6.Договор имущественного страхования
Имущественное страхование- это страхование, касающееся имущества юридических и физических лиц и осуществляется по договору имущественного страхования, по которому одна сторона (страховщик) обязуется обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу причиненные вследствие страхового случая убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя, т.е. выплатить другой стороне (страхователю) или иному лицу (выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, страховое возмещение в пределах страховой суммы, определенной договором.
Страховое возмещение не может быть больше страховой суммы, а страховая сумма не может превышать действительную стоимость имущества. Если установленная договором страховая сумма меньше страховой стоимости, то понесенные в результате страхового случая убытки страховщик обязан возместить в части, пропорциональной отношению страховой суммы к страховой стоимости. В договоре страхования может быть предусмотрен иной размер возмещения, например система первого риска, когда страховщик обязан возместить все убытки от наступления страхового случая, но в пределах страховой суммы.
Систематическое страхование разных партий однородного имущества на сходных условиях может осуществляться на основании «генерального полиса», который не требует оформления договора страхования на каждую партию имущества. Страхователь обязан лишь сообщать страховщику по каждой партии товара все предусмотренные генеральным полисом сведения.
Возможен переход права на застрахованное имущество от одного лица, в интересах которого заключен договор страхования, к другому лицу. В этом случае права и обязанности по договору страхования переходят к новому лицу, к которому перешли права на имущество.
Договор страхования имущества в пользу выгодоприобретателя может быть заключен с указанием или без указания его имени. Такое страхование получило название «за счет кого следует» и договор страхования оформляется с выдачей страхователю страхового полиса на предъявителя. При осуществлении страхователем или выгодоприобретателем своих прав необходимо предъявление этого полиса страховщику.
Виды и договоры имущественного страхования
Под объектом страхования понимается имущественный интерес и само имущество. Классификация видов имущества широка. Классификация по видам страховой деятельности соответствует Приложению 2 к «Условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» от 19 мая 1994 г. Однако Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) предполагает несколько отличную от принятой в ФЗ классификации.
Вместо трех отраслей выделено две: личное страхование (страхование жизни и здоровья) и имущественное страхование (в которое, согласно ГК РФ, входит и страхование ответственности).
Виды рисков, от которых может быть застраховано имущество или имущественный интерес, многообразны. Часто имущество подвержено угрозе пожара, наводнения, землетрясения, аварии, взрыва и т.д.
ГК РФ подразделяет имущественное страхование на три подотрасли по видам рисков, от которых могут быть застрахованы имущественные интересы:
- риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;
-риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности;
-риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или риск изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск.
В страховом договоре возможна комбинация объектов страхования и видов рисков и ограничение по объекту страхования, например, страхование двух объектов (транспортного средства и груза), но только на случай уничтожения или повреждения застрахованных видов имущества в результате аварии. Страхование называют комбинированным, или комплексным, если один договор объединяет несколько разнородных объектов или видов страхования (страхуемых рисков).
В силу специфики имущественное страхование разделяют на страхование от огня, страхование промышленных и сельскохозяйственных предприятий, морское страхование, воздушное страхование, космическое страхование, банковское страхование и др.
В имущественном страховании и страховании ответственности могут встречаться такие участники страхования, как сюрвейеры, т.е. физические или юридические лица, уполномоченные страховщиком на производство осмотра и оценки имущества, предлагаемого к защите, а также расчет причиненного застрахованному имуществу вреда (ущерба). В качестве сюрвейеров могут выступать также государственные органы, например, Государственный пожарный надзор (в случае, когда речь идет о страховании от огня или при оценке ущерба, причиненного огнем). В российской страховой практике сюрвейеры часто заменяются термином «оценщик», хотя эти понятия не идентичны.
Страхование средств наземного и водного транспорта
Страхование средств транспорта - один из видов автотранспортного страхования, объектами которого выступают механизированные и другие средства транспорта. Этот вид страхования проводится в добровольном порядке. Договоры страхования транспортных средств заключаются с гражданами России, иностранцами, постоянно проживающими на ее территории, а также с лицами без гражданства.
На страхование принимаются: автотранспортные средства, подлежащие регистрации органами МВД; автомобили, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы (аэросани); водный транспорт, подлежащий регистрации специальными органами; гребные, парусные, моторные лодки; моторные, парусные, моторно-парусные катера и яхты.
Основной договор страхования транспортного средства заключается сроком на один год или от двух до 11 месяцев, дополнительный - на срок, оставшийся до конца действия основного договора.
Страхование производится от:
- похищения транспортного средства или подвесного лодочного мотора – по его стоимости;
- уничтожения транспортного средства - по стоимости (с учетом износа) за вычетом стоимости остатков, годных для дальнейшего использования;
-повреждения транспортного средства - по стоимости ремонта в следующем порядке: стоимость новых частей, деталей и принадлежностей уменьшается соответственно проценту износа, указанному в договоре страхования, к полученной сумме прибавляется стоимость ремонтных работ, а затем вычитается стоимость остатков, годных для дальнейшего использования, переоценивается по проценту износа и степени их обесценивания, вызванного страховым случаем. В сумму ущерба включаются также затраты по спасению транспортного средства.
Страховщик оплачивает работы по составлению сметы затрат на ремонт, но не оплачивает ущерб потери товарного вида транспортного средства. Страхование средств транспорта, при котором страховщик возмещает ущерб, нанесенный страхователю при повреждении или гибели только самого перевозочного средства (исключая перевозимое имущество, багаж и т. д.), называется страхованием КАСКО. Однако в российской практике страхования автотранспорта популярно комбинированное страхование, когда страхуется не только транспортное средство, но и ответственность автовладельца, а также багаж и дополнительное оборудование.
Варианты страхования различны, поэтому страхователь может выбрать полное или частичное возмещение ущерба, нанесенного в результате повреждения, уничтожения, утраты (угона) транспортного средства. Однако не возмещаются убытки, возникшие в результате военных действий, а также маневров и иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений и т.д.
Комбинированное страхование автомобиля, водителя и багажа (авто-комби) осуществляется в двух вариантах:
-с полным возмещением ущерба и уплатой платежа по тарифу;
-с собственным участием страхователя в возмещении ущерба (франшизой) на определенную сумму и уплатой платежа по тарифу.
По такому договору ущерб в размере франшизы не возмещается. Кроме того, водитель и страхователь считаются застрахованными на случай смерти при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) с участием данного автомобиля.
Полное страхование (от всех рисков) представляет собой наиболее широкое страховое покрытие, которое предусматривает возмещение страхователю убытков.
Более общую проблему в системе страховых отношений, нежели страхование транспортных средств личного пользования граждан, составляет страхование транспортных рисков.
Транзитное страхование заключается на срок до 30 дней с целью обеспечения страховой защиты на время перегона транспортного средства к месту назначения.
Страхование водителей транспортных средств и пассажиров от несчастных случаев (этот вид страхования не следует путать с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств), по которому страховщик обязуется выплачивать страховую сумму, если вследствие ДТП застрахованный получил ранение или увечье, длительную или постоянную утрату трудоспособности либо умер.
Автомобили и другие средства транспорта могут быть застрахованы либо в размере их действительной стоимости (за вычетом износа), либо, если это предусмотрено договором, на любую меньшую страховую сумму. Во втором случае страхование проводится по принципу пропорциональной ответственности. Дополнительное оборудование и предметы багажа автомобиля по желанию страхователя могут страховаться вместе (в общей сумме) со средством транспорта или раздельно.
При страховании автомобиля могут быть также застрахованы от несчастного случая (дорожно-транспортных происшествий, влекущих ранение или увечье, длительную или постоянную инвалидность I, II или III групп).
При заключении страхового договора необходим предварительный осмотр транспортного средства. Полис, как правило, выдается страхователю после того, как он уплатил страховую премию либо страховой взнос.
В страховом договоре указываются сведения об автомобиле, в том числе, марка, год выпуска, мощность и объем двигателя, стоимость транспортного средства и дополнительного оборудования, количество мест, застрахованных в автомобиле, условия хранения транспортного средства, наличие сигнализации и др., а также цель использования транспортного средства (для бытовых и домашних целей, бизнеса, участия в гонках, такси, и т. д.).
На основании полученных сведений страховщик оценивает риски, включаемые в договор страхования, размер франшизы и другие условия договора.
Утаивание или искажение информации страхователем способно привести к тому, что страховщик может потребовать признать страховой договор недействительным.
