logo
mifi

Merger and acquisitions (слияния и поглощения).

Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.

С юридической точки зрения существует достаточно большое количество способов объединения.

Классификация основных типов слияния и поглощения компаний

В современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияния и поглощения компаний. В качестве наиболее важных признаков классификации этих процессов обычно называются:

- характер интеграции компаний;

- национальную принадлежность объединяемых компаний;

- отношение компаний к слияниям;

- способ объединения потенциала;

- условия слияния;

- механизм слияния.

Экономия, обусловленная масштабами, достигается тогда, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере увеличения объем; производства продукции. Один из источников такой экономии заключается в распределении постоянных издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Основная идея экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т.д. Иными словами, увеличение объема позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Однако надо помнить, что существуют определенные пределы увеличения объема производства, при превышении которых издержки на производство могут существенно возрасти, что приведет к падению рентабельности производства.

В оценочной практике используют два типа мультипликаторов: интервальные и моментные.

К интервальным мультипликаторам относят:

■ цена/прибыль;

■ цена/денежный поток;

■ цена/дивидендные выплаты;

■ цена/выручка от реализации.

К моментным мультипликаторам относят:

■ цена/балансовая прибыль;

■ цена/чистая стоимость активов.

Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех этапов:

■ выбора величины мультипликатора;

■ взвешивания промежуточных результатов;

■ внесения итоговых корректировок.

Схема: Основные мотивы слияний и поглощений

Мотивы слияний и поглощений компаний

Экономия,

Обусловленная масштабами

Стремление получить

синергетический

эффект

Комбинирование

взаимодополняющих

ресурсов

Повышение качества управления, устранение неэффективности

Финансовая экономия за счет трансакционных издержек

Налоговые мотивы

Мотив монополии

Диверсификация производства, возможность использования избыточных ресурсов

Взаимодополняемость в области НИОКР

Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения

Мотив продажи «вразброс»

Личные мотивы

менеджеров