§ 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
применяемых Банком России
Меры воздействия, применяемые Банком России к кредитным организациям, предусмотрены в ст. 74Закона о Банке России, а также вп. 4 ст. 3.5ист. ст. 15.25и15.26Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Эти меры воздействия можно разделить на две группы: формы административной ответственности и иные меры воздействия.
Так, ст. 74Закона о Банке России предусмотрено право Банка России направить кредитной организации предписание об устранении нарушений, взыскать с нее штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев в следующих случаях:
- при нарушении кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России;
- при выявлении фактов непредставления в Банк России информации либо представления неполной или недостоверной информации.
В случае неисполнения предписаний Банка России об устранении выявленных нарушений в установленный срок либо в случаях, когда эти нарушения или совершенные кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
- замены руководителей кредитной организации: членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа (председателя правления, президента и т.п.) и его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа (правления), главного бухгалтера и его заместителей, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, его заместителей филиала кредитной организации;
- осуществления реорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Закономо банкротстве кредитных организаций;
7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;
8) отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Закономо банках и банковской деятельности.
Ответственность за нарушение банковского законодательства в виде штрафа установлена также ст. 15.26КоАП РФ. Ответственность кредитных организаций и их должностных лиц за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования определяетсяст. 15.25КоАП РФ.
Указанные нормативные акты зачастую устанавливают разные санкции за одни и те же нарушения, из-за чего возникают различные коллизии. В связи с такой множественностью нормативных актов и неясностью их применения необходимо поставить два вопроса: о правовой природе ответственности кредитных организаций за нарушение банковского и валютного законодательства и о конкуренции норм ст. 74Закона о Банке России ист. 15.26КоАП РФ.
На первый взгляд вопрос о правовой природе норм об ответственности кредитных организаций за нарушение банковского законодательства не должен вызывать сомнений.
Представляется, что некоторые меры взыскания, предусмотренные в ст. 74Закона о Банке России, являются формами административной ответственности, учитывая цель их применения - наказать нарушителя путем возложения на него дополнительной обязанности или лишения права. Соответственно к формам административной ответственности следует отнести взыскание штрафа и отзыв лицензии. Иные меры воздействия преследуют другую цель. Они применяются Банком России, чтобы защитить банковскую клиентуру и предотвратить возможные негативные последствия финансового неблагополучия банка, включая его будущую несостоятельность. К их числу следует отнести все меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций, применяемые Банком России.
Вместе с тем в литературе имеется противоположная точка зрения. Так, по мнению авторов учебного пособия "Банковское право", "ответственность административная и ответственность, предусмотренная ст. 74Закона о Банке России, равно как административные санкции и санкции этой статьи, - разные юридические категории, и их нельзя смешивать". К сожалению, авторы не сделали вывода об отраслевой принадлежности ответственности банков, предусмотреннойст. 74Закона о Банке России. Из контекста усматривается, что, вероятно, речь идет об особой "банковской" ответственности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. С. 95 - 99.
Аналогичные проблемы ранее возникали с определением отраслевой принадлежности норм об ответственности за нарушение норм валютного законодательства, которые долгое время оставались спорными. Служащие налоговых органов, и прежде всего упраздненного ВЭКа (Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю), нередко утверждали, что ответственность за нарушение норм налогового и валютного права не является административной и не регулируется административным правом. Их позиция основывалась на разном предметном регулировании и субъектном составе рассматриваемых правоотношений по сравнению с правоотношениями, регулируемыми КоАПРФ. Соответственно, был сделан вывод о наличии "валютной" и "налоговой" ответственности, которые существуют наряду с административной ответственностью. Такой подход позволял обосновывать отсутствие сроков для привлечения к ответственности и оправдывал неограниченное ведомственное нормотворчество. Вместе с тем он противоречил теории юридической ответственности, которая традиционно выделяла: уголовно-правовую, административно-правовую, гражданско-правовую, а также дисциплинарную ответственность <1>. Эта позиция была воспринята законодателем. Поэтому в настоящее время ответственность за нарушение и банковского, и валютного законодательства в том числе кредитных организаций установлена КоАП РФ (ст. ст. 15.25и15.26). Таким образом, на сегодняшний день не вызывает сомнения, что ответственность за нарушение норм валютного законодательства, так же как и ответственность за нарушение банковского законодательства, носит административный характер.
--------------------------------
<1> См.: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 1999. С. 495 - 496.