Размер страховой премии рассчитывается по ставкам, установленным в зависимости от вида транспортного средства и варианта страхования. При страховании дополнительного оборудования и багажа размер страховой премии увеличивается, но также зависит от страховой суммы и варианта страхования. Для привлечения страхователя страховщики предлагают различные льготы, например рассрочку платежей и скидки по страховой премии.
При наступлении страхового случая размер ущерба и сумма страхового возмещения определяются на основании страхового акта и приложенных к нему документов органов ГИБДД, пожарного надзора, следственных, судебных органов, медицинских учреждений, подтверждающих факт и обстоятельства страхового случая (аварии, хищения, угона, пожара, неправомерных действий третьих лиц и т. д.), а при частичном повреждении средства транспорта помимо этого - на основании акта оценки и сметы на ремонт или восстановление. Страховое возмещение выплачивается в размере нанесенного ущерба с учетом износа и стоимости неповрежденной части имущества, но не выше соответствующей страховой суммы, обусловленной страховым договором.
При наступлении страхового случая на страхователя возлагаются обязанности к принятию всех возможных мер к спасению автомобиля, пассажиров и багажа, предотвращению их дальнейшего повреждения и устранению причин, способствующих возникновению дополнительного ущерба. Кроме того, в случае аварии, пожара, взрыва, похищения автомобиля или его отдельных частей, деталей и принадлежностей, а также предметов багажа страхователь обязан незамедлительно заявить об этом в компетентные органы; в установленный договором срок письменно заявить о любом страховом случае, произошедшем с транспортным средством, в страховую организацию, заключившую договор; предъявить в страховую организацию поврежденный автомобиль (или другое транспортное средство) до его ремонта или остатки от него, а также поврежденные части, детали и принадлежности автомобиля и предметы багажа или остатки от них.
Страховщик обязан в день получения заявления осмотреть поврежденный автомобиль, составить по установленной форме страховой акт и в течение установленного договором срока произвести выплату страхового возмещения.
Страховое возмещение за угнанную автомашину выплачивается обычно не ранее чем через два месяца после угона, т.е. по окончании срока предварительного расследования органами МВД.
По договору страхования возмещается только ущерб, нанесенный непосредственно в результате страхового случая. Поэтому в калькуляцию (смету) на восстановительный ремонт не включаются: стоимость техобслуживания и гарантийного ремонта; стоимость работ в связи с заменой деталей вследствие их изношенности, брака и т.п.; стоимость замены (вместо ремонта) узлов автомобиля из-за отсутствия отдельных деталей для ремонта этих узлов на ремонтных предприятиях. Однако подлежат оплате и включаются в страховое возмещение затраты на транспортировку поврежденного автомобиля до ремонтной мастерской или его стоянки, фотографирование, составление калькуляции на ремонт и потерю товарного вида, если эти расходы произведены страхователем.
Страховое обеспечение выплачивается страхователю или выгодоприобретателям (либо наследникам).
Страхование железнодорожного подвижного состава обеспечивает имущественные интересы страхователя, связанные с владением, распоряжением и пользованием железнодорожным подвижным составом на случай повреждения, уничтожения или утраты подвижного состава, в том числе от противоправных действий третьих лип. Страхованию подлежат:
-тяговый подвижной состав (локомотивы всех видов, дизельпоезда, авто- и мотодрезины, мотовозы и др.);
-вагоны (пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, рестораны, служебные, специальные вагоны, крытые, полувагоны, платформы, цистерны, цементовозы и все иные виды вагонов).
Договор страхования железнодорожного подвижного состава заключается сроком на один год и менее с юридическими лицами (собственниками или арендаторами железнодорожного подвижного состава). Его действие распространяется, как правило, на территорию России, но обязательства могут быть распространены на территории стран - членов СНГ и дальнего зарубежья и уплатой страховой премии по повышенному тарифу. Страхование рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава в основном производится одновременно, но в отдельных случаях по согласованию со страховщиком может предоставляться раздельно по каждому риску.
Минимальная страховая сумма по рискам повреждения, уничтожения и утраты при страховании единицы подвижного состава не может быть, согласно Правилам страхования, ниже 40 процентов стоимости единицы нового подвижного состава. Максимальная страховая сумма по риску повреждения при страховании единицы подвижного состава не может быть выше страховой действительной стоимости застрахованной единицы подвижного состава и устанавливается по каждой единице подвижного состава по согласованию сторон. Под действительной стоимостью подразумевается стоимость единицы подвижного состава с учетом износа на момент заключения договора страхования. Страховая стоимость может быть определена как балансовая, если она ниже или равна действительной стоимости единицы подвижного состава, определенной страховщиком в соответствии с существующими ценами на рынке.
Размер страхового тарифа по договорам страхования зависит от степени риска, которая обусловливается рядом факторов (срок службы, тип и количество единиц подвижного состава и т. п.) и определяется при заключении договора страхования.
Страховое возмещение выплачивается в соответствии с договором страхования:
-при повреждении железнодорожного подвижного состава - из расчета стоимости его восстановления, которая определяется в следующем порядке: к стоимости запасных частей, деталей и принадлежностей прибавляется стоимость восстановительных работ, а затем вычитается стоимость остатков, пригодных для дальнейшего использования на момент страхового случая;
-при утрате, уничтожении железнодорожного подвижного состава выплачивается полная страховая сумма с учетом предыдущих выплат и за вычетом стоимости остатков, пригодных для дальнейшего использования или утилизации. Сумма убытка оплачивается пропорционально соотношению страховой суммы и стоимости подвижного состава.
Если единица застрахованного подвижного состава утрачена (похищена), страхователю выплачивается страховое возмещение, причем перед выплатой составляется договор, по которому страхователь отказывается от своих прав на застрахованный вагон либо обязуется в случае обнаружения застрахованного вагона возвратить страховое возмещение в установленный договором срок. Однако заявление о выплате и все необходимые документы (состав документов регламентирован правилами страхования) при наступлении страхового случая страхователь обязан представить страховщику не позднее установленного договором срока. В противном случае страховщик оставляет за собой право отказать в страховой выплате. Страховщик рассматривает все необходимые документы по страховому случаю в течение срока, установленного в договоре страхования (обычно 7-10 дней), составляет страховой акт либо представляет страхователю мотивированный отказ.
В выплате страхового возмещения может быть отказано в следующих случаях: если уничтожение или повреждение произошло в результате умышленных действий страхователя (либо лица, действовавшего по поручению или с ведома страхователя), установленных компетентными органами; если страхователь не предъявил страховщику или его представителю поврежденный подвижной состав до его ремонта, его остатки или фотографии аварийного подвижного состава с видимым железнодорожным номером; если ущерб полностью возмещен лицом, виновным в его причинении (если ущерб возмещен частично, в размере, меньшей, чем причитающееся страховое возмещение, выплата осуществляется с учетом сумм, полученных страхователем от виновного лица); если страхователь (или его представитель) нарушил правила перевозок грузов (например, загрузка непредусмотренным грузом и превышение норм загрузки подвижного состава); если ущерб нанесен в результате нарушений страхователем или его представителем Правил технической эксплуатации железных дорог; при утрате, уничтожении или повреждении подвижного состава страхователь не представил все необходимые документы
Морское страхование судов (условия страхования судов КАСКО), груза и иных имущественных интернов базируется наследующих принципах:
-наличие имущественного интереса;
-наивысшая степень доверия сторон (клиент обязан сообщить страховщику всю информацию о застрахованном объекте, позволяющую установить конкурентоспособные условия страхования);
-наличие причинно-следственной связи убытка и события, вызвавшего его (только после установления причины убытка и факта наступления страхового случая можно получить страховое возмещение);
-выплата возмещения в размерах реального убытка (возмещение выплачивается в заранее оговоренной сумме, не превышающей фактического убытка);
-суброгация - переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требования, которое страхователь имеет к лицу, виновному в убытках, т.е., выплатив страховое возмещение, страховщик получает все права клиента и принимает меры к возмещению убытка с третьих лиц (если таковые имеются), виновных в причинении убытков. Страхование КАСКО судов - вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба, гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесения иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов.
На страхование принимаются: корпус судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также, а также суда в постройке.
Объем страховой ответственности распространяется на три группы убытков судовладельца, которые связаны: 1) с физической гибелью, повреждением и поломками корпуса, машин или оборудованием судна, 2) с возникновением ответственности соответственно размера убытков.
