Налоговая политика и налоговое регулирование государства.
Налоговая политика — это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.
Формир нал политики во многом опред выбором модели рыночной эк-ки:
- либеральная (незначит вмешат гос-ва)
- соц- ориентир – Сильное вмешат гос-ва
Типы нал полит:
- политика макс налогов
- политики разумных налогов
- налог политики предусматр достаточно высокий уровень облож, но при значит соц защите.
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической политики, она во многом зависит также от форм и методов экономической политики государства.
Одним из методов налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, как экономический кризис, война.
Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит, как видно из названия, в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.
При анализе налоговой политики различают такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.
Субъектами налоговой политики выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы и т. д.) Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении порядка и сроков уплаты налогов, форм отчетности по ним. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:
— соотношение прямых и косвенных налогов;
— применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
— дискретность или непрерывность налогообложения;
— широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
— использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
— степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
— методы формирования налоговой базы.
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя указанную политику. Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.
Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.
Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно менять приоритеты в политике регулирования доходов. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.
Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.
Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. Проведению активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанные с видами и формами предпринимательской деятельности.
Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. К наиболее типичным используемым формам налоговых льгот следует отнести: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения, перенос убытков, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.
Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило название "налоговых каникул".
Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.
- Общественные финансы и государственный финансовый менеджмент
- Финансы как стоимостная категория.
- Сущность и развитие финансов.
- Признаки финансов.
- Функции и роль финансов в перераспределении валового национального продукта.
- Финансовые ресурсы: их источники и структура.
- Финансовая система государства, ее сущность, значение и звенья.
- Государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств, государственный кредит, страховые фонды.
- Финансовая политика, ее сущность и составные компоненты.
- Объекты и субъекты управления финансами.
- Функциональные элементы управления финансами.
- Роль финансов в международных экономических отношениях.
- Бюджетная система страны, ее виды и участники.
- Принципы бюджетной системы государства.
- Бюджетная политика государства. Основные направления бюджетной политики рф в 2011–2013 годах
- Доходы бюджета, их классификация, разграничение по уровням бюджетной системы.
- Расходы бюджета, их классификация, распределение расходных полномочий между уровнями власти.
- Бюджетная классификация.
- Государственный и муниципальный долг, его классификация, инструменты управления.
- Бюджетный федерализм.
- Бюджетный процесс и его основные этапы.
- Налоговая система государства.
- Налоги, их экономическая сущность, функции и классификация.
- Механизмы налогообложения субъектов предпринимательской деятельности.
- Налоговая политика и налоговое регулирование государства.
- Бюджетные и внебюджетные фонды государства.
- Агентские издержки: формы их осуществления и источники финансирования.
- Принципы построения финансовой отчетности корпораций.
- Доходность и риск.
- Экономическая сущность и виды доходности.
- Структура капитала и финансовый леверидж.
- Фактическая, маржинальная и целевая структура капитала.
- Способы оценки капитала по рыночной и по балансовой стоимости.
- Альтернативные издержки.
- Методика маржинального анализа.
- Сущность и виды инвестиций.
- Содержание бизнес-плана инвестиционного проекта.
- Общая финансовая схема реализации проекта.
- Расчет основных показателей экономической эффективности инвестиций.
- Первичное размещение акций на фондовой бирже.
- Организация дополнительных эмиссий обыкновенных акций.
- Финансовое планирование.
- Банкротство и финансовая реструктуризация.
- 150. Понятие денег, их происхождение, необходимость и предпосылки возникновения и применения денег, эволюция денег.
- 151. Сущность и функции денег как меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа.
- Свойства денег.
- Особенности функции «мировые деньги» в современных условиях.
- Денежная система государства, ее основные элементы, типы и функции.
- Генезис развития денежной системы страны.
- Денежная система Российской Федерации.
- Эмиссия денег и организация эмиссионных обращений.
- Денежное обращение и его виды, структура.
- Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов.
- Денежная масса и скорость обращения денег.
- Денежные агрегаты.
- Сущность инфляции, классификация типов инфляции.
- Воздействие инфляции на экономику государства, методы ее регулирования.
- 1. Косвенные методы.
- Методы стабилизации валют.
- Денежные реформы и методы их проведения.
- Денежно-кредитная политика государства.
- Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
- Конвертабельность национальных денег, валютный курс, международные расчетные операции.
- 1. Текущие вал. Операции:
- 2. Валютные операции, связ. С движением капитала:
- Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция.
- Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.
- Кредит, его необходимость, сущность и функции.
- Роль и границы кредита.
- Кредит в международных экономических отношениях.
- Рынок ссудных капиталов, его сущность и источники.
- Кредитная и банковская система государства и их основные элементы.
- Ссудный процент и его экономическая роль.
- Границы ссудного проценты и источники его уплаты.
- Операции наращения и дисконтирования.
- Типы банковских систем.
- Страхование Экономическая сущность и функции страхования
- Организация страхования Принципы организации страхового дела
- Организационно-правовые формы страхования
- Меры государственного регулирования страховой деятельности
- Классификация страхования Направления, отрасли, подотрасли и виды страхования
- Формы страхования
- Обязательное страхование
- Добровольное страхование
- Правовые основы страховых отношений
- I ступень — Общее гражданское право
- II ступень — Cпециальное законодательство по страховому делу
- III ступень — прочие нормативные акты
- Экономико-финансовые основы страхования