Для применения указанных форм ответственности (привлечения к ответственности) за нарушение норм банковского и валютного законодательства необходимы наличие и доказанность состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Не останавливаясь подробно на характеристике каждого элемента административного правонарушения в отдельности <1>, представляется необходимым более подробно рассмотреть субъективную сторону ответственности за нарушение валютного, а заодно и банковского законодательства, учитывая их схожую в определенной части правовую природу. В свое время при применении ответственности за нарушение валютного законодательства у некоторых контролирующих органов сложилась правовая позиция о возможности привлечения виновных к ответственности и при отсутствии вины. Так, в письмеГТК РФ от 29 марта 2001 г. N 01-30/11765 "О порядке привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил" (включая нарушение валютного законодательства) ГТК России был предложен следующий порядок привлечения правонарушителя к ответственности. По мнению ГТК России, при рассмотрении дел о нарушении таможенного и валютного законодательства подлежали доказыванию событие правонарушения, а также обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к ответственности. Таким образом, ГТК России полагал, что вина не входит в состав рассматриваемых правонарушений. По мнению авторов учебника "Банковское право", меры воздействия, установленныест. 74Закона о Банке России, также не являются административно-правовыми и их применение не связано с необходимостью устанавливать вину кредитной организации в нарушении федеральных законов или актов Банка России <2>.
--------------------------------
<1> Смотрите учебную литературу по административному праву.
<2> См.: Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. М.: Юрист, 2007. С. 95 - 96.
Представляется, что вина должна являться одним из оснований ответственности за нарушение как валютного, так и банковского законодательства в силу правовых особенностей последней (административная ответственность). Как известно, гражданское право допускает возможность безвиновной ответственности (п. 3 ст. 401ГК РФ). При этом некоторые исследователи полагают, что в этом случае речь может идти не о юридической ответственности, предполагающей государственное принуждение и наказание правонарушителя, а об особой форме распределения убытков <1>. В отличие от частного права, любая публично-правовая ответственность (административная в том числе) не может допускать объективное вменение. Схожей позиции придерживается Конституционный Суд РФ. В егоПостановленииот 27 апреля 2001 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ "Автоваз" и "Комбинат "Североникель", обществ с ограниченной ответственностью "Верность", "Вита-Плюс" и "Невско-Балтийская транспортная компания", товарищества с ограниченной ответственностью "Совместное российско-южноафриканское предприятие "Эконт" и гражданина А.Д. Чулкова указано, что привлечение к ответственности юридического лица за совершение нарушения таможенных правил не может обосновываться одним только фактом нарушения таможенных правил. К числу последних отнесено также несвоевременное зачисление валютной выручки от экспорта на счет в уполномоченном банке, т.е. нарушение валютного законодательства. К основаниям ответственности, исходя из общего понятия состава правонарушения, была отнесена вина, если в самом законе прямо и недвусмысленно не установлено иное <2>. Вместе с тем Конституционный Суд РФ сделал вывод, что законодательство возложило бремя доказывания вины не на государственные органы, как в уголовном процессе, а на правонарушителя. Данный подход был воспринят законодателем лишь частично. В соответствии сост. 1.5КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Однако в отличие от изложенного выше мнения Конституционного Суда РФ ст. 1.5 КоАП РФ провозгласила презумпцию невиновности. В соответствии сч. 3 указанной статьилицо, привлекаемое к административной ответственности, по общему правилу не обязано доказывать свою невиновность. В этом отношении позиция авторов учебного пособия "Банковское право", полагающих, что санкциист. 74Закона о Банке России должны применяться без учета вины банков <3>, лишь оправдывает субъективизм и усмотрение надзорного органа. Кроме того, рассматриваемый вывод не обоснован никакими аргументами.
--------------------------------
<1> См.: Ойгензихт В.А. Проблема риска в гражданском праве (часть общая). Душанбе, 1972. С. 189 - 190.
<2> Вестник ВАС РФ. 2001. N 8. С. 73.
<3> См.: Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. М.: Юрист, 2007. С. 96.
