§ 1. Источники финансирования мероприятий
по предупреждению банкротства банков
Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций в настоящее время определены в двух нормативных правовых актах. Во-первых, эти вопросы урегулированы в Законео банкротстве кредитных организаций. Во-вторых, меры чрезвычайного характера, направленные на преодоление экономического кризиса в банковской сфере, предусмотрены вЗаконеN 175-ФЗ. АСВ применяет меры по предупреждению банкротства банков согласно обоим указанным выше нормативным правовым актам. Однако по Закону N 175-ФЗ АСВ получило ряд чрезвычайных полномочий по предупреждению банкротства банков, сопоставимых с полномочиями ныне ликвидированного Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), однако, как представляется, более широкого и властного характера. Поэтому в результате изданияЗаконаN 175-ФЗ появились основания для вывода о появлении у АСВ нового направления деятельности - деятельности по предупреждению банкротства банков.
ЗакономN 175-ФЗ предусмотрена система чрезвычайных мер по выводу банковской системы из кризиса. Поэтому для финансирования этих мероприятий также предусмотрены специальные источники. В соответствии сч. 1 ст. 10Закона N 175-ФЗ мероприятия по предупреждению банкротства банков осуществляются за счет средств инвесторов, Агентства, Банка России, а также могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, предоставленных в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства.
Средства инвесторов привлекаются на основании договоров в рамках мероприятий, включенных в план участия Агентства в предупреждении банкротства банка (ст. 2Закона N 175-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 10Закона N 175-ФЗ Агентство вправе осуществлять финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда обязательного страхования вкладов.Пунктом 3Порядка использования средств фонда обязательного страхования вкладов в целях финансирования мероприятий по предупреждению банкротства банков, утвержденного решением совета директоров АСВ от 17 ноября 2008 г. (протокол N 5, раздел 1), финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда осуществляется Агентством в случае передачи третьим лицам (приобретателям) имущества и обязательств банка перед кредиторами первой очереди в размере суммы причитающегося им страхового возмещения в соответствии сЗакономо страховании вкладов (застрахованные обязательства).
Финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда может осуществляться при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если осуществление финансирования указанных мероприятий приведет к уменьшению затрат фонда в случае банкротства (ликвидации) банка;
2) если осуществление финансирования указанных мероприятий не повлияет на устойчивость фонда.
Предельный размер финансирования мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда (предельный размер финансирования) рассчитывается на основе производимой работниками Агентства оценки стоимости (размера) активов банка, его обязательств перед кредиторами первой очереди, а также застрахованных обязательств банка. Предельный размер финансирования принимается равным сумме застрахованных обязательств банка, уменьшенной на сумму, которую бы получило Агентство в счет удовлетворения своих требований, основанных на выплате страхового возмещения в ходе банкротства (ликвидации) банка, если имущество и обязательства банка не были бы переданы приобретателю.
Предельный размер финансирования утверждается правлением Агентства одновременно с утверждением плана участия Агентства в мероприятиях по предупреждению банкротства банка.
Финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банка за счет средств фонда осуществляется в рамках установленного предельного размера финансирования в следующих формах:
1) выплата приобретательской премии приобретателю имущества и застрахованных обязательств в размере отрицательного баланса передачи, определяемого в соответствии с ЗакономN 175-ФЗ;
2) компенсация кредиторам первой очереди, не получившим в ходе банкротства (ликвидации) банка удовлетворения требований в полном объеме, в размере разницы между полученными ими средствами и средствами, которые они бы получили в случае, если бы имущество и обязательства банка не были бы переданы приобретателю, согласно ч. 14 ст. 9Закона N 175-ФЗ.
Статьей 10Закона N 175-ФЗ предусмотрено, что в случае, если Агентство приобрело акции или внесло вклад в уставный капитал банка, оно обязано при получении предложения лица, заинтересованного в покупке всех приобретенных Агентством акций (долей), выставить их на продажу путем публичных торгов. Цена реализации всех приобретенных Агентством акций (долей) банка не должна быть меньше большей из двух величин: стоимости чистых активов банка (активов, не обремененных обязательствами) на дату получения Агентством указанного предложения или размера средств, направленных Агентством на оплату уставного капитала по стоимости приобретения. Возврат средств, предоставленных Агентством для целей предупреждения банкротства банка, а также исполнение иных обязательств перед Агентством производятся в установленные соответствующими договорами сроки, в том числе сроки, превышающие сроки осуществления плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка.
