logo
все билеты сс

Билет 3

1.Методы управления социальными рисками

 Социальное страхование - механизм реализации социальной политики государства и способ ее финансирования. Социальное страхование сочетает два принципа управления социальными рисками: социальное регулирование и собственно страхование. Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества, а принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей, ь процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения общественных потребностей в медицинской помощи и поддержке нетрудоспособных граждан, основанную на перераспределении национального дохода.

В истории известны различные методы управления социальными рисками:

• прямое финансирование и компенсация ущерба за счет средств государственного бюджета (государственное социальное обеспечение);

• обязательное социальное страхование;

• корпоративная социальная защита, финансируемая из средств предприятия (коллективные формы страхования);

• индивидуальное страхование на коммерческих условиях;

• общественная благотворительность;

•льготное налогообложение социально уязвимых категорий граждан (малообеспеченных, престарелых, нетрудоспособных);

• регулирование заработной платы и установление минимального размера оплаты труда.

2. Современные мировые демографические тенденции и их влияние на системы социального страхования

Проблемы возникают с нынешними пенсионерами. Дело в том, что они получают пенсию целиком из бюджета, который частично заполняют граждане страны — налогами, социальными отчислениями работодателей. В России, как и в других странах Европы, назрела демографическая проблема— рождаемость падает, а срок жизни пенсионеров растет. Естественно, возникает разрыв: за счет работающих содержать пенсионеров становится невозможно (сегодня на одного пенсионера приходится двое работающих, и, по некоторым расчетам, лет через десять коэффициент может сократиться до соотношения один к одному). В Европе с этим разрывом борются уже давно, в том числе путем повышения пенсионного возраста. Но в России этот ход ничего не изменит. Сыграет роль увеличение отчислений гражданина на свою будущую пенсию, на накопительный элемент или на базовый, или на страховой. Наметившиеся тенденции снижения смертности позволяют предположить, что Россия в ближайшее время может вступить во второй этап старения населения – «старение сверху», когда численность старших возрастных групп растет не только за счет сужения основания возрастной пирамиды, но и за счет расширения ее вершины в результате роста ожидаемой продолжительности жизни в старших возрастах и увеличения периода получения пенсии1. Этот этап старения характеризуется и существенным изменением возрастной структуры населения самого «третьего» возраста, его собственным старением. В результате могут существенно измениться приоритеты политики обеспечения жизнедеятельности пенсионеров из-за изменения структуры их потребностей в результате старения «пожилого населения». Кроме того, ожидаемое снижение смертности у мужчин в старших трудоспособных возрастах приведет к дополнительному росту численности пенсионеров. По прогнозам Пенсионного фонда РФ уже в 30-е гг. численность пенсионеров превысит численность наемных работников. При неизменности условий и норм пенсионного законодательства, поддержание коэффициента замещения на сегодняшнем уровне не представляется возможным.

Также можно добавить, что для повышения рождаемости население пытаются мотивировать различными льготами, материнским капиталом, декретным отпуском до 1,5 или 3 лет.