Решение вопроса о конкуренции норм ст. 74Закона о Банке России ист. 15.26КоАП РФ имеет важное значение, учитывая разный размер штрафа и порядок привлечения к административной ответственности, которые установлены указанными актами практически за одни и те же нарушения. Во-первых, КоАП устанавливает ответственность за нарушения законодательства о банках и банковской деятельности и за нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований. Под иными обязательными требованиями можно понимать нарушение федеральных законов, иных нормативных актов и предписаний Банка России, т.е. те правонарушения, ответственность за которые установленаст. 74Закона о Банке России. Во-вторых, размер штрафа, установленный КоАП РФ, отличается от штрафа, взыскиваемого в соответствии со ст. 74 Закона о Банке России. Как было указано выше, размер штрафа по ст. 74 Закона о Банке России может быть назначен до 1% минимального уставного капитала банка (т.е. до 1 млн. 800 тыс. руб.). В свою очередь,ч. 2 ст. 15.26КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 тыс. руб., атретья- от 40 до 50 тыс. руб. В-третьих, КоАП РФ ист. 74Закона о Банке России устанавливают разные сроки давности для привлечения к административной ответственности. Согласност. 74Закона о Банке России кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных вч. ч. 1и2 этой же статьи, если со дня его совершения истекло пять лет. Срок давности для привлечения к ответственности пост. 4.5КоАП РФ составляет два месяца.
Проблема разрешения указанной коллизии была предложена в письмеЦБ РФ от 2 июля 2002 г. N 84-Т "О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - письмо ЦБ РФ N 84-Т). Свою позицию Банк России обосновал тем, что нормаЗаконао Банке России, предусматривающая административную ответственность за нарушение банковского законодательства, не была отменена в связи с введением в действиеКоАПРФ. Следовательно, она должна продолжать применяться наряду сост. 15.26КоАП РФ. Исходя из содержания ст. 15.26 КоАП РФ она может применяться как к кредитным организациям, так и к ее должностным лицам. Сделав указанные выводы, Банк России разграничил сферы применения рассматриваемых административных санкций. ЦБ РФ рекомендовал своим учреждениям применять меры ответственности, установленныест. 15.26КоАП РФ, только к должностным лицам кредитных организаций с учетом требованийст. 3.4ип. 3 ст. 3.5КоАП РФ. Отсюда следует, что административный штраф, установленныйст. 74Закона о Банке России должен применяться только к самой кредитной организации. Представляется, что с таким выводом можно согласиться, учитывая, например, размер ответственности, установленный рассматриваемыми административными нормами. Вряд ли обоснованно, например, было бы взыскивать с руководителя банка штраф до 1% минимального уставного капитала. Эта сумма слишком велика для физического лица и, соответственно, неадекватна нарушению. С другой стороны, штраф в несколько минимальных размеров оплаты труда совершенно неощутим для кредитной организации, нарушившей какой-либо экономический норматив.
Соответственно сроки давности, установленные ст. 74Закона о Банке России, должны применяться только для привлечения к административной ответственности самой кредитной организации. Они являются специальными по отношению к срокам давности, установленнымст. 4.5КоАП РФ. Представляется, что сроки давности, установленныест. 74Закона о Банке России, можно рассматривать как предельные сроки для применения административной ответственности, которые не могут быть увеличены ни при каких условиях. Поэтому даже в случае, если правонарушение кредитной организации можно квалифицировать как длящееся (п. 2 ст. 4.5КоАП РФ ип. 4письма ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. N 84-Т), она не может быть привлечена к административной ответственности пост. 74Закона о Банке России спустя пять лет. Привлечение же должностных лиц кредитной организации пост. 15.26КоАП РФ осуществляется с учетом сроков давности, установленныхст. 4.5КоАП РФ. Если такие правонарушения могут быть квалифицированы как длящиеся, то применяется нормап. 2 ст. 4.5КоАП РФ об особом порядке исчисления сроков давности для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности. При длящемся административном правонарушении сроки вынесения постановления по делу об административном правонарушении начинают исчисляться с момента обнаружения административного правонарушения, т.е. с момента представления должностному лицу Банка России, правомочному либо применять меры административной ответственности, либо в соответствии сост. 28.3КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, результатов произведенной проверки деятельности кредитной организации, получения указанным должностным лицом Банка России отчетности кредитной организации и в других случаях, когда должностное лицо Банка России получает достоверную информацию о факте совершения административного правонарушения.