В соответствии с ч. 5 ст. 10Закона N 175-ФЗ выделение средств федерального бюджета на осуществление мероприятий по предупреждению банкротства банков с участием Агентства осуществляется путем внесения имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства, не являющееся фондом обязательного страхования вкладов, для формирования источников расходов на проведение мероприятий, предусмотренных федеральными законами. Порядок внесения указанного имущественного взноса в настоящее время определен вч. 5 ст. 13Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Его нормой предусмотрено, что в 2008 г. Правительство РФ вправе осуществить имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" в размере до 200000000,0 тыс. руб. для его использования в порядке, установленном советом директоров указанной государственной корпорации. Такой взнос был внесен пораспоряжениюПравительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 1696-Р.
- Банковское право
- Банковская система российской федерации
- Л.Г. Ефимова
- Часть I. Формирование банковской системы современного типа
- Глава 1. Исторические основы возникновения банков и становления банковской системы
- § 1. Зарождение и развитие банковского дела
- § 2. Появление центральных банков
- Глава 2. Понятие и структура банковской системы российской федерации
- § 1. Философское понятие системы и легальное определение
- § 2. Структура банковской системы Российской Федерации
- Часть II. Центральный банк российской федерации
- Глава 3. Центральный банк российской федерации (банк россии) как орган управления банковской системой
- § 1. Правовые основы деятельности Банка России
- § 2. Организация Банка России
- § 3. Место Банка России в системе органов
- Глава 4. Организаторская функция центрального банка российской федерации (банка россии)
- § 1. Организация единой денежно-кредитной политики
- § 2. Организация налично-денежного обращения
- § 3. Организация банковской системы
- § 4. Организация системы безналичных расчетов
- § 5. Организация валютного контроля на территории
- Глава 5. Нормотворческая функция центрального банка российской федерации (банка россии)
- § 1. Нормативные акты Банка России
- § 2. Акты Банка России ненормативного характера
- Глава 6. Функция защиты гражданского оборота центрального банка российской федерации (банка россии)
- § 1. Цели и задачи функции защиты гражданского оборота
- § 2. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- § 3. Утверждение экономических нормативов
- 10. Помимо указанных обязательных экономических нормативов Инструкция цб рф n 110-и устанавливает дополнительный экономический норматив в виде совокупной величины риска по инсайдерам банка.
- Глава 7. Банковский надзор
- § 1. Понятие и природа банковского надзора
- § 2. Субъекты и объекты банковского надзора
- § 3. Основные направления банковского надзора
- § 4. Формы банковского надзора
- Глава 8. Меры воздействия, применяемые центральным банком российской федерации (банком россии)
- § 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
- § 2. Штраф
- § 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
- § 4. Ограничение на проведение кредитными организациями
- § 5. Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций
- § 6. Запрет на открытие филиалов
- § 7. Предъявление Банком России требования
- § 8. Отзыв лицензии
- Глава 9. Центральный банк российской федерации (банк россии) как субъект частного права
- § 1. Операции и иные сделки Банка России
- § 2. Банк России как юридическое лицо
- 1. Банк России - предприятие и учреждение одновременно.
- 2. Банк России - унитарное предприятие.
- 3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
- 4. Банк России - учреждение.
- 5. Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права.
- 6. Банк России - коммерческая организация с особым правовым статусом, совмещающая предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
- Часть III. Государственная корпорация
- § 2. Компетенция Агентства по страхованию вкладов
- § 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо
- § 4. Правовая природа Агентства по страхованию вкладов
- Глава 11. Государственная корпорация "агентство по страхованию вкладов" как конкурсный управляющий
- § 1. Цели и задачи Агентства по страхованию вкладов
- Как конкурсного управляющего
- 1) При банкротстве кредитных организаций, имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1 ст. 50.20Закона о банкротстве кредитных организаций);
- § 2. Формирование конкурсной массы
- § 3. Установление требований кредиторов
- § 4. Удовлетворение требований кредиторов
- § 5. Привлечение к ответственности лиц, виновных
- § 6. Оспаривание сомнительных сделок
- Глава 12. Государственная корпорация "агентство по страхованию вкладов" как организатор системы обязательного страхования вкладов
- § 1. Организаторская функция
- 2. Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.
