не влекут уменьшения размера страховых выплат. В счет страховых выплат не засчитывается также заработок, полученный застрахованным после наступления страхового случая.

Если застрахованный помещен в дом для престарелых и инвалидов, ему выплачивается разница между назначенной суммой ежемесячной страховой выплаты и стоимостью со­держания в этом доме, но не менее 25% назначенной суммы ежемесячной страховой выплаты. Лицам, состоящим на иж­дивении помещенного в дом для престарелых и инвалидов застрахованного, ежемесячно выплачивается: на одного не­трудоспособного иждивенца- четверть, на двух - треть, на трех и более - половина назначенной суммы ежемесячной страховой выплаты. Оставшаяся часть за вычетом стоимости содержания в доме для престарелых и инвалидов, но не менее 25% назначенной суммы выплачивается самому застра­хованному.

Как и Правила от 24.12.92 г., Закон предусматривает, что сум­мы заработка, из которого исчисляются страховые выплаты, и сами выплаты зависят от стоимости жизни, а также минималь­ного размера оплаты труда. Поэтому при повышении стоимос­ти жизни суммы заработка, из которого исчисляется ежемесяч­ная страховая выплата, увеличиваются в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации.

При повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению мини­мального размера оплаты труда.

Дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья застрахованного. Сюда включаются расходы на:

-дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмот­ренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств;

-посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

-санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период ле­чения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а при необходимости также стоимость проез­да сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания;

-протезирование, а также на обеспечение приспособления­ми, необходимыми застрахованному для трудовой деятельнос­ти и в быту;

-обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче­смазочные материалы;

-профессиональное обучение (переобучение).

Эти дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в таких видах помощи, обес­печения или ухода.

В отличие от Правил от 24.12.92 г., Закон не конкретизирует, в каких суммах производится оплата дополнительных расхо­дов. Так, согласно ч. 4 ст. 22 Правил размер расходов, возме­щаемых на специальный медицинский уход, был поставлен в зависимость от минимального размера оплаты труда. Сумма этих расходов, установленная на уровне двух минимальных размеров оплаты труда, подлежала автоматическому повыше­нию в случае изменения минимума зарплаты. Для других по­терпевших, нуждающихся в обычном уходе, возмещение этих расходов производилось в размере 60% от суммы двух мини­мальных размеров оплаты труда. Инвалидам I группы заклю­чение МСЭК требовалось лишь для решения вопроса о возме­щении расходов на специальный медицинский уход. Дополни­тельные расходы на посторонний уход возмещались им на ос­новании документов об инвалидности.

Закон предусматривает, что оплата дополнительных расхо­дов независимо от их вида производится в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. Пока такой поря­док не утвержден.

Правила от 24.12.92 предусматривали возможность возме­щения расходов, если потерпевший нуждается в «постороннем уходе» (медицинском, обычном и бытовом). Закон же не знает такого вида ухода как «обычный». В нем речь идет речь только о постороннем (специальном медицинском и бытовом) уходе за застрахованным, в том числе, осуществляемом членами его семьи. Как мы уже говорили, страховые выплаты производят­ся страховщиком.

Возмещение застрахованному морального вреда, причинен­ного в связи с несчастным случаем на производстве или про­фессиональным заболеванием, не относится к страховым вып­латам. В данном случае следует руководствоваться ст. 151,1099, 1100 и 1101 ГК РФ и ч. 2 п. 3 ст. 8 Закона.

Возмещение застрахованному морального вреда, причи­ненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда, а не страховщиком. При определении размера ком пенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Споры между пострадавшим (застрахованным) и причинителем вреда, связанные с размером и выплатами в возмеще­ние морального вреда, рассматриваются судами.

Учет вины застрахованных при определении размера ежемесячных страховых выплат. Закон, как и ГК (ст. 1083), исходит из того, что при определении размера ежемесячных страховых выплат может быть учтена вина застрахованного. Если комиссией по расследованию страхового случая установ­лено, что грубая неосторожность застрахованного содейство­вала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьша­ется соответственно степени вины застрахованного. Впервые в нашем законодательстве предусмотрено, что размер возме­щения не может быть уменьшен более, чем на 25 %. Ни Пра­вила, ни Гражданский кодекс такого ограничения не предус­матривали.

Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывает­ся в акте о несчастном случае на производстве или в акте с профессиональном заболевании.