К первой группе относят следующее:
-опасности, связанные с морским, речным, озерным и другим судоходством (штормы, затопление и переворачивание судна, столкновение или касание других судов, подводных, плавучих или неподвижных объектов я т.д.);
-пожар, взрыв;
-кража со стороны лиц, не относящихся к категории «страхователь»;
-выбрасывание имущества за борт;
-пиратство;
-поломку или аварию на ядерном реакторе или установке;
- столкновение с самолетом, аналогичными летательными аппаратами или предметами, выпавшими из них, а также столкновение с наземным транспортным средством, доком или портовым оборудованием или установкой;
-землетрясение, извержение вулкана или удар молнии.
Вышеперечисленные опасности составляют стандартный перечень, включаемый в договор страхования. Кроме того, возмещаются убытки, если не будет доказано «отсутствие должной заботливости» со стороны страхователя, судовладельца или оператора судна, в следующих случаях (вторая группа):
-происшествие при погрузке, выгрузке или перемещении груза или бункера (топлива);
-взрыв котлов, поломка валов или скрытый дефект в машинном оборудовании или корпусе судна;
-небрежность со стороны капитана, офицеров, команды или лоцманов;
-небрежность со стороны ремонтных служб или фрахтователей, если они не являются страхователями по данному полису;
-баратрия (преднамеренное правонарушение в отношении судна) со стороны капитана, офицеров или членов команды,
-опасность загрязнения, которая обусловливает возмещение ущерба судну, нанесенного в результате действий официальных властей с целью предотвращения или уменьшения опасности загрязнения окружающей среды (или прибрежных вод) и при существовании угрозы загрязнения
Английский и континентальный (в том числе российский) подходы к страхованию каско судов различаются тем, что на континенте судовладельцу достаточно продемонстрировать факт убытка, тогда как в английской практике он должен разъяснить, вследствие воздействия какого застрахованного (т.е. включенного в договор страхования) риска возник убыток. Следовательно, классификация включаемых в договор страхования рисков более совершенна в английской практике.
Английские (стандартные условия) различают две группы рисков (по вкладу судовладельца в возникновение убытка):
-риски, не связанные с человеческим фактором, т.е. не зависящие от воли судовладельца: различные навигационные опасности, в том числе затопление судна в шторм, посадка на мель; взрыв, пожар; пиратство или бандитские нападения на судно; преднамеренный выброс имущества за борт; землетрясение, извержение вулкана, удар молнии; происшествие при погрузочно-разгрузочных работах или бункеровке; уничтожение судна, являвшегося потенциальным источником загрязнения окружающей среды, по приказу властей;
-риски, связанные с человеческим фактором, которые мог бы предотвратить судовладелец: взрыв котлов, поломка валов, скрытые дефекты оборудования или корпуса; небрежность офицеров или команды, ремонтников или фрахтователей; мошенничество со стороны офицеров или команды; столкновения с летательными аппаратами, наземным транспортом, доками или портовым оборудованием.
Если судовладелец докажет, что убыток возник вследствие одной из причин первой группы, то дальнейшего расследования практически не требуется. Если же страховой случай отнесен ко второй группе, то убытки судовладельца будут возмещены, только если будет доказано, что не имел место «недостаток должной заботливости», т.е. недосмотр или небрежность со стороны судовладельца, менеджера, суперинтендантов или руководящих сотрудников берегового аппарата судовладельческой компании.
Капитан, офицеры, члены команды или лоцманы не относятся к этой категории (хотя на российском рынке в договорах есть формулировки, согласно которым понятие «судовладелец» распространяется и на капитана судна). Последствия их недосмотра или небрежности покрываются страхованием. Каждый подобный ущерб изучается страховщиками на предмет наличия или отсутствия вины судовладельца и иных лиц.
Ставка страховой премии при страховании каско судов чаще всего выражается в процентах от страховой суммы по договору, но зависит не столько от страховой суммы, сколько от размеров и возраста судна. Размер ставки страховой премии обычно обратно пропорционален размеру франшизы, уровни которой в разных странах различны и зависят от стоимости и типа судна (на российском рынке франшизы низкие - около 5 тыс. долл. США по каждому страховому случаю, на английском - ее средний размер достигает 50 тыс. долл. США).
В страховании судов встречается специфическое страховое явление, именуемое общая авария, т.е. убытки, понесенные судовладельцем из-за чрезвычайных расходов в целях сохранения имущества, участвующего в страховании (судно, груз, фрахт). Общей аварией будет, например, считаться стоимость судового оборудования, выброшенного за борт в целях облегчения судно, севшего на мель.
Расчет общей аварии и распределение убытков по общей аварии между судном, грузом и фрахтом в международном морском страховании называется диспаш (dispashe), а специалист, производящий эти и связанные с ними расчеты – диспашер.
Страхование воздушных судов
Страхование воздушных судов- это один из видов авиационного страхования, который включает страхование различных видов ответственности эксплуатантов воздушных судов, владельцев (операторов) аэропортов и ангаров, производителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса и связанных с авиацией отраслей.
Чикагская конвенция 1944 г., регулирующая вопросы деятельности гражданской авиации и страхования воздушных судов (аппаратов тяжелее и легче воздуха, исключая космические, независимо от их конструкции и назначения, предназначенных для полетов в воздушном пространстве, поддерживаемых в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом и/или тяги двигателей).
Воздушные суда подразделяются на гражданские и негражданские.
Условия авиационного страхования составлялись с учетом опыта страхования судов и грузов, поэтому при страховании крупных авиационных рисков используются общие финансовые средства, обеспечивающие возможность страховой выплаты, а также универсальные и специализированные страховые организации андеррайтеров Ллойда, объединенных в синдикаты, а в первую очередь - морских страховщиков.
Специфика авиационного страхования заключается в катастрофической природе риска. Оно сохраняет свою рисковую природу, несбалансированность и убыточность для многих страховщиков.
Основными страхователями воздушных судов в настоящее время являются коммерческие авиаперевозчики и эксплуатанты, занимающиеся многими видами воздушных работ, операторы воздушных такси, аэроклубы, авиазаводы, различные организации, фирмы, занимающиеся продажей и перепродажей авиатехники, частные владельцы воздушных судов и т. д. Кроме того, свои воздушные суда страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов.
Объектом страхования является имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, включая крылья и хвостовую часть, шасси, электрических, гидравлических систем, навигационного и радиооборудования, установленного внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то время, пока на нем не установлены аналогичные части взамен снятых.
В мировой практике наиболее распространены комбинированные полисы по страхованию воздушных судов (так называемое «АВИАКАСКО») и различных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.
По договору страхования страховщик обязан возместить в денежной или в натуральной форме или уменьшить размер ущерба, нанесенного по любым причинам в течение периода страхования во время нахождения воздушного судна в полете, при рулении, на стоянке с выключенными двигателями - на земле или на воде (для гидропланов и других воздушных судов с поплавковым шасси). Воздушные суда могут быть застрахованы на условиях «только от полной гибели» или «от всех рисков».
В первом случае при наступлении страхового случая (т.е. полное разрушение, гибель воздушного судна) выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы. Во втором - страхователю выплачивается страховое возмещение не только при гибели судна, но и при его повреждениях, возникших по любым причинам, кроме специально установленных как исключения (оговорки) в полисе, но сумма выплаты зависит от условий и тяжести страхового случая.
Не покрывается ущерб вследствие износа, коррозии, конструктивных дефектов, поломки электрооборудования или механической, поломки отдельных механизмов, деталей и частей, если такой ущерб не явился следствием гибели или повреждений, вызванных пожаром, молнией, взрывом, ударом, столкновением воздушного судна с другим воздушным судном или с прочими объектами, злоумышленных действий третьих лиц
Стоимость страхования зависит от ряда факторов и повышается при более низком уровне безопасности полетов, профессионализма летного и летно-технического состава, при плохой организации обслуживания пассажиров на земле и на борту воздушных судов, плохом обеспечении условий отдыха членов экипажей, снижающих их нормальную работоспособность.
Распределением крупных рисков среди страховщиков часто занимаются брокеры, которые выполняют расчетную и другую техническую работу по поручению или с согласия страховщика - лидера данного вида страхования.