- § 2. Нормотворческая функция
- § 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов
- Глава 13. Государственная корпорация "агентство по страхованию вкладов" как орган по предупреждению банкротства банков
- § 1. Источники финансирования мероприятий
- § 2. Организаторская функция Агентства по страхованию вкладов
- 1. Центральный федеральный округ - 6 банков, из них 1 - в Калужской области, 5 - в Москве;
- § 3. Контрольно-управленческая функция
- § 4. Нормотворческая функция
- § 5. Механизм взаимодействия Банка России
- § 6. Виды мер по предупреждению банкротства банков
- § 7. Меры по предупреждению банкротства банка,
- § 8. Административное управление проблемным банком
- § 9. Перевод проблемного банка под управление
- § 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
- Часть IV. Кредитные организации
- Глава 14. Понятие кредитной организации
- § 1. Теоретико-правовые проблемы определения термина
- § 2. Экономическое понятие кредитной организации
- § 3. Легальное определение кредитной организации (банка)
- § 4. Легальное определение кредитной организации и банка
- § 5. Понятие и виды банковских операций
- § 6. Понятие и виды иных сделок кредитных организаций
- Глава 15. Правовое положение кредитных организаций, входящих в банковскую систему российской федерации
- § 1. Кредитная организация - юридическое лицо
- § 2. Кредитная организация - коммерческая организация
- § 3. Правоспособность кредитных организаций
- § 4. Организационно-правовая форма кредитных организаций
- § 5. Независимость кредитных организаций
- § 6. Банковский монополизм
- § 7. Наименование кредитной организации
- § 8. Публичная отчетность кредитных организаций
- § 9. Лицензирование банковской деятельности
- 1. Первичные лицензии.
- 2. Вновь созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- 3. Вторичные лицензии.
- Глава 16. Виды кредитных организаций, входящих в банковскую систему российской федерации
- § 1. Виды банков
- § 2. Виды небанковских кредитных организаций
- Глава 17. Понятие и виды кредитных организаций, не входящих в банковскую систему российской федерации
- § 1. Понятие и виды микрофинансовых организаций
- § 2. Кредитные потребительские кооперативы
- § 3. Сельскохозяйственные потребительские
- § 4. Иные микрофинансовые организации
- § 5. Операторы перевода средств
- 1. Заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц на условиях приема платежей от своего имени или от имени поставщика, но за счет последнего.
- § 2. Стадия согласования фирменного наименования
- § 3. Стадия представления документов о создании
- § 4. Стадия государственной регистрации
- § 5. Стадия формирования уставного капитала
- § 6. Стадия получения первичной лицензии
- § 7. Особенности получения вторичных лицензий
- Глава 19. Прекращение деятельности кредитных организаций
- § 1. Добровольная ликвидация кредитной организации
- § 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
- Глава 20. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
- § 1. Исторические причины появления
- Института несостоятельности
- § 2. Правовые основы несостоятельности
- § 3. Понятие несостоятельности кредитной организации
- § 4. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства)
- § 5. Изменение правового положения кредитной организации
- § 6. Процедура конкурсного производства
- Часть V. Бюро кредитных историй
- § 2. Понятие и состав кредитных историй заемщиков
- § 3. Порядок формирования кредитных историй
- § 4. Порядок представления информации из кредитных историй
- Глава 22. Особенности правового положения бюро кредитных историй
- § 1. Организационно-правовая форма бюро кредитных историй
- § 2. Предмет деятельности бюро кредитных историй
- § 3. Правоспособность бюро кредитных историй
- § 4. Создание, ликвидация и реорганизация
- § 5. Надзор за деятельностью бюро кредитных историй