Вопрос о том, является ли неосторожность потерпевшего грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда, должен быть разре­шен в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств. В частности, грубой неосторожностью должно быть признано нетрезвое состояние потерпевшего, содействовавшее возник­новению или увеличению вреда.

В Законе особо предусмотрено, что размер ежемесячных страховых выплат не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного. При наступлении страховых случаев, подтвер­жденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается. Однако, если вред возник вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохрани­тельных органов, возмещению он не подлежит. Анало­гично решен этот вопрос и в гражданском законодательстве.

Единовременные страховые выплаты выплачиваются заст­рахованным не позднее одного календарного месяца со дня назначения, а в случае смерти застрахованного - лицам, име­ющим право на их получение, в двухдневный срок со дня пред­ставления страхователем страховщику всех документов, необ­ходимых для назначения таких выплат.

Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застра­хованному в течение всего периода стойкой утраты им профес­сиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахован­ного лицам, имеющим право на их получение, в периоды, ус­тановленные п. 3 ст. 7 Закона, а именно:

-несовершеннолетним- до достижения ими возраста 18 лет;

-учащимся старше 8 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

-женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, дос­тигшим возраста 60 лет - пожизненно;

-инвалидам - на срок инвалидности;

-одному из родителей, супругу (супруге) либо другому чле­ну семьи, не работающему и занятому уходом за находивши­мися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами - до достижения ими возраста 14 лет либо измене­ния состояния здоровья.

Днем обращения за обеспечением по страхованию считает­ся день подачи страховщику застрахованным, его доверенным лицом или лицом, имеющим право на получение страховых выплат, заявления на получение обеспечения по страхованию. При направлении заявления по почте днем обращения считает­ся дата его отправления.

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачи ваются застрахованному за весь период утраты им профессио­нальной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты заст­рахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.

Застрахованный, его доверенное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат, вправе обратиться к стра­ховщику с заявлением на получение обеспечения по страхова­нию независимо от срока давности страхового случая (п. 2 ст. 15 Закона, ст. 208 ГК). Однако требования о на­значении и выплате обеспечения по страхованию, предъявлен­ные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обес­печением по страхованию.

Если страховщик в установленный срок не принял реше­ния о назначении или об отказе в назначении страховых вы­плат, это рассматривается как отказ в назначении страховых выплат и дает застрахованному право перенести спор в суд.

Заявление на получение обеспечения по страхованию и до­кументы (их заверенные копии), на основании которых назна­чено обеспечение по страхованию, хранятся у страховщика.

Застрахованному, состоящему в трудовых отношениях со страхователем, страховые выплаты производятся самим стра­хователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов страховщику. Ежемесячные страховые выплаты производятся страхователем в сроки, установленные для выплаты заработ­ной платы.

Лицам, не состоящим в трудовых отношениях со страхова­телями, страховые выплаты производятся страховщиком. Еже­месячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который производятся указанные выплаты.

С момента вступления Федерального закона в силу, обязан­ность по возмещению вреда возлагается на страховщика. Од­нако в случаях, когда работодатель свои обязанности выпол­нял недобросовестно, допускал задержку выплат, он обязан рассчитаться с потерпевшим за счет собственных средств. За­кон предусматривает, что страховщик не несет ответ­ственности за ликвидацию задолженностей, образовавшихся в результате невыполнения работодателями или страховыми орга­низациями своих обязательств по возмещению вреда, причи­ненного работникам увечьями, профессиональными заболеваниями.

Лицам, получившим до вступления в силу Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное по­вреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхова­нию предоставляется в соответствии с Законом в полном объ­еме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда для всех работни­ков и сотрудников государственных налоговых инспекций и налоговой полиции, всех сотрудников милиции и приравнен­ных к ним работников Государственной фельдъегерской служ­бы РФ при Министерстве связи РФ, прокурорских работников, судей, всех сотрудников кадрового состава органов внешней разведки, всех военнослужащих внутренних войск, сотрудни­ков, военнослужащих и работников Государственной противо­пожарной службы, а также военнослужащих и граждан, при­званных на военные сборы, и некоторых других лиц.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство о социальном страховании, в том числе о страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний, являясь частично вновь введенным, а частично- унаследованным от советской системы права, нуждается в дальнейшем совершенствовании и уточнении в связи с расширением рыночных отношений.