Страхование грузов
Страхование грузов призвано защитить имущественные интересы владельца груза или лица, которое несет материальную ответственность за груз. Основными участниками перевозки являются:
-отправитель (или грузоотправитель) - физическое или юридическое лицо, отправляющее принадлежащий ему груз из пункта отправления в пункт назначения;
-получатель - физическое или юридическое лицо, которое имеет право получить этот груз в пункте назначения;
- перевозчик - физическое или юридическое лицо (транспортная организация), владеющее транспортным средством или арендующее его (перевозчик должен доставить переданный ему отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю) или доставить в пункт перевалки на другое транспортное средство);
- экспедитор - как правило, юридическое лицо, которое обеспечивает координацию и взаимодействие всех сторон, вовлеченных в перевозку, осуществление перевалочных операций в пунктах перевалки и иных услуг, связанных с договором перевозки.
Договор может быть заключен на следующих условиях страхования: от всех рисков или от рисков, представленных некоторым списком. В последнем случае страховщик ограничивает свои обязательства только страхованием тех рисков, которые, по его мнению, возможно и выгодно страховать. Следовательно, для страховщика следует подготовить список страхуемых рисков, из которого страхователь делает выбор нужного ему набора страхуемых рисков.
Страховщик оценивает риск по предоставляемой ему информации о клиенте, транспортной компании и других участниках перевозки, грузе, маршруте и условиях перевозки, а также специфические сведения о грузе, например нормы естественной убыли груза вследствие усушки, утруски, и т.п.
Обычно договоры транспортного страхования грузов заключаются: с ответственностью за все риски (предоставляется страховая защита от всех видов ущербов по любой причине); с ответственностью за частную аварию (возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза); без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения.
Каждый вид груза имеет свою специфику проявления рисков. Перевозка автотехники сопряжена с частыми мелкими повреждениями лакокрасочного покрытия и мелкими кражами узлов и агрегатов. Продукты питания при перевозке подвержены рискам кражи, грабежа, порчи, заражения, загрязнениям Нефть и нефтепродукты могут быть недолиты и загрязнены. При страховании перевозок комплектного оборудования необходимо осуществлять проверку работоспособности оборудования сразу же после разгрузки или в оговоренные сроки, оговаривать взаимодействие страховщика и страхователя при ремонте или замене поврежденных узлов и агрегатов.
Страховые премии дифференцируют по видам транспортировки и типам страховой ответственности. Они зависят от места нахождения грузов при перевозке водным транспортом (в трюме или на палубе), а также других условий перевозки (дальность, направление и район плавания, конструкция, возраст и состояние транспортных средств и др.). При заключении договора с дополнительной ответственностью применяют индивидуальные ставки платежей, исходя из содержания этой дополнительной ответственности и специфики перевозимых грузов. Кроме того, для торговых судов ставки различаются в зависимости от их специализации (танкеры, лесовозы, зерновозы, контейнеровозы и т.д.) и ряда других признаков.
Особое внимание в договоре уделяют периоду страхования (часто устанавливают временный лимит действия страхового покрытия на одну перевозку) и распространению ответственности на отдельные транспортные операции: погрузку, разгрузку, промежуточное хранение и т. д., на которых риск повреждения или утраты товара может возрастать. После истечения срока страхования (лимита), но по продолжении транспортных операций страховщик вправе либо потребовать уплаты дополнительной страховой премии, либо считать договор прекратившим свое действие.
Нормы естественной убыли груза в процессе транспортировки обычно используются для определения франшизы.
В страховании авиаперевозок, для удобства расчетов лимитов ответственности за гибель , уничтожение или утрату имущества, введена т.н. единица СПЗ (специальных средств заимствования) – расчетная единица, принятая Международным валютным фондом. Одна единица СПЗ равняется примерно 20 дол. США. Например, за уничтожение при международных авиаперевозках 1 кг багажа, лимит ответственности составляет 17 единиц СПЗ.
Страхование фрахта, т.е. платы за перевозку груза, вносит свою специфику. Страхователем может выступать перевозчик, грузовладелец, либо тот и другой. Если по договору перевозки фрахт подлежит оплате в любом случае, даже при гибели судна с грузом, то в страховании фрахта и возмещении провозной платы заинтересован грузовладелец. Если же фрахт должен оплачиваться при доставке груза в порт назначения, то страхование фрахта - в интересах как перевозчика (судовладельца), который не получит фрахта в случае недоставки груза (в результате гибели судна); так и грузовладельца, который должен будет оплатить фрахт при доставке груза, даже если он поврежден. Перевозчик заинтересован в страховании фрахта в случаях, когда судно направляется под погрузку в другой порт и в пути получит повреждение, не позволяющее осуществить перевозку в установленные договором сроки.
Правовое регулирование гражданской ответственности перевозчика при международных грузовых автоперевозках осуществляется на основании Женевской Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ). Для авто перевозчиков стран, подписавших протокол КДПГ, лимиты страховой ответственности также устанавливаются в единицах СПЗ (8,33 ед. СПЗ за 1 кг груза).
Страхование финансовых рисков
Страхование финансовых рисков - вид имущественного страхования, которое по своей сути является страхованием риска потери прибыли или неполучения дохода вследствие различных причин.
Финансовые риски различны, например, физическое лицо (работник) может быть застраховано от неполучения доходов вследствие потери работы (по причине сокращения штатов, ликвидации предприятия и др.), юридическое лицо, например, банк - от потерь, связанных с ошибками персонала, нечестностью служащих банка, и т. д.
Обычно к страховым случаям относят: остановку производства или сокращение объема производства в результате оговоренных в договоре страхования событий; банкротство; непредвиденные расходы; неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке; понесенные застрахованным лицом судебные расходы, а также другие события.
Примером могут служить риски, которые особенно наглядно проявились после обвала рынка ценных бумаг в октябре 2008 г.
Возможно страхование предпринимательского риска, под которым понимается «риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов».
Росстрахнадзор установил для страховых компаний, занимающихся страхованием финансовых рисков, повышенные требования к размеру уставного капитала (не менее 2,5 млрд. руб.).
Страхование от потери прибыли вследствие вынужденного перерыва в производстве (простоя) предусматривает возмещение убытков при уничтожении или повреждении определенного имущества страхователя (техники, производственного оборудования, зданий, сооружений и, т. п.) вследствие обусловленных событий (пожара, затопления и т. д.), если обычная хозяйственная деятельность страхователя прекратится (или ее объемы сократятся). Страховщик возмещает страхователю потерю прибыли (неполученную прибыль), которую тот мог бы получить при нормальном функционировании предприятия за срок, равный периоду вынужденного перерыва в производстве. Может возмещаться потеря прибыли (неполученная прибыль) страхователя, если перерыв в производстве наступил вследствие повреждения (уничтожения) имущества, не являющегося собственностью страхователя, но переданного ему в пользование в соответствии с заключенными договорами (аренды, совместной деятельности и др.).
Размер страхового возмещения при наступлении страхового случая обычно определяется на основании отчетных документов страхователя и специальных расчетов (устанавливается средний размер прибыли за некоторый период, предшествующий заключению страхового договора либо предшествующий вынужденному перерыву в производстве, и средняя прибыль за период). Чаще такой период принимают равным 12 месяцам. Если выяснится, что в контрольный (стандартный) период страхователь не получал никакой прибыли, то страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения, так как потери прибыли как таковой не было.
Страхование от риска непредвиденных судебных расходов, т. е. расходов, связанных с ведением страхователем (юридическим лицом, предпринимателем или просто гражданином) дел в судах общей юрисдикции или арбитражных судах. Страховым случаем являются вынужденные расходы по уплате госпошлины, издержки, связанные с рассмотрением дела в суде, расходы по оплате помощи адвокатов и др.
Страхование финансовых рисков, связанных с неисполнением обязательств клиентами (контрагентами) страхователя, например риск по договору поставки или купли-продажи товара. К данному виду страхования относится и страхование финансового риска банка, который связан с невозвратом кредитных средств, в том числе и по договорам межбанковского кредита, с неоплатой купленных банком векселей и т.п., а также риска, связанного с ошибками сотрудников банка или нечестностью его персонала, которые могут повлечь непредвиденные выплаты и расходы.
Страхование финансового риска по кредитному договору может осуществляться по отдельному кредитному договору или группе договоров (портфельное страхование). Предел ответственности страховщика определяется страховой суммой, устанавливаемой соглашением сторон и не может превышать суммы выдаваемого кредита с процентами за пользование кредитом. Банк может застраховать свой финансовый риск по всей сумме выданного кредита с процентами (или без процентов) за пользование им либо на меньшую сумму.