Статья 28.3КоАП РФ устанавливает, что должностные лица Банка России правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренныхст. 15.26КоАП РФ. В соответствии сп. 4 ст. 22Закона о валютном регулировании и валютном контроле контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ. Поэтому должностные лица Банка России - органа валютного контроля также правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях и в случаях, указанных вст. 15.25КоАП РФ. Перечень названных должностных лиц должен определяться в соответствии с указанным вышеписьмомЦБ РФ N 84-Т. Под ними следует понимать Председателя Банка России и его заместителей, руководителей территориальных учреждений Банка России и их заместителей (для Московского ГТУ Банка России - также управляющих отделениями Московского ГТУ Банка России). При этом для осуществления указанных полномочий заместителю Председателя Банка России, а также руководителям территориальных учреждений Банка России, их заместителям и управляющим отделениями Московского ГТУ Банка России не требуется специальная доверенность.
Рассмотрим порядок применения некоторых мер воздействия к кредитным организациям, включая меры административной ответственности, которые предусмотрены ст. 74Закона о Банке России,Закономо банкротстве кредитных организаций и Федеральнымзакономот 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" (далее - Закон N 175-ФЗ). Процедура применения указанных мер воздействия частично урегулирована вИнструкцииЦБ РФ от 31 марта 1997 г. N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" (далее - Инструкция ЦБ РФ N 59).
Помимо мер воздействия, перечисленных в ст. 74Закона о Банке России, которые вИнструкцииN 59 названы принудительными, указанная Инструкция выделяет так называемые "предупредительные" меры воздействия. К ним относится доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации; изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации; предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками); установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности. Применение предупредительных мер воздействия осуществляется путем направления кредитной организации соответствующего сообщения в форме письменного документа и в ходе деловой встречи (совещания).
Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов и предписаний Банка России (банковского законодательства), непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков).
В соответствии с п. 1.15Инструкции ЦБ РФ N 59 к числу принудительных мер воздействия относятся: штрафы; требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению; требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации; требование о реорганизации кредитной организации; ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания.
- Банковское право
- Банковская система российской федерации
- Л.Г. Ефимова
- Часть I. Формирование банковской системы современного типа
- Глава 1. Исторические основы возникновения банков и становления банковской системы
- § 1. Зарождение и развитие банковского дела
- § 2. Появление центральных банков
- Глава 2. Понятие и структура банковской системы российской федерации
- § 1. Философское понятие системы и легальное определение
- § 2. Структура банковской системы Российской Федерации
- Часть II. Центральный банк российской федерации
- Глава 3. Центральный банк российской федерации (банк россии) как орган управления банковской системой
- § 1. Правовые основы деятельности Банка России
- § 2. Организация Банка России
- § 3. Место Банка России в системе органов
- Глава 4. Организаторская функция центрального банка российской федерации (банка россии)
- § 1. Организация единой денежно-кредитной политики
- § 2. Организация налично-денежного обращения
- § 3. Организация банковской системы
- § 4. Организация системы безналичных расчетов
- § 5. Организация валютного контроля на территории
- Глава 5. Нормотворческая функция центрального банка российской федерации (банка россии)
- § 1. Нормативные акты Банка России
- § 2. Акты Банка России ненормативного характера
- Глава 6. Функция защиты гражданского оборота центрального банка российской федерации (банка россии)
- § 1. Цели и задачи функции защиты гражданского оборота
- § 2. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- § 3. Утверждение экономических нормативов
- 10. Помимо указанных обязательных экономических нормативов Инструкция цб рф n 110-и устанавливает дополнительный экономический норматив в виде совокупной величины риска по инсайдерам банка.
- Глава 7. Банковский надзор
- § 1. Понятие и природа банковского надзора
- § 2. Субъекты и объекты банковского надзора
- § 3. Основные направления банковского надзора
- § 4. Формы банковского надзора
- Глава 8. Меры воздействия, применяемые центральным банком российской федерации (банком россии)
- § 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
- § 2. Штраф
- § 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
- § 4. Ограничение на проведение кредитными организациями
- § 5. Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций
- § 6. Запрет на открытие филиалов
- § 7. Предъявление Банком России требования
- § 8. Отзыв лицензии
- Глава 9. Центральный банк российской федерации (банк россии) как субъект частного права
- § 1. Операции и иные сделки Банка России
- § 2. Банк России как юридическое лицо
- 1. Банк России - предприятие и учреждение одновременно.
- 2. Банк России - унитарное предприятие.
- 3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
- 4. Банк России - учреждение.
- 5. Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права.
