logo
БУ

29. Коэффициенты рентабельности.

Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Их разновидностями являются следующие.

Коэффициенты нормы прибыли: а) Валовая прибыль до уплаты процентов и налогов / Выручка от реализации или чистые продажи; б) Чистая операционная прибыль (прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов) / Выручка от реализации или чистые продажи; в) Чистая прибыль после уплаты процентов и налогов / Выручка от реализации или чистые продажи. Коэффициенты рентабельности: а) Прибыль до уплаты процентов и налогов / Активы или собственный капитал; б) Прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов / Активы или собственный капитал; в) Чистая прибыль (прибыль после уплаты процентов и налогов) / Активы или собственный капитал.

Сопоставление трех видов коэффициентов рентабельности показывает степень влияния процентов и налогов на рентабельность предприятия.

Коэффициенты нормы прибыли на акцию: а) доход на акцию: Дивиденды по простым акциям / Среднее количество простых акций; б) дивидендный доход (%):  Годовой дивиденд на одну акцию х 100 / Средняя рыночная цена одной акции.

Если доля прибыли в выручке от реализации растет, увеличивается прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента даже при ухудшении коэффициента финансового левериджа.

ТАКЖЕ НЕ ВКЛЮЧЕНЫ КОЭФФИЦИЕНТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОЛГА:

Коэффициенты обслуживания долга (рыночные коэффициенты) показывают, какая часть прибыли поглощается процентными и фиксированными платежами. Общая их сумма рассчитывается следующим образом.

Коэффициент покрытия процента: Прибыль за период / Процентные платежи за период.

Коэффициент покрытия фиксированных платежей: Прибыль за период / (Проценты  +  Лизинговые платежи  +  Дивиденды по привилегированным акциям  +  Прочие фиксированные платежи). 

Методика определения числителя коэффициентов покрытия процентов и покрытия фиксированных платежей зависит от того, относятся процентные или фиксированные платежи на себестоимость либо уплачиваются из прибыли.

Коэффициенты обслуживания долга особое значение приобретают при высоких темпах инфляции, когда величина процентов уплаченных может приближаться к основному долгу клиента или превышать его. Чем больше прибыли направляется на покрытие процентов уплаченных и других фиксированных платежей, тем меньше ее остается для погашения долговых обязательств и покрытия рисков и тем хуже кредитоспособность клиента.