Такой вид страхования отличен от страхования ответственности заемщиков за непогашение кредита, которое в России в настоящее время не осуществляется. Их сходство в том, что выгодоприобретателем в этих видах страхования является, как правило, банк, а страховой риск связан с невозвратом кредитных средств. Однако различия связаны с разной трактовкой страхового случая, объемом ответственности страховщика и другими отличиями.
Страховые компании охотнее заключают договоры страхования с банками не на всю сумму выданного кредита с процентами, а на 80-90% этой суммы. Предусмотренная таким образом доля участия банка в возмещении убытка повышает его ответственность и заинтересованность в возврате кредита. Перед заключением договора страхования страховая компания оценивает степень риска по информации, предоставленной банком-страхователем (документы, свидетельствующие о финансовом положении заемщика, технико-экономическое обоснование кредитуемых мероприятий, копии контрактов, под которые предоставляется кредит, и т.п.). Размер страховой премии зависит от степени риска, суммы кредита и процентной ставки, срока пользования кредитом и вида обеспечения кредитного обязательства.
Срок действия договора страхования зависит от конкретных рисков и условий их проявления. Страховым случаем признается невозврат заемщиком кредитных средств и процентов за пользование ими по истечении определенного срока по причине несостоятельности (банкротства) заемщика, умышленного неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей по кредитному договору, невозможность исполнения обязательств заемщиком вследствие форс-мажорных обстоятельств, и др.
Страхование предпринимательского риска включает как риск утраты имущества, так и риск неполучения ожидаемых доходов. Страхователем по договору страхования предпринимательского риска может быть только лицо, риск убытков от предпринимательской деятельности которого страхуется. Нельзя застраховать чужой предпринимательский риск.
В этом основное отличие данного вида страхования финансовых рисков. Отметим, что этот вид страхования позволяет предпринимателю защитить себя от рисков потери имущества (капитала) и доходов (процента на капитал).
Страхование банковских рисков включает страхование:
наличных денег, находящихся в кассе банка; содержимого абонентского сейфа; ценностей, помещенных в хранилищах банка; имущества банка; перевозки наличных денег («инкассаторское» страхование); сотрудников банка от несчастных случаев за счет средств банка; банка от простоя; банковских вкладов за счет средств банка; от несчастных случаев вкладчиков банка на сумму и срок вклада за счет средств банка; банковских автоматов (банкоматов); кредитных учреждений, осуществляющих операции с пластиковыми карточками и тд.
Особый интерес представляет система страхования интересов вкладчиков (Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрено создание Федерального фонда обязательного страхования вкладов).
С 2008 г. страхование банковских вкладов физических стало в ряде случаев обязательным на основании ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В соответствии с этим законом обязательному страхованию подлежат банковские вклады и банковские счета физических лиц, независимо от их гражданства, размещенные в банках Российской Федерации.
Средства, находящиеся в иностранных банках на территории РФ и средства, размещенные в зарубежных филиалах российских банков, а также средства на вкладах на предъявителя, обязательному страхованию не подлежат.
Для осуществления данного страхования в России создана Система Страхования Вкладов (ССВ), т.е. федеральная государственная программа защиты сбережений населения, размещаемых в российских банках. Работу ССВ и проведение выплат организует и осуществляет Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»
Предельная сумма компенсации составляет на 2009 год 700 тыс. рублей.
В условиях все чаще наблюдающихся аномальных погодных условий и увеличивающегося риска, связанного с сельскохозяйственным производством, возрастает роль сельскохозяйственного страхования. В 2010 г. начато рассмотрение законопроекта «Об обязательном сельскохозяйственном страховании». В соответствии с ним предусмотрено обязательное сельскохозяйственное страхование (страхование урожая и поголовья сельскохозяйственных животных) для тех сельскохозяйственных производителей, которые пользуются финансовой или материальной государственной поддержкой.
Классическое страхование имущества имеет особенности, связанные со страховой оценкой объектов и определения страховой суммы в отношении ценностей, помещенных в сейф или в хранилище, ценных бумаг на дату наступления страхового случая и др.
Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон с учетом страхуемого риска и условий его проявления, поэтому размер страховой премии определяется в зависимости от объекта и срока страхования.
Страхование имущества физических и юридических лиц
Страхование имущества граждан многообразно и распространяется на относительно самостоятельные виды страхования:
-личного автомобильного транспорта;
-жилых помещений (квартира или комната в городской застройке) и совокупности их конструктивных элементов (перекрытия, перегородки), а также отделки пола, стен, потолка;
-строений (дачи, коттеджи, бани и т. п.) и совокупности их конструктивных элементов (крыша, стены, перекрытия, и т.д.) с учетом их отделки;
-домашнего и другого имущества, т.е. предметов домашнего обихода, личного потребления, а также предметов подсобного хозяйства;
-имущества от повреждения или гибели вследствие взрыва паровых котлов, газохранилищ, газопроводов, машин, аппаратов в других аналогичных устройств;
-имущества от ущерба в результате аварий систем водоснабжения;
-электронного оборудования от так называемых «электронных рисков»;
-имущества в холодильных камерах;
-домашних животных, и др.
Однако объектом имущественного страхования граждан не могут быть документы, ценные бумаги, денежные знаки, рукописи, коллекции, уникальные и антикварные предметы,
изделия из драгоценных металлов, камней, предметы религиозного культа и т.д., если не заключается специальный договор страхования конкретного имущества.
Каждый из этих видов обладает своими особенностями и отличиями при оформлении договорных отношений между страхователем и страховщиком.
Имущество граждан принято делить по степени его важности для удовлетворения семейных потребностей на две категории:
-приоритетное имущество, т.е. имущество особой важности и первой необходимости, гибель которого задевает личные и общественные интересы;
-прочее имущество, гибель которого задевает в основном личные интересы граждан.
Гибель имущества первой категории (жилого дома и сельскохозяйственных животных в той местности, где они являются источником питания семьи) может нанести владельцу чрезвычайный ущерб, при котором ему не обойтись без посторонней помощи. Поэтому при гибели этого имущества государство вынуждено оказывать материальную помощь гражданам.
Страхователи жилого помещения — совершеннолетние собственники квартир, ответственные квартиросъемщики (если жилье относится к государственному или муниципальному жилищному фонду) или наниматели (арендаторы) жилья (если жилье сдается внаем, в аренду по договору), а также члены их семей и иные лица, имеющие интерес в страховании данного жилого помещения.
Выгодоприобретателями по договору страхования могут быть назначены только собственники, ответственные квартиросъемщики, арендаторы или наниматели жилья. Строения, как правило, страхуются без разделения на конструктивные элементы и элементы отделки, но могут быть застрахованы и по частям. Страховая сумма при этом устанавливается в долевом отношении от стоимости строения в целом, соответствующем доле страхователя в общей собственности. В настоящее время распространяется т.н. «коробочное» страхования жилья, когда устанавливается предел страхового возмещения на все имущество, находящееся в жилом помещении, без указания долевого отношения различных видов застрахованного имущества.
Страхователем домашнего и другого имущества, принадлежащего всей семье на правах собственности, может быть любой совершеннолетний член семьи.
Подводя итоги всего изложенного, необходимо отметить, что рынок имущественного страхования в России постоянно развивается, во-первых, из-за роста благосостояния граждан, во-вторых, из-за бурного развития бизнеса и транспорта, а в-третьих- из-за изменения психологии населения России, которое все более осознает важность страхования вообще и имущественного страхования в частности.
Сущность перестрахования и сострахования.
Перестрахование – это система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания сбалансированного портфеля страхований, обеспечения финансовой устойчивости страховых операций.
Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).
В договоре перестрахования участвуют две стороны: страховое общество, передающее риск, и страховое общество, принимающее риск на свою ответственность.
Передаваемый риск называется перестраховочным риском. Процесс, связанный с передачей риска, называется цедированием риска, или перестраховочной цессией, т.е. уступкой кому-либо требования по обязательству другого лица, передача кому-либо своих прав на что-либо.
Перестрахователя, т.е. страховщика, отдавшего риск, называют цедентом, т.е. кредитором, уступающим свое право требования другому лицу.
Перестраховщика, т.е. страховщика, принявшего риск, называют цессионарием. Это лицо, становящееся кредитором в силу передачи ему права требования. Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования.
При наступлении страхового события перестраховщик несет ответственность в объеме принятых на себя обязательств по перестрахованию. Отношения страховщиков по перестрахованию регулируются договорами между ними.