- 6. Банк России - коммерческая организация с особым правовым статусом, совмещающая предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
- Часть III. Государственная корпорация
- § 2. Компетенция Агентства по страхованию вкладов
- § 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо
- § 4. Правовая природа Агентства по страхованию вкладов
- Глава 11. Государственная корпорация "агентство по страхованию вкладов" как конкурсный управляющий
- § 1. Цели и задачи Агентства по страхованию вкладов
- Как конкурсного управляющего
- 1) При банкротстве кредитных организаций, имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1 ст. 50.20Закона о банкротстве кредитных организаций);
- § 2. Формирование конкурсной массы
- § 3. Установление требований кредиторов
- § 4. Удовлетворение требований кредиторов
- § 5. Привлечение к ответственности лиц, виновных
- § 6. Оспаривание сомнительных сделок
- Глава 12. Государственная корпорация "агентство по страхованию вкладов" как организатор системы обязательного страхования вкладов
- § 1. Организаторская функция
- 2. Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.
- § 2. Нормотворческая функция
- § 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов
- Глава 13. Государственная корпорация "агентство по страхованию вкладов" как орган по предупреждению банкротства банков
- § 1. Источники финансирования мероприятий
- § 2. Организаторская функция Агентства по страхованию вкладов
- 1. Центральный федеральный округ - 6 банков, из них 1 - в Калужской области, 5 - в Москве;
- § 3. Контрольно-управленческая функция
- § 4. Нормотворческая функция
- § 5. Механизм взаимодействия Банка России
- § 6. Виды мер по предупреждению банкротства банков
- § 7. Меры по предупреждению банкротства банка,
- § 8. Административное управление проблемным банком
- § 9. Перевод проблемного банка под управление
- § 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
- Часть IV. Кредитные организации
- Глава 14. Понятие кредитной организации
- § 1. Теоретико-правовые проблемы определения термина
- § 2. Экономическое понятие кредитной организации
- § 3. Легальное определение кредитной организации (банка)
- § 4. Легальное определение кредитной организации и банка
- § 5. Понятие и виды банковских операций
- § 6. Понятие и виды иных сделок кредитных организаций
- Глава 15. Правовое положение кредитных организаций, входящих в банковскую систему российской федерации
- § 1. Кредитная организация - юридическое лицо
- § 2. Кредитная организация - коммерческая организация
- § 3. Правоспособность кредитных организаций
- § 4. Организационно-правовая форма кредитных организаций
- § 5. Независимость кредитных организаций
- § 6. Банковский монополизм
- § 7. Наименование кредитной организации
- § 8. Публичная отчетность кредитных организаций
- § 9. Лицензирование банковской деятельности
- 1. Первичные лицензии.
- 2. Вновь созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- 3. Вторичные лицензии.
- Глава 16. Виды кредитных организаций, входящих в банковскую систему российской федерации
- § 1. Виды банков
- § 2. Виды небанковских кредитных организаций
- Глава 17. Понятие и виды кредитных организаций, не входящих в банковскую систему российской федерации
- § 1. Понятие и виды микрофинансовых организаций
- § 2. Кредитные потребительские кооперативы
- § 3. Сельскохозяйственные потребительские
- § 4. Иные микрофинансовые организации
- § 5. Операторы перевода средств
- 1. Заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц на условиях приема платежей от своего имени или от имени поставщика, но за счет последнего.
- § 2. Стадия согласования фирменного наименования
- § 3. Стадия представления документов о создании
- § 4. Стадия государственной регистрации
- § 5. Стадия формирования уставного капитала
- § 6. Стадия получения первичной лицензии
- § 7. Особенности получения вторичных лицензий
- Глава 19. Прекращение деятельности кредитных организаций
- § 1. Добровольная ликвидация кредитной организации
- § 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
- Глава 20. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
- § 1. Исторические причины появления
- Института несостоятельности
- § 2. Правовые основы несостоятельности
- § 3. Понятие несостоятельности кредитной организации
- § 4. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства)
- § 5. Изменение правового положения кредитной организации
- § 6. Процедура конкурсного производства
- Часть V. Бюро кредитных историй
- § 2. Понятие и состав кредитных историй заемщиков
- § 3. Порядок формирования кредитных историй
- § 4. Порядок представления информации из кредитных историй
- Глава 22. Особенности правового положения бюро кредитных историй
- § 1. Организационно-правовая форма бюро кредитных историй
- § 2. Предмет деятельности бюро кредитных историй
- § 3. Правоспособность бюро кредитных историй
- § 4. Создание, ликвидация и реорганизация
- § 5. Надзор за деятельностью бюро кредитных историй