В тех случаях, когда страховщик не подписывает новый договор страхования, но его обязательства сохраняют силу по ранее подписанным договорам, продолжавшим действовать, применяется термин ран-офф. При этом риск, принятый перестраховщиком от перестрахователя (цедента), может подвергаться последующей передаче полностью или частично другому перестраховщику.
Перестрахование перестрахования, при котором перестраховщик «перепродает» часть или все свое обязательство другому перестраховщику, называется ретроцессией, а переданный по договору перестраховочный риск называют ретроцесседированным риском.
Перестраховщик, отдавший риск в перестрахование третьему участнику, называется ретроцедентом, а перестраховщик, принявший ретроцессидированный риск – ретроцессионарием.
Основной функцией перестрахования является вторичное распределение риска. В результате перестрахования и ретроцессии достигаются дробление рисков, распределение ответственности среди большого количества страховых обществ как на внутреннем страховом рынке, так и на внешнем страховом рынке.
Перестрахование рисков между страховыми компаниями разных государств является по своей сущности разновидностью внешней торговли. Объектом продажи здесь служат страховые гарантии (услуги по страхованию).
Различают активное и пассивное перестрахование. Активное перестрахование заключается в принятии иностранных рисков для покрытия или продажи страховых гарантий. Пассивное перестрахование означает передачу своих рисков иностранным перестраховщикам или приобретение страховых гарантий.
Путем ретроцессии часть рисков может быть передана первоначальному страховщику. Во избежание этого в договор перестрахования может вноситься оговорка: «Без права ретроцессии». .
Перестрахование решающим образом влияет на обеспечение финансовой устойчивости страховщика.
Во-первых, в каждом отдельном виде страхования неизбежно существует большое количество очень крупных или особо крупных рисков, которые одна страховая компания не может взять целиком на себя. В случае особо крупных рисков она может либо ограничить их принятие с учетом своих финансовых возможностей и пойти путем сострахования с другими страховыми компаниями, действующими на том же рынке или даже на различных рынках, либо принять большую долю риска с расчетом передачи его части другой страховой компании или компании, занимающейся перестрахованием.
Каким именно путем пойдет страховая компания, зависит от выбранного вида страхования. Самое главное – страховая компания лучше защитит себя в случае наступления особо крупных рисков, сократив уровень ответственности по сравнению со взятыми обязательствами. Другими словами, «крупные риски» в ее портфеле сводятся до уровня, который позволяет страховой компании без опасности для себя принять их.
Во-вторых, с помощью перестрахования можно выравнивать колебания в результатах деятельности страховой компании на протяжении ряда лет. В перестраховании действует тот же принцип распределения риска, что и в страховании. На результатах деятельности страховой компании в течение одного года могут неблагоприятно сказаться либо существенные потери от большого числа страховых выплат, вызванных наступлением одного страхового случая, либо очень плохие результаты по всему страховому портфелю в течение года. Перестрахование выравнивает такие колебания. Тем самым достигается стабильность результатов деятельности страховой компании на протяжении ряда лет, и это крайне важно для обеспечения финансовой устойчивости страховщика.
Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что страховая компания нуждается в перестраховании, чтобы иметь возможность покрывать потери по единичным крупным рискам, потери в результате наступления катастрофических случаев либо потери по рискам в случае наступления более высокого, чем в среднем, количества страховых случаев. Практически она делает это, принимая на страхование риски частично за счет средств своих перестраховщиков. Иначе говоря, перестраховщик оказывает финансовую поддержку страховой компании, чтобы она могла расширить свою деятельность. Это крайне важно для страховщика, заинтересованного в проникновении на рынок и расширении возможностей своей компании. Он не может сделать этого, если без угрозы для своей финансовой устойчивости будет принимать лишь незначительную часть крупных рисков.
Благодаря перестрахованию страховщик в состоянии принимать в страхование большее количество рисков, чем без перестрахования. Это дает страховой компании возможность применять закон больших чисел и основной принцип страхования, согласно которому многие должны покрывать убытки нескольких. Чем больше договоров заключено страховой компанией, тем более сбалансированным становится ее страховой портфель и тем меньше колебаний в предъявляемых ей претензиях по страховым выплатам. Перестрахование позволяет страховщику расширить перечень рисков, принимаемых в страхование, охватить большее количество видов страхования, дает возможность страховщику защитить активы компании в случае неожиданно неблагоприятных результатов в одном из конкретных видов страхования.
Таким образом, перестрахование – необходимое условие обеспечения финансовой устойчивости и нормальной деятельности любого страховщика вне зависимости от размера его собственного капитала и страховых резервов. Согласно закону больших чисел, на котором базируется страхование, совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от отдельного случая. Чем большее количество объектов страхования с приблизительно равной стоимостью и вероятностью наступления страхового случая застраховано страховой компанией, тем устойчивее страховой портфель (совокупность застрахованных объектов), и результаты страховых операций могут быть исчислены заранее с достаточно высокой степенью точности.
Однако в большинстве случаев страховые общества не имеют возможности создать идеально сбалансированный портфель, поскольку количество объектов страхования небольшое или в портфеле содержатся крупные и опасные риски. Для выравнивания страховых сумм принятых на страхование объектов, приведения потенциальной ответственности по совокупной страховой сумме в соответствие с финансовыми возможностями страховой компании и, следовательно, для обеспечения финансовой устойчивости страховщика используется перестрахование.
Той же цели, что и перестрахование, служит сострахование, которое в определенных случаях бывает более оправданным. В практике страхования одни риски, как правило, только перестраховываются, другие - только состраховываются.
Крупные риски чаще состраховываются (промышленные, транспортные, авиационные, космические). Но в массовых видах страхователя (страхование автомобилей, страхование личного имущества, страхование от несчастных случаев и т.п.) уместно только перестрахование. Принятое в ЕС правило к «крупным» рискам относит объекты, отвечающие как минимум двум из трех нижеследующих условий:
-сумма баланса - более 6,2 млн. евро;
-товарооборот - более 12,8 млн. евро год,
-число занятых - более 250 человек.
При рассмотрении вопроса о перестраховании страховая компания исходит из того, что перестрахование должно быть экономически эффективным с точки зрения достижения цели и учитывать стоимость перестрахования.
Под стоимостью перестрахования принято понимать не только причитающуюся перестраховщику соответствующую его доле ответственности часть страхового платежа, но и расходы по ведению дела в связи с оформлением перестрахования.
Важным моментом при организации перестрахования является определение так называемого собственного удержания компании, экономически обоснованного уровня суммы, в пределах которой страховая компания оставляет на своей ответственности долю застрахованных рисков, передавая в перестрахование суммы, превышающие этот уровень.
Установление собственного удержания в оптимальном размере - весьма сложное дело. Если лимит собственного удержания установлен на заниженном уровне, страховая компания будет вынуждена передавать в перестрахование излишнюю часть премии, которую она могла бы сохранить при условии правильного определения лимита собственного удержания. Если лимит собственного удержания окажется слишком высоким, финансовая устойчивость страховщика будет подорвана. Существует много теорий и практических рекомендаций по установлению лимитов собственного удержания. Однако и теории, и рекомендации носят общий характер и не могут учитывать специфических условий деятельности конкретных компаний, которые если и руководствуются ими, то подходят к ним критически.
В настоящее время почти все страховые компании России нуждаются в перестраховании. Большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми средствами и не могут брать на себя крупные риски. Передавая часть своей ответственности перестраховщику, страховая компания может гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами даже при наступлении нескольких крупных страховых случаев. Перестрахование является необходимым, прежде всего, в случае опасных и крупных рисков на взаимных началах или в специализированных перестраховочных обществах.
Развитие перестрахования поможет максимально использовать емкость российского национального страхового рынка.
Потребность в дальнейшем развитии специального института - института профессиональных страховщиков, обусловлена тем, что у профессионального перестраховщика нет прямого выхода на рынок страхователей. Перестраховщик оказывает страховщику экономическую поддержку, которая, с одной стороны, дает последнему гарантии финансовой устойчивости, а с другой - большую свободу действий.
Первая и практически самая важная функция перестрахования - это ограничение риска, т.е. перестрахование уменьшает страховой риск отдельного страховщика. С передачей страховщиком части риска перестраховщику риск, который обязан нести сам страховщик, сокращается до размера, который он готов и может нести с учетом своих финансовых возможностей.
Сущность факультативного и облигаторного перестрахования
Перестраховочные операции по методу передачи риска в перестраховании делятся на факультативные и договорные (облигаторные).
Факультативный метод перестрахования заключается в том, что перестрахователю (цеденту) и перестраховщику (цессионарию) предоставлена возможность оценки рисков, которые могут быть переданы в перестрахование полностью или частично. Договор факультативного перестрахования - это индивидуальная сделка, касающаяся в основном одного риска. Он предоставляет полную свободу участникам договора: перестрахователь имеет право предложить какой-то один вид ответственности, а перестраховщик - принять или отклонить предложение перестрахователя и выдвинуть встречное условие договора. В этой возможности индивидуальной оценки риска заключается отличительная особенность метода факультативного перестрахования. Вопрос рассматривается и решается по каждому риску отдельно. Передавая риск в перестрахование, перестрахователь имеет право на удержание в свою пользу комиссионных, которые в зависимости от риска могут составлять до 40% брутто-премии. Данные комиссионные предназначены на покрытие расходов по аквизиции страхования и его оформлению.
Аквизиция страхования - это работа по привлечению новых договоров добровольного страхования.
Основной недостаток факультативного перестрахования заключается в следующем: поскольку перестраховщик имеет полную свободу в решении вопроса о принятии предлагаемого риска в перестрахование и о его отклонении, то к моменту наступления страхового случая риск может оказаться или неперестрахованным, или перестрахованным частично. Это не позволит перестрахователю полностью компенсировать потери сверх его потенциальных финансовых возможностей.
Таким образом, нормальной процедурой при любой коммерческой сделке является то, что обе стороны стараются как можно более точно определить свои права и обязанности по контракту, оговаривая при этом специальные пожелания и условия. Такое вполне понятное желание наиболее полно удовлетворяется факультативным перестрахованием, так как это единственная форма перестрахования, при которой перестраховщик получает возможность, еще до принятия обязательств, внимательно рассмотреть те отдельные риски, которые он собирается принять.
С этой целью перестраховщик получает перестраховочный бланк (слип) от страховщика, в котором охарактеризованы наиболее важные данные и информация о риске: имя и адрес страхователя, вид риска, начало и конец действия страхования, страховая сумма и премия. В бланке также указывается собственное удержание страховщика, т.е. максимальная сумма, которую цедент хочет принять на свой страх и риск.
Получая такое предложение, перестраховщик может принять риск полностью или частично на основе определенной процентной ставки или фиксированной суммы, подтверждая свое
согласие соответствующей утверждающей пометкой на дубликате бланка, который потом возвращается данному страховщику. Разумеется, перестраховщик может и отклонить риск. Отсутствие ответа перестраховщика на слипе, конечно, не подразумевает его молчаливого согласия на принятие такого риска. Более того, перестраховщик может потребовать более детальную информацию до принятия предложения, например, он может попросить выслать копию страхового полиса или поинтересоваться подробностями расчета премии.
Как указывалось ранее, факультативный риск не считается перестрахованным до тех пор, пока страховщик не получит подтверждение о приеме предложения от перестраховщика. Более того, перестрахование автоматически заканчивается, если оно не будет продлено после окончания действия страхового полиса. Существенные изменения в полисе, его условиях и размерах премий, сделанные в период действия полиса, влекут изменение обязанностей перестраховщика только в том случае, если он выразит свое полное согласие с ними. При этом перестраховщик обладает правом отказать в продлении перестрахования, гарантированного им ранее.
Факультативное перестрахование во многих аспектах имеет сходство с деятельностью страховщика. Крупные профессиональные перестраховочные общества могут гарантировать страхование такого рода благодаря своему обширному опыту во многих сферах и способности быстро и должным образом оценивать риск и премию. Факультативное перестрахование обычно осуществляется перестраховщиками, уже знакомыми с практикой страховщика, передающего риск, благодаря действующим договорам по облигаторному перестрахованию. Кроме вопросов, связанных с предоставлением средств (емкости) на покрытие рисков, которыми обладает профессиональный перестраховщик, другим важным фактором для цедента является то, что профессиональный перестраховщик не станет некорректно использовать информацию, в том числе и данные, полученные им вместе с факультативным риском.
Факультативное перестрахование является дорогостоящим и требует много времени. До принятия предложения может возникнуть сомнение, будет ли, и если будет, то в какой степени, требуемое перестрахование подходящим в данном случае. Поэтому значение этой формы перестрахования уменьшилось по сравнению с облигаторным перестрахованием. Но несмотря на его более высокие затраты и более низкие комиссионные, факультативное перестрахование вновь приобрело огромное значение в последнее время, в частности, при страховании огневых рисков, страховании ответственности (производств и гражданской ответственности производителя товаров), а также при страховании жизни, транспортном и воздушном страховании, а также страховании технических установок. Факультативное перестрахование требуется и при страховании чрезвычайных рисков, таких как землетрясение, затопление и наводнение, бунт, война. Эти риски, как правило, исключаются из договоров облигаторного перестрахования.
Факультативное перестрахование находит также широкое применение в морском и авиационном страховании. Такие большие риски, как океанские лайнеры, широкофюзеляжные транспортные самолеты, выставки и перевозки ценных бумаг, требуют факультативного перестрахования, несмотря на тот факт, что эти риски уже покрываются в значительной степени при состраховании и облигаторном перестраховании.
Договорный метод перестрахования отличается от факультативного тем, что отношения между перестрахователем и перестраховщиком носят обязательный, или облигаторный характер.
Облигаторное перестрахование представляет собой обязательную форму перестрахования, при которой все страховщики, действующие в данной стране, обязаны по закону передать в предписанной доле определенному перестраховщику (обычно государственному) все принимаемые на страхование риски.
К договору перестрахования предъявляются повышенные требования; его условия должны быть четко сформулированы.
Согласно условиям облигаторного договора перестрахования, цедент обязан передавать все риски, детально описанные в договоре (например, все полисы по огневым рискам, заключенные в Германии, транспортный бизнес во Франции, все риски, указанные в отделении по страхованию оборудования, и т.д.). Это значит, что перестраховщик обязан принять все риски: его не спрашивают в каждом отдельном случае, что он думает и как оценивает риск. Более того, по экономическим соображениям цедент должен иметь право выбирать риски по своему усмотрению, в конкретном случае установить премию, принять необходимые административные меры в отношении перестрахованных полисов и определить размеры убытка так как он считает нужным в общих с перестраховщиком интересах. Однако во всех своих решениях цедент обязан соблюдать интересы перестраховщика, как если бы эти интересы были его собственными. Если цедент действует с грубой небрежностью и с умыслом по отношению к интересам перестраховщика, перестраховщик перестает подчиняться решениям цедента. Поэтому право страховщика на руководство соответствует (с точки зрения перестраховщика) обязанности перестраховщика следовать решениям и действиям цедента. Таким образом, эта обязанность перестраховщика основывается на праве цедента на руководство в деловых операциях: она подвержена тем же самым ограничениям, как и право цедента на руководство.
Цедент постарается заключить факультативно-облигаторный договор перестрахования, если он передает факультативное перестрахование регулярно в отдельном виде бизнеса, а не только от случая к случаю. При этой форме перестрахования страховщик имеет право перестраховать определенные виды рисков, охарактеризованные с максимальной точностью, в то время как перестраховщик обязан принять предлагаемые ему риски (поэтому договор называется факультативно-облигаторным). Этот вид перестрахования существенно отличается от стандартного факультативного перестрахования тем, что перестраховщик не имеет права отказаться принять риск. В свою очередь, он получает более широкий и более сбалансированный портфель, потому что он получает индивидуальный риск от случая к случаю, и поэтому вообще готов заплатить больший размер перестраховочной комиссии.
Важно отметить, что открытое покрытие не используется только для перестрахования опасных рисков и что цедент не должен использовать этот вид перестрахования для неблагоприятного набора рисков за счет перестраховщика. Чтобы защищать себя от таких нежелательных условий, перестраховщик должен внимательно изучить слип или бордеро (выписка из бухгалтерских книг, счетов, документов и т.п.), присланные ему, а также тщательно выбрать себе цедентов, обращая пристальное внимание на показатели их деловой активности, и быстро и точно проверить развитие отдельных договоров.
В зарубежной практике форма облигаторного перестрахования встречается наиболее часто. Однако поскольку она технически является весьма сложной, в России в настоящее время превалирует факультативное перестрахование.
Сущность пропорционального и непропорционального перестрахования
Договоры перестрахования бывают: пропорциональные и непропорциональные.
Пропорциональные договоры, в свою очередь, делятся на квотные и эксцедентные, или договоры эксцедента сумм.
Непропорциональные договоры делятся на договоры эксцедента убытка и договоры эксцедента убыточности. На практике встречаются также комбинированные формы этих договоров.
По квотному договору перестрахования перестрахователь обязуется передать перестраховщику долю во всех рисках данного вида, а перестраховщик обязуется принять эту долю
Обычно доля участия в перестраховании выражается в процентах от страховой суммы. Участие перестраховщика может быть оговорено и в конкретной сумме (квота). Кроме того, в договорах этого типа по желанию перестраховщика устанавливаются для разных классов риска верхние границы, т.е. лимиты ответственности перестраховщика. Перестрахователь передает перестраховщику пропорциональную часть полученных за данный промежуток времени страховых платежей, оставляя на своем счете комиссионное вознаграждение за передачу риска. Аналогичным образом происходит и урегулирование убытков. В соответствии со своей долей участия в рисках перестрахов щик передает перестрахователю пропорциональную часть страхового возмещения, выплаченного за него застрахованным.
Квотное перестрахование является простым в обслуживании и нетрудоемким. Хотя оно и уменьшает риск цедента по всем договорам, переданным в перестрахование, однако не влечет за собой достаточного выравнивания оставшейся части страхового портфеля.
Согласно условиям эксцедентного договора перестрахования, все принятые на страхование риски, страховая сумма которых превышает собственное удержание перестрахователем, подлежат передаче в перестрахование в пределах определенного лимита, именуемого эксцедентом. Емкость эксцедентного договора складывается из сумм собственного удержания перестрахователя и суммы эксцедента.
Для перестрахования рисков, страховые суммы которых превышают емкость договора первого эксцедента, перестрахователь может иметь договор второго эксцедента, покрываемый договором первого эксцедента, а также третьего и последующих договоров.
Перестрахователь в зависимости от характера может дифференцировать собственное удержание. Для этого составляется таблица собственного удержания, которая прилагается к договору.
Договор эксцедентного перестрахования может привести к полному выравниванию той части страхового портфеля, которая осталась в качестве собственного участия цедента в покрытии риска.
Приступая к заключению договора эксцедентного перестрахования, стороны определяют размер максимального собственного участия страховщика в покрытии определенной группы риска.
Превышение страховых сумм за установленный уровень собственного участия страховщика в покрытии риска передается в перестрахование. Это превышение называется достоянием эксцедента. Договор эксцедентного перестрахования определяет максимальный уровень в каждой группе рисков, который перестраховщик обязан принять в покрытие.
Максимум участия перестраховщика в покрытии риска называется кратностью собственного участия цедента.
Например, когда максимум участия перестраховщика равен 5 долям собственного участия цедента, то это означает, что договор перестрахования предусматривает покрытие 5 долей, или 5 перестраховочных минимумов.
При заключении договора эксцедентного перестрахования исключаются любые риски, страховая сумма которых меньше или равна установленному для данного портфеля количеству долей собственного участия страховщика.
И наоборот, риски, страховая сумма которых превышает собственное участие страховщика, считаются перестрахованными.
Чем выше страховая сумма для данного риска, тем больше процент перестраховки.
Договор квотно-эксцедентного перестрахования представляет собой сочетание двух перечисленных выше видов перестраховочных договоров.
Непропорциональное перестрахование характеризуется тем, что в нем нет верхнего предела ответственности страховщика. При непропорциональном перестраховании не применяется принцип участия перестраховщика в платежах и выплатах страхового возмещения, исходя из процента перестрахования. Если при пропорциональном перестраховании интересы перестрахователя и перестраховщика в целом совпадают, то при непропорциональном перестраховании интересы сторон могут приобрести противоречивый характер. Смысл этих противоречий состоит в том, что достижение дополнительных финансовых результатов перестрахователем не сопровождается аналогичными результатами у перестраховщика. Более того, перестраховщик может понести убытки.
Целью непропорционального перестрахования со стороны перестрахователя является обеспечение гарантий всем имеющимся финансовым интересам, которые подвержены малому количеству исключительно крупных убытков или большому количеству мелких убытков. С учетом этого различают перестрахование превышения убытков (эксцедент убытка) и перестрахование превышения убыточности по рискам определенного вида (эксцедент убы точности).
Перестрахование на базе эксцедента убытка оформляется договором эксцедента убытка, согласно которому механизм перестрахования вступает в действие только тогда, когда окончательная сумма убытка по застрахованному риску в результате страхового случая (случаев) превысит обусловленную в договоре сумму.
Ответственность перестраховщика сверх этой суммы ограничивается определенным лимитом. В соответствии с потребностями за первым эксцедентом убытка может следовать второй эксцедент и т.д.
Премия, причитающаяся перестраховщикам - участникам договора эксцедента убытка, обычно устанавливается в определенных процентах к годовой сумме брутто-премии по защищаемому портфелю страхования. По договорам эксцедента убытка, как правило, не предусматриваются комиссия и тантьема (получение прибыли) в пользу перестрахователя. Данный тип договора приносит высокую прибыль перестраховщику.
Эксцедент убыточности, или договор перестрахования «стоп-лосс» - это договор перестрахования, по которому перестрахователь защищает по определенному виду страхования общие результаты прохождения дела на случай, если убыточность превысит обусловленный в договоре процент. Лимит ответственности перестраховщика устанавливается в пределах определенного процента убыточности (100 или 105% за год) или в твердой сумме.
Размер убыточности, сверх которой действует договор, устанавливается с таким расчетом, чтобы перестрахователь не имел возможности извлечь для себя какую-либо финансовую выгоду по приходящейся на него доле ответственности.
Цель договора эксцедента убыточности - защита перестрахователя от дополнительных или чрезвычайных потерь.
Перестраховщик, заключая договор, принимает обязательство «выравнить» перестрахователю превышение убыточности сверх установленного лимита, составляющего, например, 105% от страховых платежей, собранных перестрахователем. В данном случае это означает что убыточность до 105% будет покрываться перестрахователем за счет собственных фондов.
Размер убыточности, превышающий 105%, покрывается перестраховщиком исходя из условий заключенного договора. В договор обычно вносится запись; «убыточность остановлена на уровне 105%» или «стоп- убыточность 105 %» .
Для защиты интересов перестраховщика в договор могут вноситься ограничения. В договоре может быть установлена максимальная сумма личной ответственности, например 105- 130%. Если за данный год убыточность составила 140%, то перестраховщик покрывает только 25% от общей убыточности (130-105), а перестрахователь покрывает 115% убыточности- 105% плюс дополнительно 10% (140-130), которые составляют превышение верхнего лимита ответственности перестраховщика (130%).
В перестраховании могут создаваться пулы. Перестраховочный пул представляет собой объединение страховых обществ для перестраховочной защиты. Каждое страховое общество проводит страхование самостоятельно, передавая пулу лишь часть принятой ответственности, исходя из своих финансовых возможностей возместить вероятный убыток.
Перестраховочный пул действует как посредник, распределяя передаваемые в перестрахование риски между своими членами.
- 1. Страховое дело и страховая защита-сущность, основные понятия, функции и роль в экономике. Организация страхового дела в России
- 3.Основные понятия и термины страхования и страхового права
- 4.Страховое правоотношение - понятие, содержание и виды
- 5.Договор личного страхования
- 6.Договор имущественного страхования
- 7.Договор страхования ответственности
- Страхование гражданской ответственности предприятий- источников повышенной опасности
- 8. Обязательственное право в страховых отношениях
- 9.Социальное страхование в Российской Федерации- формы и задачи. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 10. Обязательное медицинское страхование (омс).
- 11.Участники правоотношений по обязательному государственному пенсионному страхованию, тарифы страховых взносов, персонифицированный учет в системе
- 12.Права, обязанности и ответственность страховщика и страхователя. Порядок, сроки выплат и взыскание сумм возмещения и обеспечения. Взаимодействие страховщика с судебными органами
- Права и обязанности страховщика и страхователя в договорах личного страхования. Порядок, сроки выплат и взыскание сумм возмещения и обеспечения в личном страховании
- 13.Государственное регулирование страховой деятельности. Контроль государства за деятельностью страховых организаций. Лицензирование страховой деятельности в рф